Найти тему
Древний мир монет

Классические греческие монеты. Часть II

В этой статьи мы познакомимся с греческими серебряными монетами из Южной Италии и Сицилии, региона, который греки называли Magna Graecia (Великая Греция). Этот район был агрессивно колонизирован греками с 8 по 5 века до нашей эры и поселенцы принесли с собой многие культурные обычаи своей родины, включая чеканку монет.

Так же, как и в Греции, основной политической и социальной единицей в Великой Греции был город (полис) и почти каждый из них чеканилась свои монеты. С греческими колонистами в Южной Италии и на Сицилии сосуществовали представители других культур, большинство из которых населяли эти земли задолго до прихода греков. Среди них были сиканские, сикельские и элимийские народы Сицилии, а также самниты, этруски, сабины, лучане, бруттии жившие на итальянском полуострове.

Однако самыми доминирующими культурами в регионе были римляне и карфагеняне, которые яростно сражались с греками и коренными народам, а также друг с другом, кульминацией которых стали три “Пунические войны”. К 31 году до н.э., после столетий беспощадной борьбы, римляне одержали победу над всеми региональными врагами и распространили свое влияние на весь Средиземноморский бассейн, низведя некогда могущественных греков до уровня простых римских подданных.

Выбранные десять монет представят Великую Грецию.

1. Кампания, Неаполис. Серебряный дидрахм, около 440-250 гг. до н.э. 

Среди наиболее известных типов монет Южной Италии – дидрахма Неаполиса (“Нового города”), греческой колонии, основанной в 470 году до н.э. на месте современного Неаполя. На аверсе изображена голова нимфы, по-видимому, Партенопы, дочери речного бога Ахелоса, мифологического существа, изображенного на реверсе в виде быка с головой мужчины, обычно увенчанного Никой. Стиль изображения развивается с течением времени, и вся коллекция может быть собрана только на этой основе. Этот тип также широко использовался для серебряных и бронзовых монет, выпущенных в близлежащих городах, таких как Хирия, Фистелия, Калес, Нола и Суэсса-Аурунка.

-2

2. Калабрия, Тарас. Серебряный дидрахм, ок.425-209 гг. до н.э. 

Одним из великих городов Великой Греции был Тарас (известный римлянам как Тарент), расположенный на каблуке итальянского “сапога”. Классический тип изображает на аверсе лошадь и всадника, а на реверсе - мальчика верхом на дельфине, который предположительно может быть легендарным основателем города, мальчиком Тарасом или Фалантосом, сыном Посейдона. Существуют сотни разновидностей этого базового дизайна. Монеты Коринфа и его колоний часто использовались в качестве планше (заготовклй) для монет Тараса, и в некоторых случаях можно увидеть следы коринфского Пегаса, если нанесение удара штампом было не полным.

-3

3. Лукания, Метапонт. Серебряный статер, около 430-280 гг. до н.э. 

Чеканка монет в Метапонте, городе, расположенном на подъеме итальянского сапога, началась примерно в 540 году до н.э. в виде широких тонких серебряных монет, отчеканенных с помощью штампов, на лицевой стороне которых рельефно изображался колос, а на обратной – насечка. Этот “знак” города сохранился и на более поздних монетах в качестве стандартного типа реверса, который сочетался с многочисленными оборотными сторонами – в основном головами богов и героев. Два главных типа: богиня Деметра и основатель города Левкипп; изображения Ники, Геракла, Диониса и Зевса. Как и в случае с дидрахмами из Тарента, эти монеты интересны благодаря различным сочетаниям дизайна и стилю гравировки.

-4

4. Лукания, Турия. Серебряный статер, ок.443-280 до н.э. 

Монеты из Турия с головой Афины и быком были привычным зрелищем для торговцев Южной Италии, особенно в 4 веке до нашей эры, когда этот прибрежный город находился на пике своего процветания. Дизайн одинаков во всей серии, меняются только детали. Примечательно, что на самых ранних изделиях шлем Афины украшен лавровым венком, а бык, кажется, просто идет, опустив голову. Детали становятся более замысловатыми, а дизайн более энергичным на более поздних выпусках, на которых бык атакует, а шлем Афины украшен фигурой Сциллы, морского чудовища, которое преследовало моряков, когда они проходили через Мессинский пролив, разделяющий Италию и Сицилию.

-5

5. Лукания, Велия. Серебряный статер, ок.440-280 до н. э. 

