Найти тему

Жестокость в каждом из нас. Что показал эксперимент «Rhythm 0» Марины Абрамович?

Сербскую художницу Марину Абрамович называют бабушкой искусства перформанса. О ее выступлениях говорят десятилетия спустя. Одна из самых известных акций называлась «Rhythm 0» и была организована в 1974 году в Неаполе.

Задумка перформанса «Rhythm 0» была проста: Абрамович должна была стоять смирно в течение шести часов, в то время как люди могли делать с ней все, что им вздумается, используя любой из 72 предметов, лежащих рядом...

Абрамович стояла посреди комнаты с табличкой на груди, которая гласила: «Инструкции: на столе лежат 72 предмета, которые можно применять ко мне, как хочется. Перформанс. Я - объект. В этот промежуток времени я несу полную ответственность. Длительность: 6 часов (8 часов вечера - 2 часа ночи)».

На столе лежали «предметы для удовольствия» и «предметы для разрушения». Среди безвредных предметов были цветы и перья. Среди опасных - нож, бритвенные лезвия и заряженный пистолет.

Поначалу зрители стеснялись, только смотрели, дарили розы, целовали. Но потом раздели, разрисовали и даже порезали.

Кто-то развернул ее вокруг оси, поднял ее руки вверх. Один мужчина использовал лезвие, чтобы сделать у нее на шее надрез.

Зрители меняли положение тела художницы, прикрепляли к ней различные предметы. Некоторые мужчины раздевали и лапали ее, сопровождая свои действия смехом.

Перформанс был остановлен охраной здания, когда один из посетителей взял пистолет.

На третий час с нее срезали лезвиями всю одежду. На четвертый - теми же лезвиями начали исследовать кожу. Ее подвергли всяким домогательствам. Кто-то заставил ее направить на себя пистолет.

Собственные впечатления Абрамович от того, что люди с ней делали, оказались еще более ужасающими.

Художница вспоминает: "Сначала зрители хотели поиграть. Потом они становились все более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса. Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану.

После шести часов перформанса я со слезами на глазах голая пошла в сторону зрителей, отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты, так как поняли, что я «ожила» — перестала быть их игрушкой и начала сама управлять своим телом…

Я помню, что придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, я обнаружила прядь седых волос....

Эта работа раскрывает нечто ужасное о человечестве. Она показывает, как быстро человек может причинить тебе боль при подходящих обстоятельствах. Она показывает, как легко обезличить человека, который не защищает себя. Если создать соответствующие обстоятельства, большинство "нормальных" людей, очевидно, могут стать очень жестокими...

Этот перформанс напомнил мне Стенфордский тюремный эксперимент Филиппа Зимбардо, который тоже показывает, что в каждом из нас есть скрытый насильник.

А вы признаёте в себе такую часть личности?