Вы уже в курсе, что у Зевса было два брата - Посейдон и Аид. Оба - старше громовержца. Однако, если Посейдон принял факт его положения верховного бога, скрепя сердце, и это не давало ему покоя, то Аид согласился с тем, согласно жребию, брошенному тремя братьями, ему достался загробный мир.
Аид принял свое положение, но абсолютно "выключил" себя из земных забот. И, кажется, решил, что любые законы мира надземного на него не распространяются, и он будет делать то, что посчитает нужным для себя.
И он счел нужным для себя практически не выходить на поверхность. Однако, выйдя однажды, он присмотрел себе девушку необыкновенной красоты. Наведя справки, он выяснил, что это Кора - его племянница, которая родилась от связи его родных брата и сестры - Зевса и Деметры. В такой ситуации он понял, что придется жениться, чтобы вышло по-хорошему. Но по-хорошему, как это часто бывает, не получилось: Зевс, понимая, что мать Персефоны не примет такого зятя (все-таки карьера главы царства мертвых), ведь тогда дочуру она, скорее всего, не увидит.
Но в то же время надо было угодить брату - по той же самой причине: с главой загробного мира ссориться не комильфо. Да и один из старших братьев все-таки. Он и так согласился жить не в самом веселом месте. Аид принял его - Зевса - старшинство и не построил ни одного заговора против. И Зевс - не ответил... ничего. Отсюда и пошло выражение "олимпийское решение": ничего не делать, если не знаешь что.
Однако Аида это не устроило, и мы уже знаем, что он отправился в гости к бабушке (Гее) - просить о помощи. И она помогла, создав цветок, привлекший его будущую невесту.
И именно в момент сбора цветов Аид на своей колеснице транспортировал девушку в свою резиденцию.
Что было дальше с матерью - Деметрой - вы можете узнать, прочитав нашу статью о ней. А мы сейчас вам расскажем о том, что происходило с Персефоной в Аиде.
Попав в него, она и сменила имя - с Коры - на Персефону. Надо сказать, что вообще - это очень показательный момент. В чем?
Да в том, что сама похищенная, скорее просто испугалась, но не страдала! Ей было интересно: из мира полей, цветов, садов и солнечного света, она оказалась, там, где преимущественно мрачный пейзаж, а освещение слабое. Умерший, попадал на берег реки подземного царства Стикс. Его встречал паромщик Харон, которому надо было дать монету.
Если монеты не было, на другой берег возить не полагалось. Поэтому-то на берегах Стикс и над поверхностью воды скользили души оставшихся: тех, кого не похоронили должным образом и не положили монету под язык.
Приплыв, душу высаживали у врат в Царство мертвых, где встречал пес - страж - Цербер - о трех головах. Он впускал всех, почти никого не выпустив.
За воротами природа была так себе - тусклые трава и деревья, минимум цветов - жизни вообще. Однако был сад. Туда-то и отпустил гулять похищенную Аид. Там она нашла плод, который не видела раньше. Попробовав его, Персефона решила, что он - терпкий, но вкусный. Это был гранат. У греков это растение связано, прежде всего, с дочерью Деметры. Традиция приписывать его Гере появилась значительно позже.
По другой версии, три зернышка граната дал ей сам Аид. Съев их, она оказалась с ним повенчанной.
Дальнейшие взаимоотношения с дядей-супругом показывают и его с другой стороны: он не мрачный и злобный. Перед Персефоной оказывается загадочный и притягательный человек, открывающий ей новый мир. А мрачная аура лишь добавляет ему очарования. Скажете, что девушки часто влюбляются в мерзавцев. Однако, он таковым не являлся. Аид был владыкой царства мертвых, чьей прямой функцией было следить за соблюдением его законов. Мерзавцем его не назовешь.
Да и сама она принимает свою новую роль. Ведь теперь - она не вечная помощница своей матери, выполняющая вспомогательную функцию богини плодородия.
Являясь супругой Аида, она - его равная партнерша, владычица царства мертвых. Она - не за троном. Она - рядом с ним. И само это царство сложное и интересное. В общем, это не цветочки на лугу собирать, вплетая их в венки. Теперь она - взрослая женщина. Она изменилась. Кора - осталась позади. А Персефона уже прониклась инфернальной романтикой своего нового дома. И влюбилась в своего супруга.
Но недаром же именем Персефоны назван один из сложнейших архетипов женского характера. Когда по настоянию Зевса она оказывается на поверхности и встречается с матерью, она скрывает от нее и то, что ела гранат и то, что влюбилась в своего мужа и сама желает быть с ним. С матерью она осталась той самой богиней-девочкой с лугов.
И где она была настоящей - большой вопрос. Скорее всего, перейдя в царство мертвых живой, сменилась ипостась - с Коры - на Персефону. И абсолютно добровольно - Аид насильно не удерживал супругу, поскольку она была в него влюблена.
Это, безусловно, не единственный миф об Аиде, но он наиболее точно отражает характер и его суть. Аид смирился с положением "ссылки" в загробный мир. Но взамен он взял себе то, что захотел, не обращая внимание на мнение других.
Зевс, насколько это было возможно, сохранил лицо, соглашаясь на то, что практически 1/3 г мать получит в компанию свою дочь. Однако, конечно же, Аид таки стал его зятем. И, если честно, ему было все равно - лишь ход вещей на земле шел, согласно установленным законам мироздания.
О чем говорит миф? Скорее всего, он отразил некий климатический коллапс, который привел к большей разнице между сезонными показателями. Идея о том, что, возвращаясь к матери, Персефона ведет с собой весну и лето, как раз об этом. Перерождение дочери Деметры в мрачную правительницу царства мертвых отражает смену характеристик эпох. Вот вам и представление о разных и непохожих ипостасях богини. Есть и идея о том, что замужество для женщины делает ее "умершей" для прежней жизни, разве нет?
А мы продолжим в следующий раз, и опишем персефон современного общества. Какие они? Поговорим в следующий раз.
А пока можно прочитать:
Понятие "эфир" в Православии и Науке
Современные Деметры - какие они?
и многое другое!