Портовый город Велия на берегу Тирренского моря выпускал разнообразную и художественную чеканку. Самые ранние монеты чеканились на толстых узких планше, а более поздние выпуски чеканились на все более широких круглых заготовках. Если оставить в стороне несколько необычных выпусков, то на аверсе большинства велианских монет изображена голова Афины в шлеме с большим разнообразием украшений, включая лавровый венок, крыло, колесницу, дельфина, грифона и чудовище Сциллу. На реверсе обычно изображен лев в различных позах, который обычно крадется, но в других вариантах он стоит с более прямой головой. Основные разновидности рисунка на реверсе включают льва, нападающего на оленя, загрызающего добычу или прогуливающегося перед пальмой.

-6

6. Бруттий, Терина. Серебряный статер, около 460-356 гг. до н.э. 

Одна из самых красивых серий монет Южной Италии была выпущена в Терине, городе на западном берегу полуострова. Дизайн этих монет довольно последователен: на аверсе изображена голова молодой женщины (возможно, городской нимфы), а на реверсе – Ника. Но на этом сходство заканчивается, поскольку существует широкий спектр стилей и композиций, большинство из которых являются работами одаренных художников, которым явно была предоставлена определенная свобода для выполнения своей работы. Хотя Ника иногда принимает другую позу, на монетах из основной серии она обычно изображается сидящей на клисмосе, сосуде с водой (hydria) или низкой колонне (cippus), держа в руках венок, кадуцей или птицу.

-7

7. Сицилия, Акрагас. Серебряный дидрахм, ок.510-470 до н.э. 

Соперником Сиракуз был Акрагас, великолепный город, возвышавшийся недалеко от южного побережья Сицилии. На его главной серебряной монете был изображен стоящий орел в паре с крабом. Сила этой композиции заключается в простоте типов, которые идеально подходят к круглой оправе монетного планше. Этот рисунок использовался для дидрахм в основном с 510-470 гг. до н.э. (некоторые редкие изделия были отчеканены еще в 440 г. до н.э.) и использовался для тетрадрахм примерно до 430 г. до н.э. Примерно после 425 г. до н.э. тетрадрахмы стали витринами для изобретательной гравировки на штампах, причем некоторые из них (наряду с единственным выпуском декадрахм) считаются настоящими шедеврами греческой чеканки.

-8

8. Сицилия, Гела. Серебряная тетрадрахма, около 480-405 гг. до н.э. 

Художественная серия серебряных тетрадрахм была изготовлена в Геле, городе на южном побережье Сицилии, за 75 лет до того, как он был разрушен карфагенянами в 405 году до н. э. На лицевой стороне большинства монет изображена колесница, запряженная четверкой лошадей, а на обратной – бюст речного бога в виде быка с головой человека. Существует множество стилей гравировки и разновидностей основного дизайна, включая быка, изображенного в полностью, и быка, увенчанногокбогиней Никой. Как и в случае с тетрадрахмами из Сиракуз, самой сложной задачей в этой серии является поиск монет, отчеканенных неизношенными лицевыми штампами, чтобы дизайн колесницы можно было оценить в полной мере.

-9

9. Сицилия, Мессана. Серебряная тетрадрахма, около 480-400 гг. до н.э. 

Мессана первоначально называлась Занкле из-за своей серповидной гавани, и она процветала более двух столетий, прежде чем в 490/89 году до н.э. была захвачена тираном Анаксиласом, который переименовал ее в Мессану и заселил прибывшими с востока греками. Стандартные тетрадрахмы изображают на аверсе колесницу, запряженную двумя мулами, а на реверсе скачущего зайца. Колесница, по-видимому, отсылает к победе Анаксиласа на Олимпийских играх, а заяц отражает поклонение Пану, богу, родом с бывшей родины тирана в Пелопоннесе. За стилистическим развитием серии легко следить и множество различных символов появляются в качестве дополнений к основным типам.

-10

10. Сиракузская серебряная тетрадрахма ок. 485-390 гг. до н.э. 

Самым важным городом на Сицилии были Сиракузы, которые выпускали большое количество серебряных тетрадрахм в 5 веке и далее. На самых ранних монетах основного выпуска на аверсе изображена колесница, над которой парит Ника венчая возницу или лошадей, а на реверсе – голова местной богини Артемиды-Аретузы, окруженная названием города и четырьмя дельфинами. Главной достопримечательностью более поздних тетрадрахм, отчеканенных после 415 года до н.э., является использование штампов прекрасного стиля, которые часто подписывались художником.