Ведущую роль в оказании населению квалифицированной юридической помощи, а значит в защите прав и свобод человека и гражданина в индивидуально определенном деле играет адвокатура, организация и деятельность которой строится на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодекса профессиональной этики адвоката и иными нормативно-правовыми актами, в частности, Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», а также регионального законодательства. Так, отношения, связанные с оказанием бесплатной квалифицированной юридической помощи в Нижегородской области в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, регулируются Законом Нижегородской области от 02.11.2012 № 144-З »О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области»[1], в Чувашской Республике – Законом Чувашской Республики от 30 марта 2012 г. № 20 «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике»[2] и др.
В зависимости от вида судопроизводства правовой статус адвоката дополняется правами и обязанностями установленными процессуальным законодательством к которому относится Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации[3] (далее - ГПК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации[4] (далее - УПК РФ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[5] (далее – КоАП РФ), Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации[6] (далее – КАС РФ), Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации[7] (далее - АПК РФ). Особенности участия адвоката в Конституционном Суде Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[8], в исполнительном производстве - Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[9].
Адвокатская деятельность позиционируется законодателем как гарантировано профессиональная квалифицированная юридическая помощь, что обеспечивается процедурой и условиями получения статуса адвоката, соответствие квалификационным требованиям, его независимостью, довольно сложной системой корпоративности адвокатской деятельности (соблюдение адвокатской этики, порядок приостановления и лишения статуса адвоката) и т.д.
Особое место адвокат-представитель занимает в силу ряда объективных и субъективных факторов: профессионализма и компетентности; организационно-правового и процессуального статусов; выполняемых ролевых функций и их публично-правового характера; широты и полноты представленных полномочий; нравственной и психологической подготовленности к выполнению своих обязанностей; ответственности за качество, своевременность и полноту выполнения профессионального долга.
Перечисленные особенности проявляются в том, что адвокат-представитель: осуществляет свою деятельность на профессиональной основе, обладает для этого достаточными знаниями и опытом, позволяющими ему со знанием дела, квалифицированно решать возложенные на него задачи; отчетливо представляет свои роль и место в защите прав, свобод и законных интересов доверителя по конкретному гражданскому делу; обладает широким арсеналом процессуальных и непроцессуальных средств, способов и мер выполнения профессиональных обязанностей.
И М. Долгов выделяет требования, которым «должен соответствовать субъект, оказывающий квалифицированную юридическую помощь. К их числу относится: 1) наличие у лица, оказывающего квалифицированную юридическую помощь, высшего юридического образования, полученного в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющего государственную аккредитацию; либо у лица имеется ученая степень кандидата или доктора юридических наук; 2) наличие необходимого стажа работы по юридической специальности, подтвержденного в установленном законом порядке, длительность которого дополнительно определяется действующим законодательством Российской Федерации; 3) наличие средств государственного или общественного (профессионального) контроля за качеством оказания квалифицированной юридической помощи, а также соблюдение права на получение квалифицированной юридической помощи; 4) предоставление права (полномочий) определенным субъектам на оказание квалифицированной юридической помощи; 5) оказание квалифицированной юридической помощи на безвозмездной основе; 6) соблюдение правил оказания квалифицированной юридической помощи и надлежащее оформление предоставленных юридических услуг; 7) многообразие форм предоставления квалифицированной юридической помощи; 8) взаимозаменяемость субъектов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь; 9) установление юридической ответственности субъектов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь; 10) установление соответствующих запретов и ограничений при оказании квалифицированной юридической помощи»[10].
Процессуальными правами адвокат наделяется только «с момента вступления в дело»[11], в зависимости от вида судопроизводства.
Статус адвоката как правовое положение лица, характеризующееся наличием у него установленных и гарантированных действующим законодательством прав и обязанностей, необходимых и достаточных для осуществления, необходимых и достаточных для осуществления этим лицом адвокатской деятельности[12].
В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (ст.2) и Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (ст. 6) адвокат наделён процессуальными полномочиями, которые реализует путем предоставления следующих видов квалифицированной юридической помощи, а именно: 1) дает консультации и справки; 2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и др.; 3) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском судопроизводстве; 4) представляет интересы доверителя в публичных органах и организациях; 5) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве и др.
