Найти в Дзене
Солнце Севера

Цивилизационное сотрудничество, или записки на полях с Саммита Россия-Африка

27-28 июля в Санкт-Петербурге прошел Экономический и Гуманитарный форум в рамках второго Саммита Россия – Африка, где был представлен широчайший спектр направлений российско-африканского взаимодействия, выходящий далеко за границы исключительно экономических вопросов. Взаимосвязь образования, науки и технологического суверенитета особенно активно обсуждались в рамках следующих панельных дискуссий: «Строя общее будущее: образовательные и научные возможности России для Африки», «Фундаментальная наука как основа технологического суверенитета», «Россия-Африка: трансфер лучших образовательных технологий в сфере общего, среднего профессионального и дополнительного образования», «Глобальные ценности как основа взаимодействия в культурно-образовательной сфере», «Развитие движения русофилов в Африке», «Инициаторы перемен: молодежные проекты и долгосрочное сотрудничество» и др.

В этом году форум привлек к участию не только представителей власти, бизнесменов и топов ведущих российских корпораций, но и философов, специалистов в области точных и гуманитарных наук, работников сферы образования, культуры и искусства. В центре внимания находилась проблема гуманитарного суверенитета как общая задача для дальнейшего развития и солидаризации Африки и России в условиях сложившейся политической, экономической и идеологической ситуации в мире. Западный глобализм и экономические санкции создали дополнительный стимул для развития новых форм межстрановой солидарности не только в экономике, сельском хозяйстве и энергетике, но и в сфере идей и новых смыслов.

Репортаж с места событий предлагает читателю ознакомиться с выступлением знаменитого российского физика-ядерщика М.В. Ковальчука, панафриканского философа Кеми Себа, известного пушкиниста Дьедонне Гнамманку, а также с посланием Лидера Международного Евразийского Движения А.Г. Дугина африканским товарищам.

На фото участники панельной дискуссии: «Строя общее будущее: образовательные и научные возможности России для Африки»
На фото участники панельной дискуссии: «Строя общее будущее: образовательные и научные возможности России для Африки»

«Африканский гений» должен выйти наружу

В рамках панельной дискуссии «Строя общее будущее: образовательные и научные возможности России для Африки» одно из ярких выступлений представил африканский философ и политолог Кеми Себа – автор книг «Супра-Негритюд» (Supra-Négritud) (2013 г.), «Философия фундаментального панафриканизма» (Philosophy of fundamental panafricanity) (2023 г.). Лидер антиколониального движения Кеми Себа говорил о том, что в современной Африке образование осуществляется исключительно по западным стандартам, в связи с чем африканцы лучше знают историю Европы, чем историю своего собственного континента. Философ выдвинул идею о необходимости формирования африканских образовательных программ при участии и поддержке России, подчеркнув, что образовательное и культурное взаимодействие России и Африки должно осуществляться на равных. Однако, на сегодняшний день, по словам Себа, Африке нужна поддержка, которая позволит «африканскому гению» выйти наружу и заявить о себе. И такую поддержку способна оказать Россия подобно тому, как когда-то Советский Союз проявил себя в качестве надежного партнера и союзника Африки. «Мы хотим быть африканцами с африканской идеологией», - заключил свое выступление Кеми Себа.

Давит Зегейе Хайле – основатель DZ Consultancy International – в своем выступлении отметил, что население Африки является самым молодым на земле. 60% населения Африки составляет молодежь, именно поэтому сотрудничество в области образования может выстраиваться в долгосрочной перспективе. Как отметил Давит, на сегодняшний день в российских университетах учатся 35 тысяч африканских студентов, которые довольны обучением в России и высоко ценят российскую образовательную систему. Вслед за Кеми Себа, Давит отметил, что образование в Африке – это копия образования колониальных стран, вследствие чего образование оказывается ориентировано на западную систему ценностей, что нуждается в переосмыслении и изменении в актуальной геополитической ситуации. Сотрудничество России и Африки в области образования позволяет совершать трансфер образовательных технологий и в целом способствует трансформации Африки, так как обучение в России дает такой уровень образования, который способствует преобразованию африканского континента после возвращения студентов на Родину. Взаимодействие России и Африки должно осуществляться в обоих направлениях. Так, например, российский посол в Эфиопии свободно говорит на национальных африканских языках, и в этом отношении, русские культурные центры, которые осуществляет свою деятельность в Южной Африке дают возможность изучать русский язык африканским студентам, не покидая континент.

