Найти тему
Муромлянка

История жизни.

Глава 7

Теперь самое главное. Настало время описать более подробно о своем детстве, юношеских годах и трудовой деятельности.

Первоначально скажу, что отца мы все называли — Папаня, мать — Мама, старших — браткой, сестру — няней. Я об этом пишу потому, что дальше все мое описание пойдет с упоминанием их имен, как я указал выше.

В 1930 году я пошел учиться в первый класс, школу. которую строил папаня, первым учителем была Валентина Никаноровна Вик (фамилия). Приятно вспомнить ее, какая она была добрая и чуткий педагог к своим подопечным — ученикам. Поскольку я был прилежным учеником и хорошее послушание, я у него был самым любимым сыном, он меня не только не бил, но даже словом не обижал. Во втором классе мне школа от имени Совета бедноты дала сатиновую рубашку черного цвета. Ох, какая была для меня радость, даже выразить в моем повествовании не хватает слов.

В весенний паводок речка Кромка сильно разливалась, вода выходила из берегов и доходила до стен школы. Учителя школы стремились на время паводка отпустить учеников на весенние каникулы, но не всегда они предугадывали время сильного разлива. Резиновой обуви в то время вообще не было. Кожаной было мало и то только для взрослых, а нам, детворе, приходилось довольствоваться лаптями на колодках, в них-то и приходилось ходить в разлив в школу. В это время, как правило, от простуды была большая заболеваемость у детей и плохая посещаемость в школе. Учителя не бранились, что мальчишки в школу приходили в такой обуви, хотя им было и неприятно видеть и слышать, как громко стучали колодки по полу, если ученика вызывали к доске для ответа на урок. Ученики тоже не смеялись, потому что все знали и в душе понимали, как все это было трудно. Второй обуви, как сейчас тогда тоже не было. А учиться было нужно особенно, кто хотел получить знания. Хочется сказать современной молодежи, учитесь, овладевайте знаниями, у вас есть все благоприятные условия, несравнимые с нашими и нашим детством.

Так, в своей деревеньке я закончил четыре класса; средней школы у нас не было, она находилась в пяти километрах в соседнем селе, и вот учился я в ней по десятый класс. До октябрьских праздников ходили ежедневно (пешком), а после праздников, когда дни становились короткими, вставали на квартиры на всю зиму до мая месяца. Родители нас провожали, как на какие-то заработки, даже не без слез. Увозили с собой матрас, одеяло, подушку и мешок картошки, это на всю зиму.

На неделю брали из дома каравай черного хлеба, лепешки, ватрушки, сахару и, когда было, мясо брали его и четверть молока, вот на этом приходилось жить целую неделю и так в течение всей зимы. За квартиру платили пять-шесть рублей за один месяц. Из деревни нас в это время училось в селе восемь человек, из них в живых осталось всего три человека, остальные погибли на войне. У всех нас тогда была мечта стать военным офицером. Отец мне неоднократно говорил: «учись сынок, у грамотных всегда в кармане денешки». И эти слова я принимал как задолжное.

В летнее время, свободное от учебы, я больше занимался рыбной ловлей на удочку и ловил корзиной, ловил помногу и крупной рыбы, ходил за ягодами, особенно любил собирать землянику.

Кроме этих занятий, я еще выполнял роль посыльного, папане носил обед, если он работал где-то в соседней деревне, где я пристально наблюдал за работой отца, как он мастерски работал топором и другими инструментами. Видя мое любопытство, папаня давал мне немного поработать по вырезанию палкой карнизных украшений и постругать рубанком. Поскольку я был уже довольно грамотный, мне уже доверяли деньги, посылали меня в магазин купить необходимые товары, это соль, сахар и другую утварь.