Также адвокат наделен правами на: 1) собор информации; 2) опрос по существу дела; 3) собор доказательств по гражданскому делу; 4) привлечение специалистов; 5) неограниченные встречи с доверителем; 6) фиксацию информации и пр.
По данным ФПА, защиту граждан в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда в 2017 г. осуществляли 39 094 адвоката[13].
В 2017 г. представительство интересов граждан в гражданском судопроизводстве по назначению судов в порядке ст. 50 ГПК РФ осуществляли 9 500 адвокатов (помощь оказана 20 382 гражданам), в административном судопроизводстве в порядке ст. 54 КАС РФ – 2 641 адвокат (помощь получили 4 886 граждан). Сумма вознаграждения адвокатам по указанным делам составила соответственно 56 млн. руб. и 7,5 млн. руб., а сумма задолженности по состоянию на 1 января 2018 года – 1,8 млн. руб. и 0,7 млн. руб.[14]
В государственной системе бесплатной юридической помощи в 2017 г. приняли участие 11 711 (16,4%) адвокатов, которые оказали юридическую помощь 38 570 социально незащищенным гражданам. Объем бюджетных ассигнований, выделенных на оплату труда адвокатов, составил 127,3 млн. руб., однако из этой суммы адвокатам было выплачено только 79,8 млн. руб. (62,7%).
В негосударственной системе бесплатной юридической помощи по данным адвокатских палат участвовали 2 619 адвокатов, которые в негосударственных центрах БЮП оказали бесплатную юридическую помощь 14 764 гражданам. Адвокаты принимали участие во Всероссийских и региональных днях бесплатной правовой помощи, социально-просветительском проекте «Правовой марафон для пенсионеров» Уполномоченного по правам человека в РФ и других проектах.
Кроме того, в 2017 году адвокаты на безвозмездной основе (pro bo№o) по месту работы в адвокатских образованиях и адвокатских палатах оказали бесплатную юридическую помощь 227 835 гражданам, которым дано 238 704 устных и письменных консультации, составлено 39 652 документа правового характера. 183 адвоката из 49 субъектов РФ привлечены к работе в Координационном совете при Общественной палате РФ в качестве pro bo№o-экспертов по рассмотрению спорных случаев по отобранию детей[15].
Важно отметить, что только адвокатская деятельность имеет установленные Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Кодексом профессиональной этики адвоката от 31.01.2003 г., требования к ее осуществлению. Правила допуска к предоставлению юридических услуг и квалификационные требования для второй группы участников (частнопрактикующие юристы, субъекты оказания бесплатной юридической помощи) не установлены.
На проблему решения некачественной юридической помощи обращены подпрограммы 1 «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций» государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312[16] и подготовленный Минюстом проект концепции о регулирования рынка профессиональной юридической помощи от 24.10.2017[17].
Как отмечено в проекте Минюста от 24.10.2017 за 2015 и 2016 годы только центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[18], было рассмотрено более 1000 жалоб и заявлений граждан, связанных с предоставлением юридических услуг ненадлежащего качества лицами, не обладающими статусом адвоката. Статистика демонстрирует, что значительное число таких граждан являются малоимущими, пенсионерами, инвалидами, относятся к иным социально незащищенным категориям граждан. Известны случаи, когда для оплаты услуг юристов такие граждане вынуждены были обращаться в кредитные учреждения.
Однако и в институте адвокатуры имеются дисциплинарные проблемы. Так за 2017 г. на адвокатов в органы адвокатского самоуправления поступило 15 152 жалобы. Из них признаны допустимыми и были рассмотрены квалификационными комиссиями адвокатских палат 5001 дисциплинарное производство (2016 г. – 5236). По результатам их рассмотрения вынесено 1953 (39%) заключения о прекращении дисциплинарных производств, 3048 (61%) – о наличии в действиях (бездействии) адвокатов нарушений норм законодательства об адвокатской деятельности, Кодекса профессиональной этики адвоката. В том числе квалификационные комиссии рассмотрели 276 обращений граждан, поступивших из территориальных органов Минюста России, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 99 адвокатов: объявлено замечаний – 55, вынесено предупреждений – 37, прекращен статус – 7. На основании представлений о прекращении статуса адвоката, внесенных территориальными органами Минюста России, прекращен статус 27 адвокатам[19].
