Плач Ефросиньи Ярославны из «Слово о полку Игоревы» по мужу, томившемуся в плену.
Самой лирической героиней в письменных источниках Древней Руси является жена Игоря, князя Новгород-Северского. Ярославна жила в тот период, который учёные называют двоеверием. Почти все, кто принадлежал к правящему сословию являлись христианами, остальные жители в бóльшей степени, но не все. Однако те и другие ещё почитали древних прежних богов.
В 1185 году поход Игоря на половцев, мужа княгини закончился плачевно. Отряд разбили, а самого пленили. Автор «Слова о полку Игореве» показывает, что взаимоотношения между жителями Руси и половецкими кочевниками были хоть и враждебны, но без лютой ненависти. Историки подтверждают, что половцы не только нападали на русские селения и города, но и заключали союзы с некоторыми князьями, которые участвовали в междоусобной вражде. Частыми были смешанные браки: девушки из половецких племён выходили замуж за русских князей, дружинников. Половцы тоже женились на русских по договоренности с родителями или уводили в полон при набегах. Уважительное отношение половецкого хана Кончака показано в «Слове», он предлагает ему остаться у него, быть равным, приманивает половецкими девами. Сын Игоря Владимир, который тоже оказался в плену, взял в жёны дочь Кончака.
Тем временем Ярославна не знает о муже и сыне ничего и опасается за их жизнь. Литературные персонажи в «Слове» имеют реальных прототипов. У Ефросиньи Ярославны и Игоря, князя Новгород-Северского княжества было пятеро сыновей и дочь. Как часто бывало в те далёкие времена не все дети дожили до старости. Но это уже другая история. А сейчас вернемся в Путивль, где литературная Ярославна плачет по своим родным, страдает в неизвестности об их участи. Путивль находился на перекрёстке дорог: в княжества Владимиро-Суздальское, на северо-восток и на юг в Тмутараканское, а также в земли, где кочевали половцы.
"Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой"[1]:
Если посмотреть на карту, то видим, что Путивль совсем не рядом с Галицкой землёй и, тем более, с Дунаем. В Путивле протекает река Сейм, впадает в Десну, а та - в Днепр. За Днепром на юго-запад раскинулось Галицкое княжество, граничащее с Венгерским королевством, земли вдоль Нижнего Дуная подчинялись галицким князьям. Таким образом, автор «Слова» показывает связь и родство на Руси, где русла рек, как поверхностные вены земли объединяют княжества. Ведь идея единения главная в «Слове о полку Игореве» и проступает даже в плаче лирической героини.
«Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровою опушкой
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру́ кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь».
Уже словами героини обозревается вся юго-западная Русь, родственная тому княжеству, где женщина сейчас обитает, мысленно Ярославна у места битвы. Где-то там среди гор и обрывов у реки произошла битва. Каяла в переводе с тюрского означает скалистая. Не ценны в эти дни для неё ткань с дорогим мехом, важно облегчить страдания, как Ярославна считает, раненного мужа.
"Далеко́ в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру́…"
Нет покоя Ярославне от тревоги. Чуть свет, а она уже на крепостной стене, открытая ветрам взывает.
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки́,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки́?
Чем тебе не любо на просторе
Высоко́ под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?
Ты же, стрелы вражеские сея,
Только смертью веешь с высоты.
Ах, зачем, зачем моё веселье
В ковылях навек развеял ты?»
Упрекает Ярославна ветер, обращается к нему, как стихии, которая может то, что человеку недоступно. Стихии могут сотворить обстоятельства, при которых людям радостно или печально. Обращения к стихиям - отголосок древних верований. Но Ярославна уже не молит и не просит стихию - ветер, а пеняет. Принимая силу стихии, не унижается, можно сказать, выступает наравне с ней. Далее, обращается уже к реке, но находящейся на немалом расстоянии от Путивля.
«Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил.
Возлелей же князя, господине,
Сохрани на дальней стороне,
Чтоб забыла слёзы я отныне,
Чтобы жив вернулся он ко мне!»
В то время Днепр протекал не только через земли, принадлежащие Руси, но и через кочевья печенегов и половцев. Днепр выступает общей рекой враждующих сторон в прошлом и настоящем, и в этом тоже сквозит объединяющая сила, которая способна быть благостной для тех, кто в ее пределах. Поэтому закономерна просьба Ярославны, Днепр должен позаботиться о князе Игоре.
Каждый день под гнётом неизвестности о судьбе родных с раннего утра по-прежнему горестная Ярославна стоит на стене, окружающий город и взывает к стихиям.
"Далеко́ в Путивле, на забрале,
Лишь заря займётся поутру,
Ярославна, полная печали,
Как кукушка, кличет на юру:
«Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?»
Опять Ярославна упрекает могущественную стихию, в её власти взрастить и одаривать благами, но к войску Игоря осталось равнодушно. Солнце не пожалело и не помогло, отвернулось в своём безразличии.
"И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному —
Сам Господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому".
Обращения опечаленной, исстрадавшейся женщины к стихиям казались безуспешными. Что взять от древних и одряхлевших стихий. Мольбы Ярославны услышаны христианским Богом и именно он вдохнул силы в стихии, поэтому «взыграло море», которое, кстати, весьма далековато и от Путивля, и от Каялы; да и поддал ветру и «вихрь помчался сквозь туман». И теперь Игорь вернётся домой, так как ему будет ведома дорога, подсказанная Господом. Автор «Слова» говорит, что христианство более надёжно, чем прежняя старая вера. Господь руководит помыслами тех, кто ищет у него пути. Горестные взывания любящей Ярославны не напрасны, они услышаны, и, несмотря, на свои заблуждения Игорь не будет наказан, вернётся к жене, которая так страстно хочет продления его жизни.
На сюжет «Слово о полку Игореве» композитор Александр Бородин написал оперу «Князь Игорь». Премьера оперы состоялась в Мариинском театре Санкт-Петербурга 23 октября 1890 г.
В 1970-х годах у хореографа Олега Виноградова родилась идея балета «Ярославна», музыка - Бориса Тищенко. В постановке принимал участие Юрий Любимов. По словам Олега Михайловича образ Ярославны – «образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) - собирательный символ Родины - определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через её мысли и чувства».
Женщина Древней Руси стала символом любящей женщины, её образ - объект искусства.
[1] «Слово о полку Игореве» в переводе Н. Заболоцкого
Спасибо за внимание.