Стоит мне заговорить о кино, публика сбегается почитать эти статьи и, главное, поругаться в комментариях. Автор, дерзнувший высказать свое мнение и невзначай оскорбивший чьи-то сокровенные чувства, ничего, дескать, не понимает, как можно вообще такое говорить и покушаться на святое...
До сих пор я тут не писала о знаменитом фильме "Интерстеллар" (2014), снятом Кристофером Ноланом при консультативном участии выдающегося астрофизика Кипа Торна - ведущего на тот момент специалиста по черным дырам и автора книги о научной основе этого фильма.
Поэтому, дескать, в "Интерстелларе" всё строго соответствует новейшим научным знаниям о космосе, а любой, кто ищет и находит изъяны или критикует фильм Нолана - профан и невежда.
Окей. Но вот недавно, 8 августа 2023 года, в газете "Троицкий вариант", которую я с удовольствием читаю и всем рекомендую, появилась большая статья ученого-астрофизика и писателя-фантаста Павла Амнуэля: «Режиссер взял верх над учеными».
Пересказывать ее или обильно цитировать тут я не буду, но кое-какие моменты подчеркну и прокомментирую.
Фильм я в свое время смотрела с увлечением, однако в некоторых местах меня охватывало недоумение или даже разбирал смех. И это еще до эпизодов в космосе возле черной дыры Гаргантюа.
Всё время не покидало ощущение пресловутой совы, натянутой на глобус. Глобус - это научная картина мира (плюс обычный здравый смысл), сова - режиссерский сценарий и план.
Начнем с завязки.
На Земле - погибельная напасть, сплошные пылевые бури, гибнут все сельхозкультуры, кроме - почему-то - кукурузы.
Стоп. Понятно, что американский режиссер снимает фильм, интересный прежде всего его соотечественникам. У них кукурузное поле - обычный ландшафт. Но мир не сводится к США. И что, пыльные бури бушуют в сибирской тайге, в джунглях Амазонки, в заболоченных рисовых полях Бангладеш, в пресловутой деревне Гадюкино?.. И нигде ничего не растет, кроме кукурузы? Так она у нас и без пыльных бурь не особо растет (только кормовая, и то не везде). В общем, экологическая катастрофа показана не вполне достоверно. На глобальный катаклизм не тянет. Если бы жахнул метеорит, или извергся Йеллоустонский вулкан, надолго затмив солнечный свет на планете - тогда да. Но публику решили не слишком пугать. Отделались кукурузой.
Дальше: герой, Купер, бывший пилот, переквалифицировавшийся в фермера, разгадывает некие таинственные сигналы, обнаруженные в комнате его дочери Мэрф, и мчится ночью (вместе с маленькой Мэрф!) неведомо куда - навигатор приводит его к секретной военной базе. Вот вы бы, оказавшись у ворот такого серьезного объекта, стали бы настырно таранить ворота, рискуя не только собственной жизнью, но и жизнью своего ребенка?.. Ну, попробуйте. Боюсь, правда, что отчитаться потом о результате не получится. Но режиссер захотел, чтобы Купер c дочкой вломился на секретную базу НАСА, и всё у них получилось. Сказка!
Ещё один странный момент: Купера после некоторых недоразумений и расспросов принимают на базе как желанного гостя. Оказывается, он, хоть и бывший, но лучший пилот, которому засекреченное руководство НАСА хочет поручить командовать космическим кораблем, направляющимся к черной дыре Гаргантюа, где обнаружена "кротовая нора" - ход в другую вселенную, а там - несколько планет, возможно, пригоднных для переселения человечества... Маленький нюанс: туда уже отправили несколько экспедиций, и ни одна не вернулась, и не прислала никакой информации. Значит, нужно с упорством мышей, продолжавших грызть кактус, посылать ещё одну экспедицию?..
Вот тут у любой домохозяйки встала бы куча вопросов. Но предоставим слово ученому:
"в Interstellar в самый сложный в истории человечества и смертельно опасный полет отправляют бывшего пилота, понятия не имеющего о физике кротовых нор, черных дыр и тем более о принципах маневрирования в условиях такой сложной гравитационной картины, какая сложилась в окрестностях Гаргантюа. Тем не менее он «берет руль в свои руки» и ведет модуль на посадку в абсолютно ему незнакомой атмосфере абсолютно незнакомой планеты так, будто сидит за штурвалом истребителя в компьютерной игре" (П. Амнуэль).