На фото: Кеми Себа и Хафиз Баси (аспирант ВШЭ, Факультет Гуманитарных наук/Школа философии и культурологии)
На фото: Кеми Себа и Хафиз Баси (аспирант ВШЭ, Факультет Гуманитарных наук/Школа философии и культурологии)

Будущее за природоподобными технологиями

На панельной дискуссии «Фундаментальная наука как основа технологического суверенитета», модератором которой был Андрей Фурсенко, представил свои размышления о сотрудничестве России и Африки Амон Мурвира – Министр образования, науки, инноваций и технологии Республики Зимбабве. Ключевой тезис выступления Амона Мурвира состоял в необходимости менять философию высшего образования. Проблема современного образования в Африке заключается в том, что знание, полученное в университете, никак не соотносится с реальной жизнью. Университетское знание оказывается неприменимо на практике. Необходимо выстраивать систему образования, которая будет ориентировать студентов на цель. Развитие фундаментальной науки – это и есть основа технологического суверенитета. «Учить нужно правильно с философской точки зрения», - заключил свое выступление Амон Мурвира. Мысль Министра образования Зимбабве поддержал Андрей Фурсенко: «Учиться нужно не впрок, а по поводу» (Бонч-Бруевич). Знания высокого порядка должны переходить в конкретные технологические решения – резюмировал Фурсенко.

Одним из ярких выступлений была речь советского и российского физика Михаила Валентиновича Ковальчука, Члена-корреспондента РАН, Президента Курчатовского института. Михаил Валентинович отметил пассионарность африканских участников дискуссии и поблагодарил их за интересные выступления.

