Нередко в истории происходит так, что человек занимается всю жизнь важным для себя и для общества делом, но славу ему приносит совсем иное. Один из таких ярких примеров - популярная американская актриса Хеди Ламарр, которая запатентовала секретную систему связи, приведшую к изобретению Wi-Fi. Примерно такая же ситуация и с сегодняшним нашим героем. Александр Порфирьевич Бородин был человеком двух миров - химиком-органиком, медиком и, что совсем неожиданно, композитором, подарившим нам замечательную оперу «Князь Игорь», которая и сегодня ставится на именитых сценах по всему миру.
Александр Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году в результате внебрачной связи грузинского князя Луки Гедеванишвили и мещанки Авдотьи Антоновой. Чтобы не привлекать особого внимания, его записали как сына княжеского крепостного Порфирия Бородина, и до 8 лет он рос как крепостной ребенок при дворе своего же отца. Затем он получил вольную и переехал вместе с матерью, выданной замуж, в купленный для них четырехэтажный дом. При этом по просьбе Авдотьи мальчик звал ее тетушкой, а не мамой, и с рожденными в ее браке братьями поддерживал теплые, но не близкие отношения.
Официально крепостное происхождение не позволило Бородину поступить на учебу в гимназию, так что он получал домашнее образование, благодаря чему стал свободно говорить на иностранных языках и латыни, а также научился играть на флейте, фортепиано и виолончели. Музыка влекла его с раннего возраста, и уже в 14 лет он написал свой первый концерт для флейты с фортепиано, к сожалению, до наших дней не сохранившийся.
Параллельно с этим у Бородина проснулся интерес к химической науке. Чтобы он мог получить достойное обучение, его записали в купеческую гильдию. Он занимался под руководством известного химика Зинина и поступил в Медико-хирургическую академию. Вместе с этим в свободное от учебы время Бородин писал романсы, пьесы и ансамбли, чем вызывал недовольство своего наставника, пророчащего молодому человеку отличную научную карьеру. Зинин видел в нем своего будущего заместителя и крайне негативно высказывался о занятии ученика музыкой.
После окончания академии Бородин пошел работать врачом-ординатором и как ассистент Зинина вел практические семинары и читал лекции. В 1857 он сдал экзамен на звание доктора медицины, а в следующем году защитил диссертацию. В Солигаличе он изучал минеральные воды и написанная им работа помогла в открытии лечебного курорта, работающего до сих пор.
Однажды в госпитале, где работал Бородин, он встретился с композитором Мусоргским, который служил там дежурным офицером. Конечно, их общение сразу перетекло в разговоры о музыке и оставило у Бородина неизгладимое впечатление: «…я был ужасно изумлен небывалыми, новыми для меня элементами музыки. Не скажу, чтобы они мне даже особенно понравились сразу: они скорее озадачили меня новизною. Вслушавшись немного, я начал оценять и наслаждаться». Однако он все еще не мог посвятить себя всего занятию искусством, хоть его и тянуло в этом направлении.
По протекции Зинина Бородин отправился на стажировку в Европу на три года. Вместе со своим научным руководителем и Менделеевым он посетил международный съезд химиков в Карлсруэ. Сам Бородин активно работал в химической лаборатории и даже открыл реакцию, известную сейчас как реакция Бородина-Хунсдиккера.
Но музыка не оставляла его даже в это время. В немецком Гейдельберге он познакомился с приехавшей туда на лечение Екатериной Протопоповой, отличной пианисткой с абсолютным слухом. Полученные от общения с ней и от проводимых камерных концертов продули новый виток интереса Бородина к искусству и он вновь стал писать. Он отправился вместе с Протопоповой в Италию, куда ее отправили врачи, и продолжал заниматься музыкой и сочинять концерты. Химию он тоже не оставлял: получив разрешение заниматься в лаборатории местного университета, открыл метод получения фторангидридов карбоновых кислот.
Только в 1862 году Бородин вернулся в Санкт-Петербург. Тогда же он познакомился с композитором Балакиревым и вошел в творческое объединение, известное как «Могучая кучка». Если до этого Бородин считал свои музыкальные успехи не более чем забавой, то теперь посмотрел на них более серьезно.
В 1863 году химик-композитор женился. Избранницей его стала та самая Екатерина Протопопова, приехавшая вместе в ним в российскую столицу. Однако петербургский климат ей не подходил, и она проводила здесь только зимы, в остальное время уезжая в Москву к матери. Муж был для нее и врачом, и сиделкой, и духовной поддержкой, и материальным попечителем. При этом нельзя сказать, что Протопопова идеально берегла свое здоровье: она много курила и могла не спать ночами. Однако рядом с ней он творил: на их совместном отдыхе в Австрии Бородин начал писать свою первую симфонию.
В 1864 году Бородин возглавил кафедру химии. При этом он не переставал преподавать и активно помогал в развитии женского образования в стране. В частности, он был одним из основоположников Высших женских врачебных курсов. Параллельно с этим Бородин стал одним из основателей Русского химического общества. Также он помогал студентам, которые оказались зажаты преследованиями после убийства императора Александра II.
К тому моменту Бородин понял, что уже все доказал на своем химическом поприще и все больше времени уделял занятию музыкой. Он посещал так называемые «беляевские пятницы», где исполнялась музыка новых композиторов, и, конечно, сочинял сам. Однако он всегда был особо требователен к себе, из-за этого многие произведения оставил незаконченными. Даже самая известная из его работ, опера «Князь Игорь», над которой Бородин трудился 18 лет, так и не была им завершена. Ее доводили до финальной точки Римский-Корсаков и Глазунов. Опера стала настолько популярна во всем мире, что по величию и яркости национальных характеров ее сравнивали с романом «Война и мир» и картинами Сурикова. Получили признание и другие работы Бородина, особенно две его симфонии.
Умер Александр Бородин совсем неожиданно. На организованном им масленичном праздновании в его же «академической» квартире Бородину неожиданно стало плохо - он потерял сознание, после чего все находившиеся поблизости врачи около часа пытались привести его в чувство. Александр Порфирьевич Бородин скончался от сердечного приступа в 1887 году. Ему было 53 года.
«Всем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе»,- говорил Бородин и сам жил по этому правилу. Он старался успеть все, постоянно лавировал между наукой и искусством и по итогу преуспел в каждой сфере. А кто вам более знаком - Бородин-химик или Бородин-композитор?