Найти в Дзене
Екатерина

Западная Сербия: Тара

Было полтора часа езды до Баина-Башты от места, где мы ночевали. Останавливались во всех красивых местах, которые только видели, поэтому ехали вдвое дольше и приехали в город только вечером. Баина-Башта Приближаясь к Баина-Баште, на протяжении 15-20 минут едешь по дороге, которая проходит прямо вдоль реки Дрины. Это река яркого морского цвета, сильная, красивая, живая. Город стоит на правом её берегу, у подножия горного массива Тара. Очень живописное место. Мне хотелось остаться в Баина-Баште, чтобы погулять. Но у Саши настроя на город не было. Мы припарковались и пробежав вокруг квартал-другой, вернулись к машине. Поехали ужинать в «Kafana Studenac» на Дрине. Долго в ресторане было не высидеть, потому что он был прокурен. Окна все были наглухо закрыты, даже о малейшем проветривании речи не шло. Курили все, наверное даже младенцы, дышать было нечем, еда не доставляла никакого удовольствия, к горлу подкатывало что-то похожее на рвоту, хотелось скорее доесть и убежать. Пока ужинали, забр
Оглавление

Было полтора часа езды до Баина-Башты от места, где мы ночевали. Останавливались во всех красивых местах, которые только видели, поэтому ехали вдвое дольше и приехали в город только вечером.

Баина-Башта

Приближаясь к Баина-Баште, на протяжении 15-20 минут едешь по дороге, которая проходит прямо вдоль реки Дрины. Это река яркого морского цвета, сильная, красивая, живая. Город стоит на правом её берегу, у подножия горного массива Тара. Очень живописное место.

Мне хотелось остаться в Баина-Баште, чтобы погулять. Но у Саши настроя на город не было. Мы припарковались и пробежав вокруг квартал-другой, вернулись к машине. Поехали ужинать в «Kafana Studenac» на Дрине. Долго в ресторане было не высидеть, потому что он был прокурен. Окна все были наглухо закрыты, даже о малейшем проветривании речи не шло. Курили все, наверное даже младенцы, дышать было нечем, еда не доставляла никакого удовольствия, к горлу подкатывало что-то похожее на рвоту, хотелось скорее доесть и убежать.

Вид на Дрину с террасы "Kafana Studenac"
Вид на Дрину с террасы "Kafana Studenac"

Пока ужинали, забронировали ночлег. В этот раз у дверей нас встретил хозяин большого нового каменного двухэтажного дома. Сам он жил на первом этаже, а нас поселил на втором. Мы были очень удивлены тем, что за 25 евро нам был отдан аж целый этаж, огромный по площади, с большим количеством комнат. По этой цене накануне снимали убогий гостевой домик. Мы сразу спросили, можно ли продлить бронь. Хозяин сказал, что утром придется уехать, потому что другие гости уже забронировали апартамент на все выходные.

Мы привели себя в порядок в комфортной ванной, а потом часик позанимались немецким. Впервые за пару дней в Сербии у нас оказалась в распоряжении какая-то домашняя техника. Мы очень обрадовались и сразу же устроили большую стирку. Стиральная машина была барабанная, но очень старая! Кое-как с ней справились, наконец белье ароматненьким и чистеньким было вывешено на террасе. Пошёл ливень, но от него спасал навес. Я надеялась, что с ветерком за ночь белье подсохнет.

Так должна выглядеть мамалыга по мнению сербов.
Так должна выглядеть мамалыга по мнению сербов.

Позавтракали в том же кафе, в котором накануне ужинали. В этот раз терраса была открыта. Мы сразу пошли туда в надежде, что на открытом воздухе сможем и есть и дышать одновременно. Но стоило сесть за столик, как тут же за соседний пришла парочка и закурила. Терраса была достаточно большая, и мы пришли в полное отчаяние оттого, что отравлять пространство эти люди решили прямо около нас!

Я заказала на завтрак мамалыгу со словами: «Ну её-то они точно испортить не смогут!». Но...  вместо ярко-желтой вкусненькой кашки принесли нечто совсем уж неприятное и безвкусное. Я съела насильно пару ложек и отставила от себя тарелку.

