Найти тему
Сайт психологов b17.ru

У себя в заложниках. Личное - мудрецам на заметку.

Про личное и мудрецам на заметку.

«Главное в жизни — успеть пожить.»

Кажется, у меня с этим большие проблемки. Потому что часто ощущение, что я в напряжении и что-то не успеваю. Нет, я успеваю переделать кучу дел: поработать, убраться 10 раз на дню, приготовить, снова убраться, перемыть всю посуду, ответить на разные вопросы разным людям и еще сотня мелких действий. Но вот насколько я успеваю это все прожить (прочувствовать) — это большой вопрос.

Я вообще где во всем этом?

Есть иллюзия, что мои дела закончатся и вот тогда я выдохну и расслаблюсь. И вот тогда-то я и начну делать то, что мне нравится и чувствовать присутствие в своем дне. Но это же иллюзия. Ведь 80% из моих действий я делала вчера и буду повторять завтра. И совершенно точно — всегда будет добавляться что-то еще.

Если так задуматься, то большая часть из ежедневных действий, вообще никому кроме меня не нужны. И делаю я их для своего личного комфорта и блага. Ну люблю я, когда пол чистый и вещи на своих местах. За комфорт от чистоты и порядка я плачу временем, которое на это трачу и напряжением. А в придачу к этому плачу тем, что не успеваю чувствовать, не успеваю наслаждаться моментами. Ведь когда ты в напряжении и спешке, то вообще сложно чувствовать себя. И это настолько вошло в привычку, что даже без дедлайнов — расслабиться очень сложно.

Потому что психика привыкает к тому, что хорошо получается. А хорошо у меня получается напрягаться и все время что-то делать. А вот чтобы расслабиться и почувствовать свое «здесь и сейчас» - мне надо приложить и усилие и затратить немало времени, чтобы переключиться.

Я знаю, что в этом не одинока. Истории моих клиентов про тревогу, напряжение, загруженность, усталость и отсутствие вкуса жизни — мне очень созвучны. Но разбирая свои собственные заморочки на части и находя решения, я могу этим делиться и помогать другим. Потому я углубилась в природу своего вечного «далания» с удовольствием.

И вот что накопала полезного.

Первое, что вылезло — это глубинная установка: ДЕЙСТВОВАТЬ С УСИЛИЕМ — ПРАВИЛЬНО. ТОЛЬКО ТАК МОЖНО ВЫЖИТЬ.

Словно, если я потрачу много сил и времени на действия (любые) — это поможет мне выжить и я молодец. И здесь я могу ощутить себя через боль, усталость и состояние «Я больше не могу! Сейчас сдохну». Но сильный уровень усталости подкрепляется положительным восприятием себя: «Я ГЕРОЙ! Я СПРАВИЛСЯ. Я ВЫЖИВУ».

И тогда любое легкое решение и расслабление — воспринимается глубинной психикой — ОПАСНОСТЬ! МЫ ВСЕ УМРЕМ! (деградация, прокрастинация, разложение, отупение, потеря времени). Отсюда запрет на легкие решения, отдых, и прочее, что связано с возможностью чувствовать себя РАССЛАБЛЕННО.

Именно отсюда ноги растут у обесценивания всего того, что не досталось потом и кровью. Согласитесь, что очень Странная установка! Особенно в наше время, когда особо не нужно выживать и технологический прогресс облегчил все задачи. Но если вспомнить мою теорию о том, что мы состоим в 5 системах (Личностная, Семейная, Родовая, Социальная и система Мироздания "Вселенная") И то, как родовая система и опыт наших предков влияет на наше житье-бытие сейчас. То все встает на свои места.

Наши предки тысячу лет выживали за счет больших усилий. И много сотен лет подряд — количество потраченных сил было залогом выживания. Взять хотя бы продукты. Это сейчас заказал в инете и даже пальцем шевелить не надо. Ну разве что курьеру дверь открыть. А 100, 200 лет назад сколько усилий надо было затратить, чтобы добыть еду? А мы не только храним в себе гены наших пра-пра до 124 коления, но и наша глубинная память через родовой опыт и родовые заветы это тоже все хранит. Только где-то очень глубоко.