Предлагаю расшифровку речи легендарного физика-ядерщика М.В. Ковальчука: «Технологический суверенитет – это очень тонкая вещь, и его основа - это фундаментальные знания. Я приведу простой пример, в СССР в 40-х годах, прошло всего 20 лет поле революции, была фундаментальная наука. И только потому что у нас была, не смотря на общую бедность, фундаментальная наука, мы смогли в короткий срок сделать ядерное оружие и восстановить паритет, - это сегодня каждый из нас должен понимать. Мы с вами живы и живем без большой войны только благодаря наличию фундаментальной науки в СССР, благодаря которой мы создали бомбу и восстановили паритет в мире. И до сих пор на протяжении 80 лет этот паритет существует. И вы должны это понимать, что если бы не было ядерного оружия, то не было бы ничего на этой Земле, везде была бы американская колония. Вопрос заключается в том, что ядерный суверенитет/ядерный зонтик очень важен сегодня, еще 10-20 лет он нам поможет, но расправятся со всеми не ядерным, а биологическим оружием: это продовольственная, лекарственная, медицинская безопасность. Сегодня есть две опасности: киберопасность и биологическая опасность. С киберопасностью все очень просто: вы должны понимать, что внедрение электронных вычислительных технологий – это расслоение мира на богатых и бедных. Богатых и бедных - энергитически. Что такое искусственный интеллект? Это сублимированная энергия - больше ничего. Сегодня 30% выработки энергии идет только на поддержание сетей (wi-fi, интернета), и это без промышленного производства. Если говорить о цифровизации вашей страны, вы должны подразумевать резкое развитие энергетических возможностей. Те, кто не могут этого сделать оказываются на обочине. Но киберопасность, даже если вы имеете энергию и встали на чужие вычислительные технологии, и, если появилась опасность, вы выключили электрический рубильник - и этой опасности больше нет. А с биологической опасностью так поступить нельзя. Вы сегодня берете любые продукты (хлеб, кондитерские изделия, кисломолочная продукция, вино и т.п.) там дрожжи, живые организмы, живые бактерии. Весь продуктовый ряд, все, что мы едим – это живые организмы. С помощью геномной модификации мы можем с ними делать, что угодно. И если вы не владеете системой контроля, детальным знанием, то вы являетесь заложниками. Может быть через поколения ваша нация, которая ест мои продукты будет бесплодная. Поэтому фундаментальные знания сегодня – это есть основа безопасности, которая усугубляется. Потому что раньше знания были простые, а знания вычислительные - сложные, но они проще, чем биологические. И биологические, цифровые технологии делают мир очень интересным, вариативным, перспективным, но крайне опасным для тех, кто не понимает, что внутри. И в этой связи необходимо развитие фундаментальных знаний, но каждому должно быть понятно, для чего они нужны. Мне кажется, что основой фундаментальных знаний и научных прорывов являются мегаустановки. Расскажу кратко несколько вещей: первое, у нас сегодня есть стратегия развития природоподобных технологий, это технологии, которые копируют живую жизнь, не нарушая ее. Я вам приведу пример, современный компьютер – это тепловая машина, он потребляет такое количество энергии и выделяет тепло, но при этом очень малоэффективный, а человеческий мозг потребляет 10 Ватт (в пиковые минуты до 30, видимо не у всех) – и этот самый орган, почти не потребляющий энергию, произвел почти все, что существует. Наша задача создать прибор, машину, компьютер, который не будет потреблять энергию. И мы над этим активно работаем. Первое, природоподобные технологии: в основе них лежит генетика, это то, как мы на молекулярном уровне работаем с природой. И второе, мы должны видеть теперь на атомно-молекулярном уровне, как и что мы делаем с природой, например, генетически, молекулярно и т.д. У нас в стране запущены Указом Президента две крупные программы. Одна программа генетических исследований, вторая инфраструктурная программа по созданию мегаустановок. Это мощнейшие синхротронные источники и рентгеновские источники, это рентгеновские лазеры на свободных электронах, это нейтронные исследовательские реакторы. Через 10 лет мы будем иметь самую совершенную в мире исследовательскую инфраструктуру. Мы строим самый мощный в мире полнопоточный исследовательский реактор «Пик», мы строим не имеющий аналогов ускоритель, синхротронный источник с рентгеновским лазером, мы строим синхротронный рентгеновский источник для биологии, для микроэлетроники и т.п. Мы будем обладать самой современной в мире исследовательской структурой. И она есть основа развития. Я должен сказать, что мегаустановки – это сублимация междисциплинарных исследований, на этих установках собираются вместе люди разных профессий, вместе учатся, работают и создают вместе новые продукты, открывают новые материалы, лекарства, новые методы ядерной медицины, новые энергетические технологии. Мы создаем международные центры, и наиболее оптимальный путь нашего сотрудничества с Африкой – это сформировать лаборатории, подобно тем, что у нас есть в Белоруссии, и это важный образовательно-научный тренд. Мы можем создать единую исследовательскую инфраструктуру «Россия-Африка», единое научно-технологическое пространство. MegaScience – это важная вещь, это фундамент для нашего сотрудничества».

На фото: Ирина Абрамова, Директор Института Африки Российской Академии Наук, М.В. Ковальчук, Президент Курчатовского института
На фото: Ирина Абрамова, Директор Института Африки Российской Академии Наук, М.В. Ковальчук, Президент Курчатовского института

Русофильство в Африке: Послание А.Г. Дугина

На панельной дискуссии «Развитие движения русофилов в Африке» лидер Национального движения русофилов в Болгарии Николай Малинов отметил, что заседание проходит в знаковый для русской культуры праздник –Крещение Руси и день Великого князя Владимира. Николай Малинов уточнил, что на понятийном уровне мы работаем именно с термином «русофильство», а не «русофилия». И для ответа на вопрос, чем для движения русофилов является Россия, была издана Резолюция, в которой провозглашены три основные черты, свойственные современной России: многополярность, сильное государство и традиционные ценности. Именно против этих трех вещей, как отметил Малинов, сейчас активно борется коллективный Запад, или так называемые «однополярные закатники». Лидер Национального движения русофилов процитировал высказывание В.В. Путина, которое он произнес на пленарном заседании днем ранее: «Когда ты идешь один, ты идешь быстро, если ты играешь вдолгую, то ты делаешь это вместе». В этом отношении как Россия, так и Африка совместными усилиями сегодня формируют альтернативу однополярному миру.