Заовине, Евтичи

Сразу после завтрака поехали в гору. Сашу так и не посетило желание остаться в городе. Мы забронировали следующий домик в глуши. Я внимательно рассматривала карту, когда выбирала место. Мне показалось, что из нашей деревни должен быть вид на Заовине — крупное искусственное озеро с живописными рваными берегами в горах Тары, на высоте почти 900 метров над уровнем моря. Езды на сегодня было минут пятьдесят. Ночью был ливень и теперь на узком серпантине стоял такой туман, что я почти всё время ехала на аварийке и очень медленно. Дорога была кое-где засыпана камешками. Чем выше забирались, тем сильнее ощущали себя в хорроре Стивена Кинга. Но было очень красиво. В принципе, когда так красиво, то и бояться некогда, потому что всё время проводишь в восхищении.

Мы доехали до Митровац на Тари. Там первым делом нас ожидала пара опций: сделать закупки на ближайшие дни и поехать смотреть вид со смотровой площадки. Мне хотелось показать Саше смотровую площадку Баньска Стена. Стена по-сербски означает скала. С неё открывается вид на природный заповедник Тару и на реку Дрину.

Мы оставили машину на парковке. День никак не хотел проясняться, время от времени моросил дождь. Но мы всё равно топотали по скользкому лесу и любовались. Оставалось еще минут 20 пройти до скалы. Под ногами везде лежали улитки. Какие-то скрывались в себе, а другие ползли по делам.

В прошлый раз здесь было полно объявлений о медведях. Висели стенды с информацией, что в случае опасности надо прятаться в домики на деревьях. Я видела их в прошлый приезд. Но теперь тщетно искала их глазами. В какой-то момент мне уже показалось, что это игра моей памяти. Что никаких медведей и домиков не было, я всё придумала.

Дорога по лесу на смотровую площадку Баньска Стена II
Дорога по лесу на смотровую площадку Баньска Стена II

Мы словно в облаках передвигались. Уже стало очевидно, что находясь в них, рассчитывать на вид глупо. Когда дошли до скалистого подъема по скользким острым камушкам, решили вернуться обратно к машине. Немного расстроились, что панорамная площадка накрылась. Но даже сам по себе лес был настолько сказочно прекрасен и таинственен, что в любом случае прогулялись не зря.

Оттуда поехали в магазинчик. Всего в Митроваце на Тари два магазина, но оба одного и того же толка — чтобы туристы не оголодали, снимая жилье. Много еды типа чипсов, печений и конфет и что-то, что можно быстро приготовить. Я пожалела, что не зарулила в какой-нибудь супермаркет перед тем, как забираться на гору. С утра показалось, что мы уже стали много есть и надо немного остановиться. Но в итоге сидеть на горе без нормальной еды было хуже, чем о ней позаботиться заранее. Вниз уже не поедешь, как-то глупо кататься туда-сюда, всё-таки уже приехали. Так что купили овощей, фруктов, сосисок, яиц и сладенького. Всякая-разная бакалея у нас была с собой из Берлина. Мы собирались готовить в съемных квартирах, и в течение месяца действительно всё из того, что забрали из дома, пригодилось.

Из магазина сразу поехали в домик. От главной дороги шли разветвления к мелким поселениям. Оказалось, что мои расчёты не оправдались. Домик не имел вида на Заовинское озеро. На месте оказалось, что озеро и правда близко, прямо за горой. Но надо пройтись пешком, или три минуты ехать, чтобы им полюбоваться.

В принципе, не было причины расстраиваться. Интересно пожить и так, в глуши гор. Во дворе нас встретила семья. На улице было холодно и мокро, а в доме жарко. Топилась печка. На первом этаже была кухня и туалет с душем. Наверх в спальню вела крутая лестница. Я вспомнила, как одна провела месяц пару лет назад на даче в Сосново, очень похожей на этот домик. Он нам понравился, хоть он и был простым. Мы договорились об аренде на два дня.

В среднем жилое пространство гостевых глубоко деревенских домов в бюджете до 30 евро в Сербии выглядит плюс-минус так. Плюс иногда спальня.
В среднем жилое пространство гостевых глубоко деревенских домов в бюджете до 30 евро в Сербии выглядит плюс-минус так. Плюс иногда спальня.

Двор был весь в деревьях. Цвели яблони. Во дворах у сербов всегда есть плодовые. А вот огородничать они совсем не любят. Имея много земли, они не высаживают ничего — ни помидор, ни зелени. Во дворах растет трава, которую в лучшем случае косят. Вот и всё хозяйство.

