Период функционирования школы: 1950 —по настоящее время
Основные представители школы:
Канторович Леонид Витальевич.Сформулировал принципы такой отрасли математики как линейное программирование. Заложил основы фундаментальной для экономики теории оптимального распределения ресурсов, сформулировал понятие экономического оптимума и ввел в науку оптимальные, объективно обусловленные оценки - средство решения и анализа оптимизационных задач
Новожилов Виктор Валентинович. Работал в области статистики, экономики промышленности, оптимального планирования и использования экономико-математических методов для соизмерения затрат и результатов в народном хозяйстве. Исследовал проблемы теории и методологии расчетов экономической эффективности в народном хозяйстве. Основной проблемой исследований В. В. Новожилов считал проблему измерения затрат и их результатов. Выработал понятие оптимального плана народного хозяйства - как такого плана, который требует для заданного объема продукции наименьшей суммы трудовых затрат, и ввел понятия, позволяющие находить этот минимум: в частности, понятие «дифференциальные затраты народного хозяйства по данному продукту».
Людвиг фон Берталанфи. Разработал теорию открытых систем, занимался изменением теории открытых систем и общей теории систем к общественным наукам, в результате чего возник так называемый системный взгляд на людей. Ввёл понятие «открытых систем».
Рассел Акофф. Исследовал системный подход и организационное управление. Работы Рассела Акоффа внесли значительный вклад в развитие теории и научных методов управления. Наиболее заметен вклад Р. Акоффа в теории исследования операций, интерактивного планирования, циркулярных организаций. Изучал целенаправленные корпоративные системы и характеризующие их системы взаимосвязанных проблем.
Энтони Стаффорд Бир. Заложил основы управленческой кибернетики. Кибернетика - это учение об управляющих устройствах, о передаче и переработке в них информации. Она использует некоторые результаты математической логики, теории вероятностей, электроники, использует количественные аналогии между работой машины, деятельностью живого организма, а также некоторыми общественными явлениями. Бир был первым, применившим кибернетику для управления, определив управление как «науку эффективной организации». Разработал модель жизнеспособной системы для диагностики неисправности в любой существующей организационной системе. Управление в кибернетике — это применение кибернетических законов для всех видов организаций и социальных институтов, созданных человеческими существами, и взаимодействующими в них и между ними.
Становление школы науки управления, или количественной школы, связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и связанных с ними областей знаний. Они внесли существенный вклад в совершенствование теории управления. Основной предпосылкой возникновения количественной школы управления, является усложнение самого процесса управления, что было обусловлено бурным научно – техническим прогрессом послевоенных лет. В её основе лежит количественный подход, который предполагает использование научных методов анализа функционирования производственных систем и решения проблем управления с применением математического аппарата решения задач, компьютерной техники и информационных систем. Эта школа применила точные науки (экономико-математические методы (ЭММ), теорию исследования операций, статистику, кибернетику и др.) для решения задач управления, чем внесла существенный вклад в развитие науки управления. Количественные методы в менеджменте опираются на такие научные теории, как теория принятия решений, теория исследования операций, теория игр, теория массового обслуживания, теория оптимальных систем, статистический анализ и др. Представители данной школы рассматривают управление как логический процесс, который может быть описан математическим языком. Суть количественных методов заключается в том, что для решения задачи управления предприятием разрабатывается модель процесса управления. Сторонники данного направления, которое зародилось в период второй мировой войны, ставили перед собой задачу: с помощью количественных методов изучать операционные проблемы организации. Авторы обращали внимание на важность: временного планирования, создания графиков движения ресурсов и хода технологических процессов, решения задач оптимизации.
Школа науки управления в своих исследованиях опирается на три методологических подхода – системный, процессный и ситуационный, которые сформировались на основе эмпирического подхода:.
Процессный подход. Рассмотрение управления как непрерывной серии взаимосвязанных управленческих функций. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.
Авторы подхода: А. Файоль и др.
Системный подход. Системный подход позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов. Система– это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого Управление здесь рассматривается как Рассмотрение управления как взаимосвязанная структура в единстве составляющих ее элементов. Системный подход –целостное представление о механизмах, направляющих деятельность какой-либо социальной общности (организации).
Авторы подхода:Г. Спенсер, А. А. Богданов, Л. фон Берталанфи.
Ситуационный подход. Рассмотрение управление как процесс, всецело зависящий от конкретной ситуации. Сущность ситуационного подхода заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Рассмотрение конкретной ситуации позволяет руководителю подобрать наилучшие способы и методы достижения целей организации, соответствующие этой ситуации. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определёнными вариантами развития для того, чтобы достичь цели организации наиболее эффективно.
Авторы подхода: П. Друкер, А. Чандлер, Р. Дейвис, Т. Бернс, Г. Сталкер, П. Лоуренс, Дж. Лорош
Ключевой характеристикой науки управления (количественной школы) является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями. Модель – это форма представления реальности, схематическое, упрощенное отображение реальной ситуации. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Одной из форм модели является математическая модель — описание систем и процессов взаимосвязанными математическими выражениями (формулами, уравнениями и т.п.) Задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать сколь угодно большое число вариантов решения задачи и выбрать из них наилучший. Таким образом, чем точнее выполнены расчеты, тем выше степень получения искомого результата в реальной ситуации. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние бихевиористкого подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемой человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследований операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у очень немногих руководителей было образование достаточное, для понимания и применения сложных количественных методов.