Приключения героев после прохождения через "кротовую нору" на незнакомых планетах тоже выглядят странновато. Когда смотришь фильм, логика героев отчасти понятна, хотя всё равно она расходится с обычным здравым смыслом.
Вот зачем им обязательно нужно было посылать живые экипажи на планеты, где условия заведомо не годятся для жизни людей? Тут бы я рискнула скорее роботами или просто зондами. Пусть бы разведали насчет чудовищных цунами водной планеты или расчет холодного климата ее соседки. И не нужно было бы основному кораблю ждать более 20 лет, пока вернутся любители экстремальных водных прогулок. Понятно, что посланцам Земли хотелось выяснить, какая судьба постигла их предшественников - но это, в общем, и так довольно ясно. А уж трогательный лепет мисс Амелии Брэнд насчет великой движущей силы любви... Для размягчения сердец кинозрительниц это просто бальзам, но вообще-то аргумент сомнительный.
Когда же, нырнув в чрево Гаргантюа и чудом не будучи разметеленным на атомы, Купер вдруг оказался за стенкой комнаты Мэрф, я просто расхохоталась. Улететь за пределы Вселенной, чтобы попасть в собственный чулан?.. И оттуда передавать сложнейшую информацию... морзянкой?..
Опять предоставлю слово Амнуэлю:
Купер ... передал дочери эти данные, уже каким-то образом зашифрованные в виде уравнений (вы еще не забыли, что Купер — фермер и пилот, а о физике черных дыр вообще впервые услышал перед самым погружением в кротовую нору?). Способ передачи, кстати, еще более экстравагантен, нежели сверхбыстро вращающаяся черная дыра: сложнейшие (по идее) уравнения, до которых отец упомянутой мисс Брэнд — профессор Брэнд — не смог додуматься за всю свою жизнь, Купер передает азбукой Морзе! Хотел бы я посмотреть, как это происходило бы в реальности. Можно ведь провести эксперимент: в одной комнате посадить самого Кипа Торна, в другой — актрису, игравшую в фильме Мэрф, дочь Купера. И пусть Торн попробует передать азбукой Морзе хотя бы уравнение Эйнштейна для быстро вращающейся черной дыры.
Вердикт ученого: Кип Торн и другие специалисты экстра-класса, приглашенные в качестве консультантов "Интерстеллара", сделали сложнейшую, виртуозную работу, которой можно гордиться. Но в полной мере их достижения использованы не были, потому что не соответствовали сценарию и замыслам режиссера. Логика построения голливудского фильма не совместима с высокой наукой.
"Интересно, допустил бы Кристофер Нолан, режиссер-профессионал высочайшего класса, чтобы фильм снимал любитель-недоучка, не знающий жестких законов кинематографа? Вопрос риторический. Но науку в фильмах делают безумные профессора, гении-одиночки, а в космос летают не суперпрофессионалы-астронавты, такие как Армстронг, Гречко или Леонов, а неврастеники и истерики вроде Манна и бравые, но не знакомые с «матчастью» пилоты вроде Купера" (П. Амнуэль).
В общем, всем любопытствующим и склонным к критическом осмыслению увиденного в кино очень советую почитать статью Амнуэля.
А фильм сам по себе - красивый и зрелищный. Но всё-таки далеко не такой научный, каким его иногда себе представляют. И виноват в этом не Кип Торн, а законы жанра, где требуется экшн, драма, слёзы, любовь и хэппи-энд.
--
МИНУТКА ДОЗВОЛЕННОЙ САМОРЕКЛАМЫ
Лично я даже не пытаюсь претендовать на лавры научного фантаста. Поэтому мои герои не путешествуют внутрь черных дыр. Впрочем, аисянские звездолеты, которые перемещают белковые существа по Вселенной, наверное, могут это делать, только никому не открывают своих секретов.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".