Свое первое мошенничество Николай Павленко совершил в 14 лет. Трудясь на должности писаря при деревенском старосте, сын зажиточного мельника в 1926 году подделал документы и сбежал из дома. По выправленным бумагам уроженцу Киевской области Николаю было 18 лет, и он происходил из семьи бедного крестьянина.
Подросток осел в Минске, где стал работать дорожным строителем и поступил по этому же профилю в политехнический институт. Там он из-за недостатка школьных знаний попал под проверку, в рамках которой на родину парня был отправлен запрос.
Всем привет! Я Людмила, и я рассказываю о распространенных схемах мошенничества. Моя миссия – спасти ваш кошелек от цепких рук аферистов. Надеюсь, мои советы помогают вам противостоять жуликам! Подпишитесь
Опасаясь наказания за подделку документов, подросток уехал в город Ефимов. На новом месте Николай стал воровать, на чем и попался. Отсидев чуть больше месяца в тюрьме, парень пошел на сотрудничество с НКВД. Он рассказал следователям о двух бывших коллегах-дорожниках, которые были тайными троцкистами.
Наградой стукача стала мелкая должность в привилегированном Главном военно-строительном управлении СССР. Демонстрируя рвение в работе и постепенно поднимаясь по карьерной деятельности, Павленко не забывал о незаконном пополнении собственного кармана. Так, добравшись до должности заведующего строительным участком, он смог продать мимо кассы вагон стройматериалов.
В июне 1941 года Павленко был призван помощником инженера во Второй стрелковый корпус. Приняв участие в нескольких боях, он решил дезертировать. В пару к себе нашел шофера, вместе с которым на служебном грузовике выехал в тыл по подложным документам.
Дезертиры прибыли в город Калинин, который теперь называется Тверью. Там Павленко женился и познакомился с Людвигом Рудниченко. Этот персонаж заинтересовал Павлюченко талантом вырезать из дерева поддельные печати.
Два мошенника нашли друг друга и «открыли» Участок военно-строительных работ Калининского фронта № 5 (УВСР-5). Путем дачи многочисленных взяток мошенники обзавелись типографскими бланками финансовой отчетности и другими необходимыми документами с поддельными реквизитами. Чтобы защититься от проверяющих, жулики изготовили бумагу, в которой говорилось о прямом подчинении УВСР-5 Сталину.
После этого началось восхождение Павленко на олимп советской военной элиты. Раздавая взятки, аферист смог присвоить себе звание полковника и создать фальшивую воинскую часть, занимающуюся ремонтными работами. Размах мошенничества был столь широк, что липовая военчасть была официально поставлена на довольствие, а из военного комиссариата в нее направлялись военнослужащие.
Об афере знала только верхушка «военной части», рядовые бойцы думали, что служат в реальных войсках. Формирование дошло до Берлина, где Павленко с подельниками занялись мародерством. Из покоренной столицы Вермахта трофеи «военчасти» были вывезены на отдельном поезде с тридцатью вагонами.
В мирное время Николай Павленко продолжил строительный «бизнес». Под прикрытием новой артели аферист с несколькими помощниками проворачивали разные схемы мошенничества. Например, была «разыграна» кража принадлежащих артели 300 тысяч рублей. От ответственности мошенники уходили путем постоянного переименования своей организации, а также переездами.
К началу 1950-х годов Павленко руководил фейковым Управлением военного строительства (УВС-1). Наработанные к тому времени коррумпированные связи афериста позволили максимально развернуть бизнес. УВС-1 имело филиалы в пяти субъектах СССР, где получало заказы по государственной линии. Строители УВС-1 прокладывали дороги и возводили мосты. Деньги поступали на счета, открытые Павленко в двадцати отделениях Госбанка. Известно, что только за два года работы УВС-1 на счета было переведено около 25 миллионов рублей.
В друзьях у Николая Павленко ходили министры республик, первые секретари горкомов и обкомов партии, прокуроры, командиры воинских частей и начальники государственных предприятий. Это давало аферисту ощущение защищенности и вседозволенности.
Как говорится, сколько веревочки не виться, а конец найдется. Прокололся мошенник на афере с облигациями госзайма. Один из «кинутых» покупателей облигаций обратился в прокуратуру. Там начали расследование, которое и вытянуло на свет все грехи Павленко и его подельников.
Следователи подсчитали, что мошенник получил мимо госбюджета около 39 миллионов рублей. В рамках расследования было арестовано более 400 человек, в том числе 50 военных чинов.
У самого Павленко в доме при обысках были обнаружены генеральские погоны. Аферист готовился к получению нового воинского звания. Также в доме были найдены многочисленные драгоценности и антиквариат. Мошенник жил на широкую ногу.
«Дело Павленко» расследовалось два года. Материалов набралось на 164 тома. Из контор УВС-1 и различных тайников были изъяты поддельные штампы, квитанции, бланки, технические паспорта, удостоверения, а также свыше ста единиц огнестрельного оружия. В собственности организации числилось 68 транспортных средств.
Подсудимых обвиняли во вредительстве, диверсии по части государственной промышленности, контрреволюционной деятельности. Николай Павленко до последнего был уверен, что высокопоставленные знакомые помогут ему. Он настаивал, что все эти годы трудился на благо СССР, восстановив несколько тысяч дорог и мостов.
Весной 1955 года суд приговорил Павленко к конфискации имущества и расстрелу. Решение о высшей мере наказания было приведено в исполнение через несколько дней после окончания суда. Подельники афериста отделались тюремными сроками от 5 до 25 лет.
Николай Павленко был, конечно же, не единственным мошенником в СССР. О других «звездных» аферистах вы можете прочитать здесь.
Подпишитесь: