Найти тему
Международная панорама

Глобальный юг не поддается

Оглавление
Конференция в Джидде.
Конференция в Джидде.

По мере того, как контрнаступление Украины и шансы на победу в войне начинают проявлять признаки развала, и начинает брезжить осознание того, что, в конечном счете, Украина закончит войну только путем переговоров, Киев начал кампанию конференций, чтобы привлечь нейтральный глобальный юг, или то, что Россия сейчас называет глобальным большинством, на свою дипломатическую сторону.

В июне Украина попросила, чтобы Соединенные Штаты призвали несколько неприсоединившихся стран, которые отказались осудить Россию, собраться в Копенгагене на конференцию, призванную привлечь их к мирному предложению Зеленского.

Переговоры, по-видимому, достигли небольшого прогресса, и, хотя Запад сказал, что они “откровенно ожидают и желают, чтобы Китай был там”, Китай не присутствовал. Соединенные Штаты заявили: “Сессия считается неофициальным собранием, а не официальным саммитом. Никаких конкретных результатов или совместных коммюнике не ожидается”. Президент Украины Владимир Зеленский намеревался провести встречу, чтобы продвинуть свой план мирного саммита, который состоится в июле и который одобрил бы его мирное предложение. Но официальные лица сказали, что “еще предстоит проделать большую работу, и наиболее вероятной является дата позже в этом году”.

Затем Украина и ее партнеры на политическом Западе обратили свои надежды на Латинскую Америку. Но там результаты были еще более плачевными.

В июле страны Европейского союза (ЕС) и тридцать три страны Сообщества государств Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК) встретились в Брюсселе. Хотя ЕС упорно боролся за приглашение Зеленского в качестве гостя, СЕЛАК отказался одобрить его включение, и Зеленский не был приглашен. Саммит также не смог принять итоговую декларацию, которая включала бы даже умеренное осуждение России. Даже если бы декларация была принята, ЕС смог бы оказать давление на страны СЕЛАК, чтобы они выразили “глубокую озабоченность продолжающейся войной против Украины” и “поддержали все дипломатические усилия, направленные на справедливый и устойчивый мир в соответствии с уставом ООН” и “необходимость уважать суверенитет, политическую независимость и территориальную целостность всех наций”. В этом заявлении не удалось не только осудить, но даже назвать Россию.

Президент Колумбии Густаво Петро осудил попытку политического Запада сформировать блоки в мире. Президент Бразилии Лула да Силва раскритиковал, что ресурсы, необходимые для социальных программ, вместо этого идут на войну, и использование политическим Западом санкций. Президент Гондураса Ксиомари Кастро заявил, что войне должен быть положен конец, и посетовал: “На войну направляются вооружения на триллионы долларов, а мы не способны внести свой вклад в комплексное развитие человечества в соответствии с целями устойчивого развития, предложенными ООН”.

В августе переговоры вновь сосредоточились на неприсоединившемся глобальном юге. Новый раунд переговоров состоялся в Саудовской Аравии, и на этот раз Китай присутствовал. Хотя изменение стратегии Китая приветствовалось как “повод для оптимизма”, возможно, речь шла скорее о поддержке Китая, чем Украины. В Дании Китаю было неудобно присутствовать на встрече в стране НАТО, которая осудила Россию, но, возможно, он не хотел пропустить мирную беседу, организованную страной, не входящей в НАТО, которая также не осудила Россию, продолжила расширять свои связи с Россией и которая находится в процессе вступления в возглавляемую Китаем и Россией многополярную Шанхайскую организацию сотрудничества и подает заявку на вступление в БРИКС.

Министр иностранных дел Китая Ван И, далекий от того, чтобы перейти на другую сторону, позвонил министру иностранных дел России Сергею Лаврову после саммита, чтобы заверить его, что Китай по-прежнему является беспристрастным “объективным и рациональным голосом”. Китай и другие члены БРИКС также пообещали проинформировать Москву о том, что было сказано на саммите, и провести “диалог” и “обмен мнениями”. Участие в саммите предоставило Китаю возможность повысить свою роль в мирном процессе. Это также дало Китаю шанс внести в протокол свое собственное мирное предложение наряду с предложением, продвигаемым Украиной.

Как и на переговорах в Дании, представитель госдепартамента США Мэтью Миллер сказал: “Мы не рассматриваем эти переговоры как приносящие какие-либо конкретные результаты”. И, похоже, они не принесли. Однако, хотя украинские чиновники настаивали после саммита, что “единственной базовой основой для переговоров является формула мира Зеленского” и что никаких переговоров не может быть до тех пор, пока Россия не отойдет к границе 1991 года, тон Украины на самом саммите, возможно, был другим. The Wall Street Journal сообщает, что в Дании Украина настойчиво добивалась, чтобы глобальный юг подписал мирный план Зеленского, который предусматривает полный вывод российских войск в качестве предварительного условия для переговоров. Глобальное большинство отказалось. В Саудовской Аравии, согласно репортажу, Украина стремилась к “консенсусу” и не настаивала ни на исключительном принятии ее мирного плана, ни на предварительном условии вывода российских войск для переговоров. Если это правда, то, опять же, глобальный юг стойко противостоит политическому Западу, возглавляемому США.

Зеленский недавно “подтолкнул своих послов ... активизировать усилия, чтобы заручиться глобальной поддержкой позиции Киева”. Три недавних саммита показали, что этой цели нелегко достичь. Глобальный юг, или глобальное большинство, защищает неприсоединение и, возможно, продвигает свою собственную позицию.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».