Найти тему
Татьяна Кильмяшкина

СКАЖИТЕ ЕМУ, ЧТОБЫ МНЕ ПЕРВЫЙ БИЛЕТ ДОСТАЛСЯ...

Я успешно училась в медучилище. Дисциплинированность, ответственность, трудолюбие - эти качества и плюс еще синдром отличницы (будь он неладен!) помогали мне выдерживать все экзамены только на пять. Иногда с плюсом.

Подходила к завершению очередная сессия, два предмета круглыми пятерочками уже успешно уложены в зачетку, впереди физика. Фу, самая нелюбимая. То ли дело литература, русский... Но! отступать я не привыкла. Распределила все вопросы на три дня (именно столько было до экзамена), отчертила их на бумаге жирными линиями, пометила красной пастой сложные, а зеленой - вопросы средней сложности. Приготовила учебник, конспекты, осталось только сесть и грызть гранит науки. Сегодня отдыхаю, завра - за дело!

Но в планы внезапно вмешался случай. Утром выяснилось, что мой брат Сергей и его жена Елена (а жили мы на тот момент большой семьей, точнее двумя семьями, в одной трехкомнатной квартире) заболели. Высоченная температура, слабость и все такое. Врач прописал лекарства и постельный режим. И, самое главное, срочно изолировать малышку (десятимесячную дочь Олю) от родителей и не пускать ее в лазарет - так я назвала комнату с двумя простудившимися. Не могли по очереди отболеть что ли?! - тихонько злилась я внутри себя.

Понятное дело, что с племяшкой буду сидеть я, это не обсуждалось. Мама с папой тогда еще работали. Папа уходил на работу очень рано - любил поздороваться и поговорить со своим экскаватором перед рабочим днем, настроить его на рабочий лад, так сказать. И самому настроиться. Наверное, метод был действенным, раз об отце часто в газетах статьи писали как о передовике производства.

Мама вечно убегала на работу в последний момент, почти опаздывая. Вот и сейчас, застегивая плащ, старалась уже в коридоре дать мне в впопыхах кучу наиважнейших наставлений - чем кормить, где взять, куда положить...

- Расслабься, мам, все знаю лучше тебя - сказала я, держа на руках уже довольно тяжелую Лельку. Нашу любимую маленькую девочку.

- Ну и чудненько! Побежала я, дочур. Справитесь, не сомневаюсь. Свари гриппующим куриный бульон и заставь поесть.

- Сварю, мам. И бульон сварю этим "тифозным", и кашу. Ты, главное, приди пораньше, у меня экзамен послепослезавтра, подготовиться надо.

- Таня! Что за выражение! Ну и юмор у тебя! Приду, приду, моя золотая, только в магазин по пути заскочу. Повкуснее надо что-нибудь болеющим купить, для повышения настроения.

Как прошел день, я даже и не заметила. Играли, кушали, собирались на прогулку, гуляли (в это время гриппующие откушивали и проветривали помещение), спали (кто спал, а кто и кашеварил), играли, собирались на прогулку, гуляли и все по кругу... В этой суете я умудрилась прочитать по диагонали один вопрос по физике и схематично накидать на него шпаргалку (пользоваться не пользовалась, но для лучшего запоминания - само то). Главное - малышка была бодра и весела, признаков болезни у нее не наблюдалось.

-2

Когда пришли родители, я сдала вахту и пошла к конспектам. Перетасовала вопросы, которые надо было успеть выучить уже не в три, а в два дня. Глаза слипались от усталости. Наивная, я полагала, что завтра все выздоровеют и я приступлю к учебе. Не помню, как уснула "без задних ног" уже на первых строчках учебника.

Утром меня тихонечко разбудила мама. Передавая из рук в руки внучку, она сказала:

- Опять, Танюша, за главную остаешься. Олюшка ночью спала плохо, небось днем побольше поспит. Я сварила суп молочный, поешь, пока горячий. А на обед борщ вам уже готов. На ужин придумай, что-нибудь, Танюш. Картошечки мятой отвари. Или сваргань оладушек бездрожжевых на скорую руку. Сметанки много в холодильнике.