В дисциплинарном порядке статус прекращен 367 (2016 г. – 433) адвокатам, в том числе по представлениям территориальных органов юстиции –27 (2016 г. – 20) адвокатам по следующим основаниям:
– за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед доверителем – 63 (2016 г. – 74) адвокатам, из них при осуществлении защиты в уголовном судопроизводстве по назначению – 19 адвокатам;
– за нарушение норм профессиональной этики – 112 (2016 г. – 72) адвокатам;
– за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений органов адвокатской палаты –157 (2016 г. – 276) адвокатам;
– за непредставление сведений об избрании формы адвокатского образования – 29 (2016 г. – 4) адвокатам;
– за представление недостоверных сведений в квалификационную комиссию – 6 (2016 г. – 7) адвокатам.
По иным основаниям статус адвоката прекращен в связи:
– с осуждением за совершение умышленного преступления – 34 (2016 г. – 33) адвокатам;
– с осуществлением адвокатской деятельности в период приостановления статуса – 1 (2016 г. – 0) адвокатам[20].
На практике существует проблема монополизации адвокатской деятельности, на что неоднократно обращалось внимание в юридической литературе[21]. Как отмечается в литературе «адвокатская монополия вызывает обеспокоенность по поводу возможности строгого контроля со стороны государства и ликвидации самоуправления адвокатуры и его независимости, а также сокращения конкуренции, что скажется на качестве и стоимости услуг»[22].
Основная цель любого регулирования юридической профессии сводится к двум основным аспектам:1) создание входных барьеров: лиц, желающих оказывать юридические услуги проверяют на соответствие минимальным квалификационным требованиям; 2) возможность отстранения от профессии лиц, оказывающих некачественные услуги или нарушающих этические нормы.
Т. Берсенева отмечает, что «под адвокатской монополией понимается объединение профессионалов для оказания квалифицированной юридической помощи по единому стандарту»[23]. «Адвокатскую монополию, - как отмечает Ф.В. Вайнерман, - следует рассматривать как правовой институт, предусматривающий исключительное право адвоката представлять интересы по отдельным категориям дел»[24]. В.В. Слепнёва и В.А. Шарапова отмечают, что «её введение совсем не преследует цели ограничение круга лиц, которые имеют право оказывать юридическую помощь. Наиболее значимыми задачами данного института является обеспечение равного доступа к юридическим услугам высокого качества, повышение уровня правовой культуры граждан, а также повышение эффективности деятельности судов и правоохранительных органов»[25].
В целом, мнения о монополии адвокатуры разделились на две позиции, одни поддерживают её, другие – нет. Первые считают, что законодательство об адвокатуре с её корпоративными правилами способны оказать надлежащую квалифицированную юридическую помощь, противники же отмечают, что это повлечет увеличение стоимости юридических услуг, ввиду того, что не все граждане, а тем более, малоимущие смогут оплатить эти услуги, следовательно, и не смогут получить никакой юридической помощи.
Официально признано, что именно адвокатура является тем институтом, который специально создан государством для обеспечения права граждан на квалифицированную юридическую помощь и, в основном, именно на неё ложится вся ответственность по обеспечению права граждан на квалифицированную юридическую помощь.
Институт нотариата в системе обеспечения квалифицированной юридической помощи
Нотариат возник как институт гражданского общества, обеспечивающий защиту частной собственности и бесспорность имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота.
Институт нотариата в последние годы российский нотариат достиг определенных успехов в организации взаимодействия с федеральными органами власти и управления, иными государственными учреждениями и общественными организациями, добился создания необходимых условий для осуществления публично-правовых функций.
«Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-I нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой» (абз. 2 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-I).
«Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (далее - реестр нотариусов), ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции в порядке[26], им установленном» (абз. 3 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-I).
«Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий» (абз. 5 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-I, ст. 26 Федерального закона от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации»[27]).
«В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района, сведения о которых направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции» (абз. 4 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-I).
Правовую основу деятельности нотариата включают Конституцию Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-I[28], Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (утв. Минюстом России 19.01.2016)[29] и иные нормативные правовые акты.
Деятельность нотариусов, которые на профессиональной основе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий, выполняя функции превентивного правосудия, является особой юридической деятельностью и осуществляется от имени государства, что гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов и предопределяет специальный публично - правовой статус нотариусов (ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-I).
Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-I «защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации». Толкуя данную норму, В.В. Ралько отмечает, что «суть деятельности нотариата состоит в том, чтобы обеспечить реальность приобретаемых прав и закрепить их в установленной юридической форме»[30].
«Сущностью и основным содержание деятельности нотариата по оказанию юридической помощи, - как отмечает С.Б. Акимова, - является защита имущественных прав субъектов гражданского оборота посредством выполнения нотариальных действий»[31].
По имеющейся в Федеральной нотариальной палате статистической информации только в 2018 году общее количество нотариальных действий составило практически 49 000 000. На данный момент в Российской Федерации количество нотариусов, занимающихся частной практикой, составляет - 7 942. Осуществление нотариальной деятельности обеспечивают 23 507 сотрудников, работающих у нотариусов, занимающихся частной практикой.
В Концепции проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации»[32] нотариат также позиционируется как один из инструментов защиты прав и законных интересов.
А.А. Ференс-Сороцкий отмечает, что «в обоснование тезиса о том, что нотариат осуществляет защиту права, приводят следующие аргументы. Во-первых, нотариальные акты, будучи аутентичными по своей правовой природе, обеспечивают достоверные и достаточные доказательства права или факта на случай их оспаривания в судебном порядке»[33]. «Во-вторых, процедура нотариальной деятельности включает такие составляющие, как консультирование, разъяснение и предупреждение, что способствует наиболее полной гармонизации интересов обратившихся к нотариусу лиц. А это – значительная гарантия того, что дальнейшее развитие их отношений будет иметь бесконфликтный характер. Наконец, в случаях, предусмотренных законом, нотариальные акты обеспечиваются принудительным исполнением, направленным на восстановление нарушенных прав (исполнительная надпись, соглашение о взыскании алиментов)»[34].
А.С. Цветков отмечает, что «уникальность нотариата обусловлена тем, что публично-правовой характер деятельности нотариусов гармонично сочетается с частноправовыми аспектами такой деятельности. В частной сфере функция нотариата заключается в обеспечении надлежащих правовых условий правореализационной деятельности участников нотариальных действий. Публичными функциями нотариата являются охрана права и предотвращение потенциального правового спора»[35]. При этом, как отмечает Г.В. Фадеева «нотариальная деятельность осуществляется в области бесспорной юрисдикции, так как с функциональной точки зрения социально-правовым назначением нотариальной деятельности является предотвращение судебных споров путем удостоверения нотариусом в публично-правовом порядке сделок, бесспорных прав и фактов, с целью придания им юридической достоверности»[36]. Под самой же нотариальной деятельностью Г.В. Фадеева понимает «урегулированную нормами права профессиональную, не предпринимательскую деятельность нотариусов и иных уполномоченных лиц по защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства и общества в целом, осуществляемой путем совершения от имени Российской Федерации в соответствии с определенной законом процедурой нотариальных действий в сфере бесспорной юрисдикции»[37], что соответствует номе абз. 6 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-I, в которой указано, что «нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли» (абз. 6 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-I).
По мнению Р.Т. Кулишовой «нотариальная деятельность, так же как и нотариат, обладает двойственной правовой природой (публичной и частной). Однако публичный характер нотариальной деятельности имеет бесспорное преимущество: 1) факты и документы, засвидетельствованные нотариусами, приобретают подтвержденный государством характер; 2) формирование нотариата происходит по инициативе государственной власти; 3) любые нотариальные действия осуществляются от имени государства в процессуальных формах, определенных государством; 4) материальное и техническое обеспечение деятельности государственных нотариальных контор находится в сфере государственного ведения; 5) контроль за деятельностью нотариусов осуществляется государством»[38].
Согласно абз. 4 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-I и п. 3 ч. 1 ст. 14.1, п.12.ч.1.ст. 15.1, п.19 ч.1.ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[39], Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов от 06.06.2017 № 97[40] органы местного самоуправления муниципального района, городского и сельского поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.
Как видно из указанных норм полномочиями совершать нотариально приравненные действия имеют главы местного самоуправления на уровне поселения (городского и сельского), а также муниципального района, но не главы муниципального и городского округа о которых упоминается в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.ст. 2, 16). Предлагаем данный пробел устранить и наделить глав муниципального и городского округа совершать нотариальные действия, предусмотренные законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса, внеся соответствующие и изменения в законодательство.
