Гарантировать безопасность судов во временных коридорах в Чёрном море сейчас невозможно, заявил 12 августа представитель военно-морских сил Украины Дмитрий Плетенчук. Он отметил, что условия сложные.
«Мы предупредили судовладельцев и капитанов, что гарантировать 100-процентную безопасность на данный момент невозможно. При этом всё это происходит под контролем ВСУ, всё, что от нас зависит, мы делаем»,
— заявил Плетенчук в эфире украинского ТВ.
По словам Плетенчука, со временем станет ясно, как будет работать дополнительный коридор.
10 августа власти Украины объявили временные коридоры для торговых судов, идущих в и из черноморских портов. Отмечается, что на маршрутах сохраняется военная угроза, поэтому проходить по ним могут суда, владельцы и капитаны которых на это официально согласны.
Как сообщало ИА Регнум, 19 июля Минобороны России после выхода страны из зерновой сделки заявило, что суда, следующие в акватории Чёрного моря в украинские порты, рассматриваются как потенциальные перевозчики военных грузов. В ведомстве отметили, что страны, чьи флаги располагаются на следующих судах, будут считаться российской стороной вовлечёнными в украинский конфликт.
Аналогичными ограничениями позднее отметилось минобороны Украины, сообщившее о введении с полуночи 21 июля запрета на судоходство для кораблей, которые заходят в черноморские порты России. Их могут признать объектами, перевозящими военные грузы. Кроме того, судоходство в районах северо-восточной части Чёрного моря и Керчь-Еникальском проливе запретили как опасное.
Заключённую в июле 2022 года зерновую сделку между Россией, Украиной, ООН и Турцией неоднократно продлевали. Летом 2023 года Москва отказалась пролонгировать соглашение и с 18 июля приостановила участие в договорённостях, так как Запад не выполнил условия российской стороны.
Другой причиной выхода из сделки стало то, что украинская сторона использовала предоставленные ей коридоры для террористических атак против российских гражданских и военных объектов.