- Придумаю, мам. Всё сделаю. Не волнуйся.

-3

Если спросонья Таня еще и хотела возмутиться по поводу подготовки к экзамену, то потом осеклась. Если не она, то кто? Кто будет нянчиться с этим милейшим созданием? А еще в ее голове промелькнул вопрос - когда? ну когда мама все успела? Словно и не ложилась спать. Свежа, улыбчива, на плите горячие блюда, включая компот. При этом Оля плохо спала - зубки, да и к маме ночью просилась, наверняка. Но, увы, в "лазарет" ее пускать никак нельзя...

А наши больные тем временем расклеились по самое не балуйся. Простуда, видимо, вошла в свою критическую фазу. Но даже осипшим до нельзя голосом братан сказал, когда я стукнула им в дверь и отметилась, что мы пошли гулять: "Спасибо, Танюх, что бы мы без тебя делали...".

Эх, как я любила гулять с колясочкой, когда Лелька была крошкой! Она спит себе, а ты сидишь, книжечку читаешь. Сейчас же ребенку было не до сна, не до лежания и даже не до сидения в коляске. Сколько вокруг интересного то происходит! Собака бегает, качели скрипят, мальчишки в футбол играют... Огромные от удивления глаза ребенка и желание до всего дотянуться на неокрепших еще ногах. Так и ходили мы везде - я, согнувшись буквой "зю" и поддерживаемая за обе ручки племяшка. Учебник физики во время прогулок оставался нетронутым и одиноко лежал забытым в коляске. Но каждый раз я все равно брала его с собой на прогулку. Так было спокойнее - типа готовлюсь.

-4

Придя домой, обнаружила у телефона (тогда еще только стационарные были) записку - "звонили с медучилища, экзамен перенесен на завтра". Перечитала несколько раз корявые закорючки брата и понеслась к спальне-"лазарету".

- Эй, вы, дорогие мои "тифозные", тук, тук. Это типа шутка? Я про записку.

- Не, Тань, экзамен перенесли. Звонили с медучилища. Начало завтра в 8.30

- Спасибо, поняла. Вот чего не ожидала...

Волю эмоциям давать не было времени. А так хотелось поплакать! Распаковала Олю от одежды, помыла руки, покормила, спать уложила. Понимаю, что немного нервничаю. Проверила, в каком состоянии чепчик и белый халат. Порядок! Стирать не надо, только чуток шлифануть утюжком и снова аккуратно сложить. Села за билеты, успела сосредоточиться, пусть даже по диагонали, на двух вопросах. Телефонный звонок. Бегу. В мыслях теплится крохотная надежда - ура, это с училища, экзамен опять перенесли на прежний день... Но звонит мама, предупредить, что после работы задержится, у них вечером назначили партсобрание (да, и такое было в наше время).

- Хорошо, мам. Я поняла.

Откуда то накатили слезы обиды на весь мир и так захотелось проревется! Но звонок телефона разбудил племяшку и пришлось отложить слезы на попозже. А пока все закрутилось колесницей - сказка Колобок, каша, пирамидка, песенки, мультики...

Родители пришли поздно, почти одновременно. Таня так хотела пожаловаться им на свою судьбу! Перенесли экзамен и она, отличница до мозга и костей, ни фига к нему не готова. Позор позорный ожидает ее завтра и во всем виноват(ы)... Стоп! Кто?! А кто, собственно, виноват? Два человека, что лежат пластом с температурой? Эта милая капризная крошка, у которой режутся коренные зубы и которую мы чудом смогли уберечь от простуды? Эти два родных человека, которые с самого утра на ногах и, придя домой усталыми, находят силы для улыбок и добрых слов?

Папа помыл руки, и, даже не поужинав, взял внучку на руки, перехватив у меня вахту.

- Отдыхай, дочка.

Мама ласково потрепала меня по голове, спросив, чем это так вкусно пахнет у молодой хозяйки?

- Макарошками по-флотски. Пойдем, угощу, мамуль.

- Пойдем! Гриппующие-то ели? Лена говорит, что им чуть получше стало к вечеру.

