Во многих городах есть район под названием Автозаводский. Есть такой
и в Нижнем Новгороде. Сразу спрошу Читателя: Вашем городе или может городе Вашего детства есть район с таким названием? С чем связано его название? Какие интересные факты есть про этот район? Делитесь в комментариях, будем познавать невероятную историю нашей страны вместе :).
Конечно, история Автозаводского района города Горького, а потом и Нижнего во многом- это история автомобильного гиганта ГАЗ. Который кто только из современных недругов не строил, к слову они ж и разрушали. Немцы-бомбежками, амеры своей "мягкой" силой.
Остановлюсь на некоторых примечательных страницах истории этой части города. Тем более , что это и история страны и ее очередная великая стройка. Здесь же отмечу, будете в Нижнем, обязательно найдите время посетить район, его музей и парк. А здесь невероятно интересные фото каким был район с 20х годов 20 века.
Но сначала к самому Автозаводу. 10 августа 2023 года исполняется ровно 90 лет с того дня, как Автозаводский район стал частью города. Возник он на месте деревенек рядом со строящимся автомобильным заводом.
И сразу стал предметом жарких споров. Как должен выглядеть район? во второй четверти 20 века боролись две архитектурные концепции: город-сад или урбанистический рай. Автозаводский район включил в себя обе концепции.
Что такое город-сад? Английским социологом-утопистом Эбенизером Говардом были предложены небольшие города, сочетающие лучшие свойства города и деревни. Критике подвергался хаотичный, ничем не ограниченный, рост промышленного города, его антисанитария и, в более общем смысле, антигуманность. Сложно не согласится, правда? На мой взгляд концепция и сейчас имеет место на существование. Очень интересная статья про идею города -сада в советских городах здесь.
Но вернемся к району. Он, как и Автомобильный завод стал своего рода гигантом. Смотрите фото, впечатляет? А это лишь один из микрорайонов Автозавода. Соцгород.
Видимо у русских такая генетика из всего делать окрошку, ну или винегрет. Концепцию города -сада советские власти быстренько признали никуда не годной, и, быстрыми шагами пошли по пути "закатаем" все в асфальт и камень. Нужно отдать должное, закатывали очень красиво и творчески. Мы и сегодня, открыв рты, смотрим на образцы монументальной сталинской архитектуры.
Есть такие примеры и на Автозаводе. Например, Серые Бусыгинские дома (или дом, адрес пр. Октября 23).
Его протяжённость 1130 метров. В нем 59 подъездов, 6 корпусов, 7 римских арок разной высоты и 450 квартир. Оценить масштабы, конечно, можно только с высоты птичьего полёта. Он был построен для элиты: врачей, инженеров, руководителей автозавода. Или другой пример. Знаменитый радиусный дом, всемирно известная архитектурная мастерская братьев Весненых, город Москва. И сам дом на фото ниже.
Для стахановцев и заводского начальства
Квартиры в доме были как отдельные, так и коммунальные. На верхних этажах располагалось общежитие для инженерно-технических работников. А ещё дом был оборудован лифтами – неслыханная роскошь по тем временам. Комнаты просторные, изолированные, их площадь варьировалась от 12 до 20 метров. Кухни около 10 квадратных метров. Средний метраж трёхкомнатной квартиры 72 – 74 квадратных метра. Просторно даже по нынешним меркам.
Чтобы стахановцам и передовикам было где культурно проводить досуг, рядом разбили Парк культуры и отдыха.
Ну и еще несколько фактов про сам завод ГАЗ. Стоимость контакта на постройку американцами автогиганта в 1929 году составляла 30 млн долларов, огромная сумма денег. Для Штатов, находившихся в глубокой экономической депрессии полезное финансовое подспорье (когда русские НЕ протягивали руку помощи, даже себе во вред?).
Цеха Автозавода строили стахановскими темпами. За 15 месяцев возвели основные производственные мощности. Конечно, жили при этом строители в бараках.
ГАЗ - это синоним слова "первые" и "самый массовый". Знаменитые Эмки и Полуторки - в преставлении не нуждаются. Все, кто хоть чуть- чуть знает историю 30-40 х годов ( в том числе и военную) страны Советов, знаком и с этими автомобилями и их вкладом в общее дело. Волга- вожделенный автомобиль советского человека до середины 2000х годов 21 века. Газели и Валдаи- коммерческий транспорт, выпуск которого не дал Гиганту ГАЗу уйти в небытие в лихие 90 е годы.
На сегодня все. Буду рада комментариям.