Одним из интересных и ярких выступлений была речь специалиста по славянским языкам Дьедонне Гнамманкe (в прошлом выпускника Университета Дружбы Народов, а ныне профессора Сорбонны) автора книги «Абрам Ганнибалл: Черный предок Пушкина». Приведу фрагмент речи пушкиниста Гнамманку: «В Африке сейчас такой момент, что после века колонизации и после четырехсот лет работорговли, мы потеряли нашу систему письма. Современные африканцы думают, что у нас не было алфавита, собственной системы написания. А у нас все это было, но мы все это потеряли. И теперь мы должны создавать наши национальные языки и литературу. Пушкин является важной моделью для африканцев. Пушкин, хотя и был русским, он писал о том, что у него была двойная Родина. Он считал себя русским, но и африканцем. Пушкин писал об Африке, он мечтал однажды поехать в Африку. Когда он был в ссылке в Одессе, в одном из своих писем он писал о том, что подружился с африканцем (мавром) Али и мечтал о том, что может быть однажды поедет в Африку. В произведении «Евгений Онегин» Пушкин пишет о своей Африке. Пушкин в XIX веке знал, что африканцы были жертвами системы работорговли в Америке. И Пушкин писал о том, что нужно освободить своих братьев-негров. Его любовь к Африке была так сильна, что он развивал африканскую тематику в своих произведениях. И эту любовь к Африке Пушкин передал последующим русским писателям: Маяковскому, Корнилову, Цветаевой. Сейчас в Африке, в этот исторический момент, африканская молодежь интересуется Россией, они с удивлением узнают, что, когда в XVIII веке миллионы африканцев были жертвами работорговли в Америке, здесь в России Абрам Петрович Ганнибал, сумел стать генералом-аншефом российской армии, и что среди его потомков, один из его сыновей – Иван Абрамович Ганнибалл – стал тоже генералом, как его отец. Здесь в Санкт-Петербурге можно посетить его могилу в Александро-Невской Лавре. Есть музей Ганнибала во Пскове. Существуют исторические места в России, которые африканцы, приезжающие в Россию, могут посетить. Все это важно сейчас, в этот исторический момент, и это помогает развивать интерес африканцев к России».

Пушкиновед Дьедонне Гнамманку
Пушкиновед Дьедонне Гнамманку

Заключительным значимым событием панельной дискуссии было выступление философа Натальи Викторовной Мелентьевой, которая передала послание от своего супруга, философа Александра Гельевича Дугина - послание предназначалось нашим африканским коллегам. Раcшифровку выступления представляю полностью, пусть оно будет завершающим аккордом моих записок на полях Форума:

