Меня часто спрашивают клиенты, как начать медитировать. Они еще не начинали, но хотят. Либо попытки были, но они не привели к «успешной» и регулярной практике. Я специально взяла в кавычки слово «успешной», потому что здесь у начинающих также могут ожидания, которые идут вразрез с самой сутью медитации: «быть, а не достигать чего-то», «быть, а не казаться», «просто присутствовать в моменте » и так далее.
Мой самый первый опыт медитации случился, когда я в 25 лет приехала в Индию (в ашрам одного всемирно известного гуру) и попала на групповую получасовую практику медитации. Мы зашли в зал, где хранился под мраморным постаментом прах мастера, выбрали себе – кто подушки, кто стулья на полу, и приготовились долго сидеть. Ведущая прозвенела в маленький колокольчик, и в зале воцарилась хрустальная тишина. В последующие полчаса я просто плыла в потоке своих мыслей, которые не давали мне и минуты покоя, боролась с затекшими ногами, вздыхала и погружалась в дремоту. Никакого удовольствия от практики я не получила, пожалела о потерянном времени и решила больше этим не заниматься.
Однако жизнь в том ашраме была устроена так, что волей-неволей мы попадали на разные динамические медитации, которые шли весь день по расписанию. Я работала в кофейне на территории кампуса, и нам было положено хотя бы раз в день ходить на вечернюю медитацию, на которой были разные блоки: танец, слушание музыкальных инструментов и тишины попеременно, слушание аудио-дискурса мастера, катарсическая практика, тишина и неподвижность. Постепенно, за три месяца, я втянулась и начала получать удовольствие от тех просветов, которые возникали у меня в уме, когда я практиковала. В этих просветах или паузах было так хорошо и расслабленно, в них не существовало ни прошлого, ни будущего, ни проблем настоящего – я научилась «отдыхать» в медитации от своей головы. Но почти все практики были динамические: сначала долгая концентрация на каком-то действии (танец, звучание, интенсивное дыхание, кружение), а потом – замирание и тишина. Эти медитации вошли в мою жизнь на последующие 15 лет, которые я делала самостоятельно и в группах.
Оглядываясь назад, я понимаю, что научилась тогда концентрироваться на одном действии (однонаправленность) и тотально участвовать в нем (вовлеченность). Развитие этих двух качеств сильно помогло мне в работе и жизни. Я стала работать гораздо эффективнее, мой ум превратился в пытливый и быстрый механизм, похожий на стрелу, которая бьет точно в цель. После института я освоила и сменила 5 профессий, в каждой из которых проходила путь от новичка до эксперта.
Однонаправленность и вовлеченность перестраивают твою жизнь так, что ты и правда можешь «просто мыть посуду» или «просто гулять». Тебе становятся не нужны наушники, подкасты, радио и телевизор фоном, частые звонки друзьям.. Ты можешь быть один в комнате, делать какие-то вещи, не страдая по поводу своего одиночества, не проклиная свою жизнь, не уносясь мечтами в будущее. Ты можешь оставаться наедине с собой и хорошо себя чувствовать при этом. Секрет – пустой ум, навыки наблюдения и вовлеченности в действие одновременно.
Периодически ум меня уносил, конечно, в разные страдания и переживания, я чувствовала, что моя осознанность еще очень не устойчива. В эмоциональных бурях она совершенно пропадала, и я погружалась в тревожные или депрессивные состояния, также страдала от неразделенной любви, эмоции захватывали меня и несли в разные деструктивные опыты. Так я заинтересовалась курсами Випассаны, которую прошла дважды – в классическом варианте в Индии (в Игатпури) и более мягком варианте в Таиланде (на острове Ко Самуи, в центре Дипабаван). В этих процессах я больше всего училась навыку концентрации на дыхании, которое заключалось в простом естественном наблюдении за ним, без какого-либо напряжения или форсирования вдохов и выдохов.
Постепенно я пришла к своему любимому на сегодняшний день способу медитации – практике шикантаза (из дзен-буддизма). Shikantaza - это японский перевод Догэном китайской фразы zhǐguǎn dǎzuò, «просто сидеть». Она отличается от других видов практик отсутствием постоянного сосредоточения внимания на чём-то конкретном, поэтому это не совсем обычная практика. Поначалу ее трудно выполнять, потому что мысли все время отвлекают. В периоды высокой тревожности тоже бывает сложно, и тогда лучше переключиться на дыхание или другой объект для концентрации.
В настоящее время я прохожу Тренинг группы навыков в DBT-подходе (диалектической поведенческой терапии, разработанной Маршей Линехан), в котором самым первым блоком идут навыки осознанности. И мы возвращаемся к азам: тренируем осознанность в повседневной жизни, выполняем сканирование тела, медитации на центрирование (мудрый разум), медитацию Любящей доброты и многое другое. Но шикантаза упрямо просится в мою жизнь – по полчаса в день, хотя и не регулярно (поэтому я называю себя ленивым практиком). Наступил тот период в жизни, когда она перестала быть надобностью и стала необходимостью, пусть и не ежедневной. После практики я чувствую себя отдохнувшей, спокойной, мне в голову часто приходят свежие идеи, которые я впоследствии реализую в жизни. Перейду ли я из разряда лениво практикующих - в разряд увлеченно практикующих, покажет время.
МЕДИТАЦИЯ: МОЙ ПУТЬ ОТ "ЧАЙНИКА" ДО ЛЕНИВОГО ПРАКТИКА
12 августа 202312 авг 2023
4
4 мин