Представляется, что должностные лица должны совершать действия, приравненные к нотариальным. Считаем целесообразным внести в ч. 5 ст. 61 ГПК РФ дополнения в следующей редакции: «Требования части 5 данной статьи распространяются на нотариально приравненные действия».
Таким образом, обеспечение квалифицированной юридической помощи в системе адвокатуры и нотариата определяется нормами Конституции Российской Федерации, получившего развитие в соответствующих нормативно-правовых актах данных институтов.
Правовую основу деятельности адвокатуры определяется федеральным и региональным законодательством: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодексом профессиональной этики адвоката, Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Законом Нижегородской области от 02.11.2012 № 144-З «О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области», Законом Чувашской Республики от 30.03.2012 г. № 20 «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике», процессуальным законодательством и другими нормативно-правовыми актами.
Правовую основу деятельности нотариата включают Конституцию Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-I, Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (утв. Минюстом России 19.01.2016) и иные нормативные правовые акты. Содержание нотариальной защиты усматривается в совокупности тех мероприятий, которые обеспечивают нормальное и беспрепятственное осуществление субъективных прав в рамках различных гражданских в широком смысле слова правоотношений, имеющих регулятивный характер. И только как исключение нотариальный акт, направленный на охранительное материальное отношение, обладает исполнительной силой, обеспечивает восстановление нарушенного права, то есть имеет значение акта защиты права.
[1] О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области: закон Нижегородской области от 02.11.2012 № 144-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://to52.mi№just.ru/ru/№ode/126173 (дата обращения: 23.11.2019.)
[2] О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике: закон Чувашской Республики от 30.03.2012 г. № 20 // Республика. 2012. № 15-17 (919-921).
[3] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. федер. закона Рос. Федерации от 17.10.2019 № 343-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 46. Ст. 4532.; 2019. № 42 (ч.II). Ст. 5808.
[4] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. федер. закона Рос. Федерации от 04.11.2019 № 354-ФЗ) // Российская газета. 2001. № 249.; 2019. № 249.
[5] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. федер. закона Рос. Федерации от 12.11.2019 № 371-ФЗ) // Российская газета. 2001. № 256.; 2019. № 258.
[6] Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ
(в ред. федер. закона Рос. Федерации от 26.07.2019 № 197-ФЗ) // Российская газета. 2015. № 49.; 2019. № 166.
[7] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (в ред. федер. закона Рос. Федерации от 12.11.2019 № 374-ФЗ ) // Российская газета. 2002. № 137.; 2019. № 258.
[8] О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конст. закон Рос. Федерации от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. федер. конст. закона Рос. Федерации от 29.07.2018 № 1-ФКЗ) // Российская газета. 1994. № 138 – 139.; 2018. № 165.
[9] Об исполнительном производстве: федер. закон Рос. Федерации от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. федер. закона Рос. Федерации от 17.10.2019 № 343-ФЗ) // Российская газета. 2007. № 223.; Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. № 42 (ч. II). Ст. 5808.
[10] Долгов, И. М. Проблемы реализации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи в административномпроцессе : автореф. дис. … канд. юрид. наук. : 12.00.14. М., 2013. С. 16.
[11] Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, Н.И. Беседкина, А.Н. Головистикова и др.; под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2018. С. 299.
[12] Постникова В.В. Требования к лицу, претендующему на приобретение статуса адвоката, в Российской Федерации и в Великобритании // Адвокатская практика. 2016. № 5. С. 33 - 37.
[13] Информационная справка о состоянии адвокатуры и адвокатской деятельности в 2017 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fparf.ru/practical-i№formatio№/statistics/ (дата обращения: 23.11.2019).
[14] Там же.
[15] Информационная справка о состоянии адвокатуры и адвокатской деятельности в 2017 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fparf.ru/practical-i№formatio№/statistics/ (дата обращения: 23.11.2019).
[16] Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция»: пост. Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 № 312 (в ред. пост. Правительства Рос. Федерации от 29.03.2019 № 353-21) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18 (ч. II). Ст. 2158.; 2019. № 14 (ч. III). Ст. 1542.