- Ели! Я "тифозным" первым делом тарелки отнесла. Осталось вас с папкой покормить.

- Я, Танюша, завтра отгул охлопотала. С Олюшкой весь день посижу, а ты учи билеты.

- Спасибо, мамуль. Ты настоящий друг! Только у меня завтра уже экзамен.

- Как завтра?!

- А так... И тут я стала как из пулемета бормотать что-то невнятное, обижаясь на весь мир сразу, так как не знала, на кого конкретного можно было бы обидеться...

- Так, доченька. Давай мыслить здраво. Ты отличница и голова у тебя не пустая. Что ни что, наговоришь. Двойки точно не будет. А все остальное - хорошие оценки.

- Стыдоба трояк то получить, мам. Я же всегда подкованная иду. Всё досконально учу. А сейчас почти полным нулем пойду.

- Хочешь, я записку учительнице напишу и всё объясню?

- Мам! Не смеши. Какая ей разница, почему я ее предмет не знаю?

- Большая разница! Чей не на танцах время проводила.

- Не, мам, так не пойдет. Взрослая я уже и могу ответ держать без твоих записочек. Давай "детский сад" разводить не будем. Вы скорее ужинайте с папой и освобождайте мне кухню. Только здесь я смогу спокойно побубнить. Одна спальня - лазарет, в другой сейчас дед Ольгу спать укладывать будет, в зале ты хоть чуток отдохнешь перед сном. Да и нельзя мне там бубнить - Ольга услышит и проситься ко мне будет. Так что кухня - самое надежное для меня место! Здесь я до утра и посижу...

-5

- До утра?! Таня, как хочешь, никаких "до утра"! Вот пока я похлебку на завтра варить буду, поучи. А потом спать. Свежая головушка тебе завтра гораздо нужнее будет, чем лишний выученный параграф при тяжелой, ничего не соображающей голове.

- Это даже не обсуждается, мам! Посплю потом, после экзамена.

Спор услышал отец и, свойственной ему неторопливой походкой, с ребенком на руках, пришел к нам на кухню.

- Что за шум, а драки нет? Кто введет нас с Лелей в курс дела? Мы тоже хотим все знать...

Мама как-то умела объяснить отцу в двух словах то, что я бы объясняла вечность. И, главное, он все понимал!

- Вот это поворот! Перенесли, говоришь, экзамен? Спокойствие, главное - спокойствие, как говорил кто? И папа с улыбкой обратился то ли к дочке, то ли к внучке. Его улыбка была настолько широка, что это и правда вселяло спокойствие...

Я смотрела на родителей с маленькой племяшкой на руках и так мне было с ними спокойно, легко... Мама умело хлопотала по кухне, а огромные надежные руки отца, словно пушинку, держали довольно тяжеленькую уже девочку с огромными глазами.

- Давайте все вместе повечерим, а потом ты иди спать, дочка. Утро вечера мудренее - вдруг сказал, как отрезал, отец.

- На что бы ты завтра не сдала, иди радостно домой, я тебя обниму и поцелую. Для нас ты умница-разумница и с двойкой, и с пятеркой - поддержала отца мама.

- Да какое там спать! Я только один билет, первый, выучила. И всё! И всё! Понимаете?

- Господь поможет - не унималась мама.

Мама, кстати, была глубоко верующим человеком. А папа... как бы это помягче сказать? Но даже он подтвердил:

- Обязательно поможет! Иди, Татусенька, спать. Устала ты, видно. Мало что в голову тебе сейчас войдет. А сон... Он завсегда пользительный.

Сопротивляться не хотелось и не было на это сил. Глаза слипались. Будь, что будет - решила я. Сгребая в кучу конспекты, учебник, черновики, ручки, карандаш, я только и успела пожелать своим любимкам доброй ночи и, уходя, сказала:

- Скажите своему Господу, чтобы мне завтра первый билет достался.

Родители улыбнулись и чуть ли не хором ответили: скажем, скажем! Будь спокойна.

Утром я встала по будильнику. Мама уже хлопотала с внучкой на кухне, словно опять и не ложилась совсем.

