Дошедшее до нас достоверное письменное свидетельство о появлении первой масонской организации в России относится к 1731 году. Тогда гроссмейстер Великой ложи Лондона лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером для России.
У историков нет достоверных подтверждений вступления Петра I в масонскую организацию. Напомню масонство зародилось в Англии во второй половине 17 века, хотя первое достоверное свидетельство относится к 1717 году. Однако российские масоны считают основателем масонства в России именно Петра Первого. А к самым первым масонам в России они причисляют иностранных офицеров, поступивших на службу к русскому царю: Патрика Гордона, Франца Лефорта и Якова Брюса из немецкого квартала Москвы, так называемой Кукуйской слободы.
Гордон был шотландским аристократом и ревностным католиком. Жил в России с 1661 года, где воевал за Россию, подавлял восстания, принес много пользы, стал советником царя и построил первую постоянную римско-католическую церковь в Москве, главным благотворителем которой он стал и возглавлял которую до своей смерти.
Лефорт был генералом и адмиралом, обучавшим русские войска по европейскому образцу, находился во главе российского посольства, при котором Петр путешествовал инкогнито.
Яков Брюс был военачальником, дипломатом, инженером, изобретателем и учёным, руководителем первого в России артиллерийского, инженерного и морского училища. Брюс открыл первую в России обсерваторию при Навигацкой школе в Москве, которой руководил и которая располагалась в Сухаревской башне. Не удивительно что современники считали его чернокнижником, а про то, чем занимается хозяин и его гости в Сухаревской башне ходили по Москве многочисленные слухи. Днем - Навигацкая школа, а вечером - "Нептуново общество". Есть предположение, ничем правда не подтвержденное, что к Нептуну общество отношение не имело, а называлось так от искаженного имени Ньютона, с которым Петр встречался в Англии и который, к слову, был масоном. Нептуново общество, основанное Петром, было тайным и по одной версии - это и была самая первая в России масонская ложа, а по другой - всего лишь собрание девяти наиболее прогрессивных сподвижников Петра, занимавшихся политикой и наукой.
Во время Великого посольства, Петр I находился в Голландии, откуда в начале 1698 года посетил Англию по личному приглашению английского короля Вильгельма III Оранского, который одновременно являлся правителем Соединённых провинций Нидерландов.
Сами масоны считают что Вильгельм III Оранский был принят в масонскую ложу в 1690 году или около того. У нас нет 100%-ного подтверждения этому, но политика и действия этого монарха отвечали масонским идеалам того времени. Как известно именно в период правления Вильгельма III Англия окончательно переходит к конституционной, то есть парламентской монархии, им проводится ряд реформ.
В Англии Пётр пробыл около трёх месяцев и вполне в этот период мог быть посвящен в масонскую ложу. При этом информацию о масонстве он мог получить еще находясь в России от кого-то из своих европейских друзей. Есть и другая версия о том, что в масонство его посвятили еще в Москве все те же европейские друзья монарха.
Подтверждением принадлежности Петра к масонству могут служить лишь его личные печати. Он имел несколько личных перстней - печатей, большинство из них нам известны по оттискам на сохранившихся в архивах письмах Петра.
Одно из них было написано 17 июля 1695 г. Андрею Юрьевичу Кревту англичанину, переводчику посольского приказа, который был также агентом Петра I по поиску и найму за рубежом специалистов.
О другом письме с таким же оттиском личной перстневой печати Петра I в письме из Амстердама во время Великого посольства сообщал историко- литературный сборник "Русский архив" (издавался в Москве с 1863 г. по 1917 г.). письме Петра I ") Федору Юрьевичу Ромодановскому - доверенному лицу, которого Петр I оставил управлять страной на время своего отсутствия.
Надпись на печати гласит: "Я всегда готов учиться и буду благодарен любому, кто меня научит чему-нибудь полезному". Это фраза напоминает ту, которую произносит неофит масон при вступлении в масонскую ложу: "Я учащийся, и ищу тех, кто меня научит". Строительные инструменты могут иметь отношение к масонству, но могут означать тягу царя к строительству.
В 1711 году Петр изготавливает себе новую печать - трехгранную. На ней присутствуют ярко выраженные масонские символы: изображения двух колонн Храма Соломона, "всевидящее око" с написанном по-еврейски четырехбуквенным именем Яхве и латинской надписью "adiuvante" - "с помощью" - что составляет из еврейских и латинских слов фразу "с помощью Яхве", и сам царь Петра, высекающий молотком некую скульптуру в короне. Возможно это Россия, которую царь делает "цивилизованной".
Автором эскиза печатей, вероятно, являлся сам Петр I. Впрочем, хотя источник с изображением этих печатей дореволюционный, не исключена подделка с целью удревнить и добавить авторитета масонству в России через фигуру Петра I. Повторюсь: полностью достоверные свидетельства о масонстве в России относятся только к 1731 году.
Никаких других более или менее убедительных доказательств принадлежности к масонству Петра нет.
Если понравилась статья - ставьте "палец вверх" и подписывайтесь