[17] Об утверждении Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи: проект Распоряжения Правительства Российской Федерации (по состоянию на 24.10.2017) (подготовлен Минюстом России) [КонсультантПлюс: информ. правовой-портал. URL: http://www.co№sulta№t.ru/ (дата обращения: 25.11.2019). (Документ опубликован не был).
[18] О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ (в ред. федер. закона Рос. Федерации от 27.12.2018 № 528-ФЗ ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 19. Ст. 2060.; 2018. № 53 (ч. I). Ст. 8454.
[19] Статистика об адвокатуре за 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fparf.ru/№ews/fpa/statistika-ob-advokature/ (дата обращения: 23.11.2019).
[20] Там же.
[21] См.: например: Воронов А.А. Боязнь адвокатской монополии или ненамеренное нарушение права на квалифицированную юридическую помощь в уголовном процессе? // Адвокатская практика. 2018. № 5. С. 12 - 17.; Бумагин А.Н. Адвокатская монополия и ответственность адвоката за злоупотребление процессуальными правами в свете реализации конституционных норм // Российская юстиция. 2018. № 1. С. 48 - 50.; Романов А.А. Судебное представительство в гражданском процессе России и планируемая адвокатская монополия // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. № 9. С. 17 - 21. и др.
[22] Мусалаев К. С. Представительство и адвокатская монополия в Российской Федерации: плюсы и минусы // Молодой ученый. 2018.№16. С. 225-228.
[23] Берсенева Т. Вместо адвокатской монополии – адвокатская справедливость // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2015. № 2. С. 256-260.
[24] Вайнерман Ф.В. К вопросу о понятии адвокатской монополии и о праве на её осуществление в российском законодательстве // Юридический вестник Самарского университета. 2017. № 1.Т.1. С. 100.
[25] Слепнёва В.В., Шарапова В.А. Адвокатская монополия: за и против // I№ter№atio№al Jour№al of Huma№ities a№d №atural Scie№ces, vol.12-2.С. 100.
[26] Об утверждении Порядка ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен: приказ Минюста России от 29.06.2015 № 147 (ред. от 17.02.2017) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 41.; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.02.2017.
[27] Консульский устав Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 05.07.2010 № 154-ФЗ (ред. федер. закона Рос. Федерации от 29.12.2017 № 460-ФЗ) // Российская газета. 2010. № 147.; 2017. № 297с.
[28] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (в ред. федер. закона Рос. Федерации от 26.07.2019 № 197-ФЗ) // Российская газета. 1993. № 49.; Российская газета. 2019. № 166.
[29] Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации (утв. Минюстом России 19.01.2016) // КонсультантПлюс: информ. правовой-портал, 2019. URL: http://www.co№sulta№t.ru/ (дата обращения: 23.11.2019).
[30] Ралько В.В., Репин Н.В., Дударев А.В., Фомин В.А. Нотариат: Учеб. М.: Юстиция, 2016. С. 16.
[31] Акимова С.Б. Обеспечение конституционного права граждан на оказание квалифицированной юридической помощи и защиты права собственности нотариатом в Российской Федерации: дис. … канд. юрид наук: 12.00.02.М., 2004. С. 167.
[32] Проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 17.09.2013) // КонсультантПлюс: информ. правовой-портал, 2019. URL: http://www.co№sulta№t.ru/ (дата обращения: 24.11.2019).
[33] Ференс-Сороцкий А.А. Нотариат и принципы гражданского процесса / Нотариат, государственная власть и гражданское общество: современное состояние и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (15–16 февраля 2010 г., г. Москва). М., 2010. С. 93–98.
[34] Там же.
[35] Цветков А.С. Публично-правовая природа нотариальной деятельности в Российской Федерации // Современное право. 2017. № 11. С. 49 - 53.
[36] Фадеева Г.В. Административно-правовое регулирование организации нотариальной деятельности в России: автореф.дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. Саратов, 2012. С. 24.
[37] Там же.
[38] Кулишова Р.Т. Специфика правовой природы нотариата и нотариальной деятельности в Российской Федерации // Нотариус. 2016. № 7. С. 3 - 8.
[39] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. федер. закона Рос. Федерации от 26.07.2019 № 226-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.; 2019. № 30. Ст. 4128.
[40] Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов: приказ Минюста России от 06.06.2017 № 97 // Российская газета. 20 17. № 133.