- Доброе утро, мам! Доброе утро, Лёлич!

- Ой, доброе, Танечка! Еще какое доброе! Сережа минут двадцать назад просыпался, температуры у них с Леной нет. Самочувствие гораздо лучше, да и вид уже совсем другой, и голос. На поправку идут! Умывайся и садись завтракать. Мы с Олей всем блинов напекли.

На экзамен я ехала со смешенным чувством. Волнения не было. Была какая-то опустошенность и страх неизведанного. Впервые. Впервые я была так неподготовлена. Отличница... Отличница ехала в троллейбусе стоя (свободные места были, но не хотелось помять выглаженное платье, пусть даже которое скроется под халатом), перебирала в голове те вопросы и формулы, которые она знала наизусть по следам недавно прошедших лекций и семинаров. На тройку точно наскребу знаний! Подумаешь, семестр без стипендии - ерунда! Прорвемся! Будет, что вспомнить...

Кто-то стремился попасть именно в первую семерку на экзамене, а кто-то любил обождать. Я смело вошла в аудиторию одной из первых. Ожидание меня утомляло.

- Проходите, тяните билет, называйте мне четко его номер и садитесь готовиться. По одному человеку за парту. На подготовку у каждого 40 минут - отчеканила преподавательница.

В очереди я была четвертой из семи. Спокойно взяла билет, повернула его к себе "лицом" и, не поверив глазам, застыла. Словно очнувшись ото сна, сказала громко и четко: Первый. Билет номер один. На глаза предательски наворачивались слезы. Уже не обиды, как вчера, а радости.

Я сумела взять себя в руки. Дошла до парты, но садиться не стала. Подождала считанные секунды, пока оставшиеся ребята возьмут билеты и озвучат учителю их номера. Подняла руку и спросила - можно ответить по билету без подготовки?

Учитель с улыбкой указала мне рукой на стул возле себя. Я села и начала: Билет номер один. Первый вопрос - Физика как наука... Но тут учительница вежливо остановила меня и сказала:

Татьяна! Сегодня не я Вас, а Вы меня будете слушать. А я постараюсь быть лаконичной. На протяжении всего учебного семестра Вы чудесно себя зарекомендовали. Нет ни одного пропуска. Контрольные и лабораторные работы, в основном, выполнены на отлично. Реферат признан одним из лучших. Поэтому, смело автоматически ставлю Вам за экзамен оценку "ОТЛИЧНО". Поздравляю. Прошу дать мне зачетку и пусть заходит следующий человек.

На ватных ногах я вышла из аудитории. Ущипните меня. Это не сон?

В то время не было сотовых телефонов, а так хотелось позвонить маме и громко крикнуть в трубку: "Мамуль, сдала! Он помог, мамуль..."

По дороге до остановки общественного транспорта, копившиеся все эти дни и подавляемые мной слезы, вырвались наружу. Все сразу. Рекой. В троллейбусе плакать перестала. Как можно? Люди же вокруг. Подолом платья можно было уже промокнуть глаза и щеки. Почему некоторые люди так странно смотрят на меня - заметила я...

Придя домой, успела только улыбнуться и, еще не открыв рот, услышала от мамы: ничего, ничего, Танечка! Всякое бывает. Кто двойки и тройки не получал, тот и не учился, считай. Все исправим, моя хорошая. Дай обниму, моя ты красавица! Ничего, ничего... Умывайся и за стол! Мы с Олюшкой за тортиком сбегали. Красивый такой! Наверняка, и вкусный...

- Мам, ты чего? При чем здесь двойки и тройки?

- Вон ты как быстро вернулась. И заплаканная вся...

Посмотрев на себя в зеркало, я ужаснулась. Теперь стали понятны пристальные взгляды пассажиров и прохожих. Не понятно только, как ленинградская тушь (кто знает, тот в теме) могла так размазаться, не щипля мне глаза...

- Так первый же билет вытянула, мам. Первая и отвечала бы. Но вместо этого выслушала приятные слова и автоматом получила пятерку. А слезы... это слезы радости.

Мамуль! Получается, он помог! Твой Господь...