Если сомневаетесь, то вспомните пословицы, поговорки и наставления, которые вы слышали от ваших дедушек и бабушек. Вспомните, что они вам говорили, когда вы в детстве ленились.

Второе, что вылезло — это СТРАХ ОСУЖДЕНИЯ.

Ничего не делать, отдыхать, наслаждаться — СТЫДНО! Другие вон пашут, а ты тут сидишь прохлаждаешься. Словно кто-то придет и наругает меня.

Стыд и страх осуждения из вне — это плата за принадлежность к социальной системе. Можно сколько угодно работать над образом себя и своим личным отношением с собой, но мы помимо родовой системы состоим еще и в социальной. И мнение других о нас — для нас так же важно. Можно с этим бороться, а лучше принять как факт.

Третье, что накопала — это «Я действую - я есть, я хорошая».

Это ни что иное, как последствия опыта восприятия себя родителями в детстве. Чаще всего родители хвалят и замечают своих чад, когда те делают что-то полезное, одобряемое обществом и семьей. Тогда ребенок ловит ощущение я есть, я хороший. И это очень приятное чувство, которое закрепляется.

Так вот в моем детстве я как бы сама по себе была. И только за хорошие поступки — я понимала, что для родителей я «хорошая девочка», которой они гордятся, про которую они говорят, которую замечают. Это было очень приятно. Поэтому всегда хотелось быть именно хорошей девочкой, и очень страшно было разочаровать.

Мне до сих пор сложно вывозить чье-то разочарование, а уж свое собственное — в себе — тем более. Поэтому я прикладываю много усилий, чтобы считать себя «ХОРОШЕЙ». За это, без всяких родителей и других людей, выдаю себе знатную порцию поощрения или люлей. В зависимости, от того, как сама расцениваю свои результаты.

То есть я есть, когда есть результаты. Результатов нет — получи чувство никчемности.

Четвертое — ЭТО ПРИНЦИП ХАОСА В МЫШЛЕНИИ и самоощущении. А через наведение порядка в физическом мире — я раскладываю все по полочкам и выстраиваю систему внутри себя.

Мои внутренние ориентиры (желания, потребности, ощущения, мысли и т. д.) я хорошо слышу и чувствую только тогда, когда могу отключиться от внешнего мира и сконцентрироваться на себе. А поскольку я эмпат и других слышу и чувствую в разы громче себя, то абстрагироваться от внешнего мне помогают какие-то упорядоченные действия. И такими действиями для меня стало наведение порядка вокруг.

Так что половина из моих регулярных дел — это способ саморегуляции. И за это я плачу своим временем. Возможно, стоит обдумать и другие способы (медитация, аутотренинг, самоконцентрация), чтобы оставалось больше времени на «пожить».

Пятое — это то, как расставлены мои приоритеты: «СНАЧАЛА ДЕЛА, А ПОТОМ УДОВОЛЬСТВИЯ».

Тоже привет из детства. Вот только дел я себе придумываю столько, что до удовольствий просто не дотягиваю — вырубает сном. И по итогу: непрочитанные книжки пылятся, не написанные посты просто крутятся в голове, а уж про фильмы и сериалы — вообще молчу.

В общем, в причинах неумения отдыхать и расслабляться можно еще целую телегу накопать. И это все было бы грустно, если бы я не была психологом и не умела с этим разбираться и использовать заморочки, как уникальный материал в своей практике. А так — интересно разбираться, находить решения, ставить на себе эксперименты и находить классные решения. Которыми потом не стыдно делиться с другими.

Дорогие мои читатели, если отозвалось что-то — поделитесь.

Если вы накопали в себе что-то интересное, чего я не отрыла — обязательно поделитесь.

Но особенно делитесь, если у вас есть свои наработанные подходы — как себя заземлять и получать удовольствие от отдыха.

Я тоже обязательно потом поделюсь своими находками и решениями, как справляться с вечной спешкой, суетой и неумением проживать свою жизнь из расслабленного состояния.

Автор: Филимонова Екатерина Михайловна
Психолог, Семейный консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru