Найти тему

О чём говорит плач Ярославны?

Княгиня на Руси XII-XIII веков. Реконструкция С. Стрекалова
Княгиня на Руси XII-XIII веков. Реконструкция С. Стрекалова

Плач Ефросиньи Ярославны из «Слово о полку Игоревы» по мужу, томившемуся в плену.

Самой лирической героиней в письменных источниках Древней Руси является жена Игоря, князя Новгород-Северского. Ярославна жила в тот период, который учёные называют двоеверием. Почти все, кто принадлежал к правящему сословию являлись христианами, остальные жители в бóльшей степени, но не все. Однако те и другие ещё почитали древних прежних богов.

В 1185 году поход Игоря на половцев, мужа княгини закончился плачевно. Отряд разбили, а самого пленили. Автор «Слова о полку Игореве» показывает, что взаимоотношения между жителями Руси и половецкими кочевниками были хоть и враждебны, но без лютой ненависти. Историки подтверждают, что половцы не только нападали на русские селения и города, но и заключали союзы с некоторыми князьями, которые участвовали в междоусобной вражде. Частыми были смешанные браки: девушки из половецких племён выходили замуж за русских князей, дружинников. Половцы тоже женились на русских по договоренности с родителями или уводили в полон при набегах. Уважительное отношение половецкого хана Кончака показано в «Слове», он предлагает ему остаться у него, быть равным, приманивает половецкими девами. Сын Игоря Владимир, который тоже оказался в плену, взял в жёны дочь Кончака.

Тем временем Ярославна не знает о муже и сыне ничего и опасается за их жизнь. Литературные персонажи в «Слове» имеют реальных прототипов. У Ефросиньи Ярославны и Игоря, князя Новгород-Северского княжества было пятеро сыновей и дочь. Как часто бывало в те далёкие времена не все дети дожили до старости. Но это уже другая история. А сейчас вернемся в Путивль, где литературная Ярославна плачет по своим родным, страдает в неизвестности об их участи. Путивль находился на перекрёстке дорог: в княжества Владимиро-Суздальское, на северо-восток и на юг в Тмутараканское, а также в земли, где кочевали половцы.

Плач Ярославны. Худ. Константин Васильев Над широким берегом Дуная,
Плач Ярославны. Худ. Константин Васильев Над широким берегом Дуная,

"Над великой Галицкой землёй

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой"[1]:

Если посмотреть на карту, то видим, что Путивль совсем не рядом с Галицкой землёй и, тем более, с Дунаем. В Путивле протекает река Сейм, впадает в Десну, а та - в Днепр. За Днепром на юго-запад раскинулось Галицкое княжество, граничащее с Венгерским королевством, земли вдоль Нижнего Дуная подчинялись галицким князьям. Таким образом, автор «Слова» показывает связь и родство на Руси, где русла рек, как поверхностные вены земли объединяют княжества. Ведь идея единения главная в «Слове о полку Игореве» и проступает даже в плаче лирической героини.

-3

«Обернусь я, бедная, кукушкой,

По Дунаю-речке полечу

И рукав с бобровою опушкой

Наклонясь, в Каяле омочу.

Улетят, развеются туманы,

Приоткроет очи Игорь-князь,

И утру́ кровавые я раны,

Над могучим телом наклонясь».

Уже словами героини обозревается вся юго-западная Русь, родственная тому княжеству, где женщина сейчас обитает, мысленно Ярославна у места битвы. Где-то там среди гор и обрывов у реки произошла битва. Каяла в переводе с тюрского означает скалистая. Не ценны в эти дни для неё ткань с дорогим мехом, важно облегчить страдания, как Ярославна считает, раненного мужа.

"Далеко́ в Путивле, на забрале,

Лишь заря займётся поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру́…"

Нет покоя Ярославне от тревоги. Чуть свет, а она уже на крепостной стене, открытая ветрам взывает.

«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,

Что клубишь туманы у реки́,

Стрелы половецкие вздымаешь,

Мечешь их на русские полки́?

Чем тебе не любо на просторе

Высоко́ под облаком летать,

Корабли лелеять в синем море,

За кормою волны колыхать?

Ты же, стрелы вражеские сея,

Только смертью веешь с высоты.

Ах, зачем, зачем моё веселье

В ковылях навек развеял ты?»

Упрекает Ярославна ветер, обращается к нему, как стихии, которая может то, что человеку недоступно. Стихии могут сотворить обстоятельства, при которых людям радостно или печально. Обращения к стихиям - отголосок древних верований. Но Ярославна уже не молит и не просит стихию - ветер, а пеняет. Принимая силу стихии, не унижается, можно сказать, выступает наравне с ней. Далее, обращается уже к реке, но находящейся на немалом расстоянии от Путивля.

«Днепр мой славный! Каменные горы

В землях половецких ты пробил,

Святослава в дальние просторы

До полков Кобяковых носил.

Возлелей же князя, господине,

Сохрани на дальней стороне,

Чтоб забыла слёзы я отныне,

Чтобы жив вернулся он ко мне!»

В то время Днепр протекал не только через земли, принадлежащие Руси, но и через кочевья печенегов и половцев. Днепр выступает общей рекой враждующих сторон в прошлом и настоящем, и в этом тоже сквозит объединяющая сила, которая способна быть благостной для тех, кто в ее пределах. Поэтому закономерна просьба Ярославны, Днепр должен позаботиться о князе Игоре.

Каждый день под гнётом неизвестности о судьбе родных с раннего утра по-прежнему горестная Ярославна стоит на стене, окружающий город и взывает к стихиям.

"Далеко́ в Путивле, на забрале,

Лишь заря займётся поутру,

Ярославна, полная печали,

Как кукушка, кличет на юру:

«Солнце трижды светлое! С тобою

Каждому приветно и тепло.

Что ж ты войско князя удалое

Жаркими лучами обожгло?

И зачем в пустыне ты безводной

Под ударом грозных половчан

Жаждою стянуло лук походный,

Горем переполнило колчан?»

Опять Ярославна упрекает могущественную стихию, в её власти взрастить и одаривать благами, но к войску Игоря осталось равнодушно. Солнце не пожалело и не помогло, отвернулось в своём безразличии.

"И взыграло море. Сквозь туман

Вихрь промчался к северу родному —

Сам Господь из половецких стран

Князю путь указывает к дому".

Обращения опечаленной, исстрадавшейся женщины к стихиям казались безуспешными. Что взять от древних и одряхлевших стихий. Мольбы Ярославны услышаны христианским Богом и именно он вдохнул силы в стихии, поэтому «взыграло море», которое, кстати, весьма далековато и от Путивля, и от Каялы; да и поддал ветру и «вихрь помчался сквозь туман». И теперь Игорь вернётся домой, так как ему будет ведома дорога, подсказанная Господом. Автор «Слова» говорит, что христианство более надёжно, чем прежняя старая вера. Господь руководит помыслами тех, кто ищет у него пути. Горестные взывания любящей Ярославны не напрасны, они услышаны, и, несмотря, на свои заблуждения Игорь не будет наказан, вернётся к жене, которая так страстно хочет продления его жизни.

На сюжет «Слово о полку Игореве» композитор Александр Бородин написал оперу «Князь Игорь». Премьера оперы состоялась в Мариинском театре Санкт-Петербурга 23 октября 1890 г.

Опера "Князь Игорь" А. Бородина. Сцена из 2-го акта Большого театра, 1967 г. Художник-постановщик Ф.Ф. Федоровский
Опера "Князь Игорь" А. Бородина. Сцена из 2-го акта Большого театра, 1967 г. Художник-постановщик Ф.Ф. Федоровский

В 1970-х годах у хореографа Олега Виноградова родилась идея балета «Ярославна», музыка - Бориса Тищенко. В постановке принимал участие Юрий Любимов. По словам Олега Михайловича образ Ярославны – «образ русской женщины (матери, сестры, жены, возлюбленной) - собирательный символ Родины - определился как основа всей конструкции спектакля, а все остальное возникало словно через её мысли и чувства».

-5

Женщина Древней Руси стала символом любящей женщины, её образ - объект искусства.

[1] «Слово о полку Игореве» в переводе Н. Заболоцкого

Спасибо за внимание.