«Дорогие африканские друзья, дорогие русофилы! Замечательно, что Африка помнит о дружбе с Россией и не оставляет ее и в нынешних непростых обстоятельствах. Но в истории и политике дружба народов имеет в себе не только эмоциональные, но и геополитические, идеологические и экономические основания. Выскажу свои соображения о наиболее важных, на мой взгляд, проблемах и перспективах развития Африки, где российско-африканская дружба могла бы дать наиболее весомые плоды. Первое, строительство многополярного мира. На наших глазах заканчивается эпоха западной гегемонии, однополярный мир фактически более не существует, вместо этого появляются новые полюса, совершенно независимые и суверенные. Среди них Россия и Китай уже полностью сложились и утвердили себя. Все сильнее проявляют себя как самостоятельный полюс Индия, страны Исламского мира и Латинской Америки. Все они отвергают однополярность и выступают за многополярность. Самостоятельным полюсом должна стать и Африка – огромный континент с неисчислимыми богатствами: человеческими, культурными, природными, экономическими. Задача Африки стать полноправным полюсом многополярного мира. И в этом Россия, которая находится в авангарде многополярного процесса, готова всячески помогать. Второе, панафриканское единство. Ни одна из африканских стран не обладает достаточным масштабом для того, чтобы стать таким полюсом в одиночку. Чтобы быть субъектом многополярного мира, необходимо заново возродить на новом этапе панафриканские проекты. Только объединив свой потенциал, народы и страны Африки сумеют получить полный суверенитет и независимость. Сегодня как никогда ранее действительно необходима панафриканская идея, которая бы сплотила народы по ту сторону постколониальных границ. И в этом отношении Россия, сама вставшая на путь евразийской интеграции, готова максимально помогать. Третье, глубинная деколонизация африканского сознания. Получив независимость от вчерашних западных колонизаторов, страны Африки сохранили многие черты предыдущей эпохи подчинения и рабства. Мировоззрение, научные представления, философия, культура африканских стран по-прежнему ориентируется на общество Европы. Так бывшие господа и поработители продолжают управлять своими бывшими колониями, а также переносят на Африку болезни и проблемы своих собственных обществ. Военно-политическая колонизация ушла в прошлое, но культурно-технологическая и геополитическая зависимость африканских стран от Запада сохраняется и даже под час возрастает. Только теперь для этого используются новые механизмы: экономический подкуп, сетевые структуры, подобные тем, что создает спекулянт и международный террорист Джордж Сорос, технологическая зависимость. Пришло время начать новый этап народно-освободительной борьбы Африки и прежде всего речь идет о возврате к своим традиционным ценностям, культурам, обычаям коренных народов. Ярче всего это можно увидеть в борьбе таких деятелей как Кеми Себа, Мбобок Басонг, Франклин Ньямси, отстаивающих самобытный африканский логос. Так как Россия сейчас резко разорвала с западной цивилизацией и активно ищет свой собственный русский логос, то и здесь наши интересы и приоритеты совпадают. В-четвертых, это четвертая политическая теория. Освобождение от колониальных клише затрагивает напрямую и африканскую политику. Белые колонизаторы, формально отозвав свое прямое правление, оставили в наследство свою политическую философию, парализовавшую путь свободного политического развития в странах Африки, поэтому и после деколонизации африканские государства пошли по пути колонизаторов, выбрав одну из современных западных политических идеологий: либерализм, социализм или национализм. И все они привели политические режимы Африки в определенный тупик, породили кризисы и катастрофы. По сути, три политические идеологии стали рычагами внешнего управления в новых условиях. Это надо преодолевать, обратившись, как я предлагаю, к четвертой политической теории по ту сторону либерализма, социализма и национализма. Я очень рад, что моя книга «Четвертая политическая теория» активно изучается интеллектуалами Африки, а интеллектуалы восточной Африки, африканского Рога, недавно перевели ее на сомалийский язык и теперь она доступна многим читателям из Сомали, Джибути, Эфиопии, Кении и Уганды. Выделение этих четырех направлений на мой взгляд призвано стать путем интенсификации российско-африканских отношений. Конечно, чрезвычайно важно экономическое партнерство, сотрудничество в сфере безопасности и вооружений, совместные стратегии в сфере природных ресурсов, но эти направления, о которых наверняка было и еще будет много сказано на нашем форуме специалистами и ответственными лицами должны быть вписаны в более основательный и фундаментальный контекст цивилизационного сотрудничества. Всего Вам доброго! Я надеюсь, что этот Форум станет историческим именно потому, что на нем будут заложены основы партнерства двух самобытных цивилизаций – Русской и Африканской – как полностью суверенных и самобытных полюсов. Лидер Международного Евразийского Движения, Александр Дугин».

На фото: философ Н.В. Мелентьева, российский предприниматель К.В. Малофеев
На фото: философ Н.В. Мелентьева, российский предприниматель К.В. Малофеев
Участники панельной дискуссии «Развитие движения русофилов в Африке»
Участники панельной дискуссии «Развитие движения русофилов в Африке»

Татьяна Татаринцева, доктор философских наук.