Спойлер: обсуждаем одну из запрещенных в СССР кинокартин "Урок литературы".
«Урок литературы» — советская трагикомедия режиссёра Алексея Коренева, снятая на киностудии «Мосфильм» в 1968 году по мотивам рассказа Виктории Токаревой «День без вранья».
Про что же этот фильм?
Про систему образования.
Для начала важно вспомнить общую тенденцию изображения образа педагога в художественных произведениях того времени: высоконравственная и добрая Лидия Михайловна из "Уроков французского", отважный и задумывающийся Илья Мельков из "Доживем до понедельника". Но помним и о том, что каждый из них проходил через определенные сложности, каждому приходилось совершать выбор.
Что мы можем наблюдать в фильме "Урок литературы"?
Главный герой - это совершенно никудышный учитель, который осознает и признает это. Он ежедневно опаздывает на свои же уроки, ученики не хотят слушать своего педагога и всячески демонстрируют свое неуважение по отношению к старшему. Например, первый сидит на шкафу, а вторые - хамят и врут. Однако дело здесь вовсе не в отношении воспитанников к главному герою. Почему? Потому что мысленно он сам готов сбежать со школы, а не находиться на учебном занятии.
Так, почему же Константин Михайлович (наш главный герой) оказался в школе? Все довольно банально: он выучился на журналиста, но работу по специальности не нашел (хотя очень тонко в фильме было подчеркнуто мнение "А как в Москве не найти работу журналистом?", но это опустим). И тогда он решился на беспроигрышный вариант, т.е. пойти в школу.
Но почему же тогда в школу берут абсолютно любого человека? Сомневаюсь, что это человеческое "недоглядели", вероятно, свою роль сыграла нехватка педагогических кадров. Вечная как мир тема развивается и здесь: где искать будущих педагогов, как вложить и сохранить любовь к учительству, с помощью чего заманивать педработников в учебные заведения. Можно продолжать бесконечно, но суть та же - эти волнующие мысли актуальны и по сей день. В этот список можно включить и "поддержку" со стороны опытных коллег, и влияние различных проверок - таких отпугивающих факторов море, и перечисленные выше раскрыты в фильме.
Про честность по отношению к самому себе.
Сюжетная завязка произведения - заявление Константина о том, что он будет говорить только правду. Звучит бескомпромиссно, смело и отчаянно. Человеку порой не хватает смелости признаться, что его пугает туманное будущее, его не устраивает работа, а в отношениях определенные беды.
Учитель учится говорить откровенно с коллективом, с обществом, с возлюбленной и ее родителями и с собой. И, вроде, у него это получается. Он оставляет все в прошлом, дабы начать новую жизнь. А что там будет дальше, кажется, пока неизвестно даже самому герою.
Примечательна в этом плане картина беседы педагога и ученика:
- Ребята, я не из-за вас, я из-за себя ухожу. Лучше сыграй что-нибудь.
- Вот так всегда...А у меня индивидуальность
- Сыграй.
- А вы не уйдете из школы?
- А у меня ведь тоже индивидуальность.
Про жизнь
Для некоторых эта кинокартина кажется слишком медленной и неинтересной, а остальные любят сравнивать фильм с рассказом и находить расхожести. Но я искренне рекомендую посмотреть хотя бы раз, если вы задумываетесь о том, что свернули куда-то не туда, а также всем студентам - будущим педагогам. Думаю, будет полезно.