Село Лазичи
Село Лазичи

Было обидно находиться в такой красоте и при этом прятаться в домике. Мы стойко высидели на обдуваемой холодным ветром террасе полчаса с книжками, учились. Только когда сильно замёрзли, забрались внутрь и еще немного позанимались. Потом поужинали и доехали до Заовинского озера. С озером Спаичи, которое находится прямо в нашей деревне, его разделяет дамба.

Заовине, вид с дамбы
Заовине, вид с дамбы

С села Евтичи (что располагалось через гору от нашего) оно выглядело совсем не так, как в Мандичах (где я останавливалась пару лет назад). Ландшафт берега был другим. Над гладью возвышались островки. Всё было похоже на какой-то туманный Тайланд. Красиво, но не так, как мне помнилось.

Мы прошлись до ресторана «Tarsko Jezero», посмотреть что предлагают. На парковке бегали два щенка, шурша носом по обочине, выедая какие-то невидимые крошки еды из пыли. Один смышлёный, решительный, смелый. Его рыжий братец-близнец осмотрительнее. Замечательные щенята. Они пошли провожать нас через весь мост до машины. Тот, что осторожничал, не спешил и отставал. А что пошустрее, обгонял нас и первым пришел к машине. Встал около нее и ожидающе смотрел на нас. Моменты жизни, которые предпочитаешь забыть и не вспомнить.

С одной стороны, держишь в уме, что ты достаточно всесильна, чтобы забрать хоть кого-то с этих парковок, с проезжих частей, с улицы. С другой стороны тотальное бессилие перед глазами животного. Я сама себе не могу позволить взять, как бывает люди делают, собаку с дороги, велением сердца. Не такой я человек. В такие моменты чувствуешь себя ничем не лучше тех людей, что вот так выбросили животных.

С прогулки мы вернулись в дом. Буржуйка давала жар молниеносно. Мы разожгли несколько поленьев, грелись чаем и учились допоздна, чтобы наверстать упущенные дни. Впервые за всё время появилось ощущение, что можно расслабиться. Наконец, мы нашли место, где захотелось и получилось остаться дольше, чем на одну ночь.

На следующий день я запросилась ехать в Мандичи. Хотелось навестить место, которое мне понравилось в прошлый приезд. Мы жили близко и доехать почти ничего не стоило. Я говорю «почти ничего», потому что мне казалось в Баина-Баште, что полбака бензина будет достаточно для уикенда в горах. Но мы уже много потратили, потому что забирались на нагруженной машине в гору целый час, потом ездили на Баньску Стену. Да даже до магазина каждый день 15 минут на машине нужно было ездить в каждую сторону. Короче, надо было либо поэкономить немного, либо спускаться с горы 45 минут до ближайшей заправки и потом возвращаться. Съезжать было лень, решили просто пореже выезжать из дома.

В Мандичах всё еще стояли дома, которые пострадали от природного бедствия. Помнится, я нашла в интернете, что это село пережило землетрясение. В этот раз я ещё обратила внимание на огромный овраг и сырость. Здесь ноги в почве вязли, а с горы тут и там текли ручейки, образуя оползни. Некоторые жилища совсем почти сгнили. Люди старались разобрать крупные дома. На месте одного из двухэтажных коттеджей теперь остался только фундамент и пол нижнего этажа, на котором стоял уничтоженный погодными условиями и временем диван. Я дошла до бывшего бара и села на лавку около стойки. Посидела посмотрела на вид, как раньше. О чем-то своём подумала.

Озеро Заовине из села Мандичи
Озеро Заовине из села Мандичи

Мы вернулись из Мандичей, позанимались немецким и пошли ужинать в «Tarsko Jezero». Собак не видели в этот раз. Я принесла им объедки, но ни на парковке, ни на мосту никого не было. Может, щенков всё-таки забрали чьи-то добрые руки?..

Внутри ресторана все курили, поэтому, несмотря на холод, мы решили есть на террасе. Еда была дороже нормы, но невкусной. Меню по всей стране написано как под копирку. Один раз прочитал и можно в принципе больше не читать, ничего нового не вычитаешь. Задача только сделать ставку на исполнение в том или ином заведении. Где-то угадаешь с гуляшом один раз, потом делаешь еще попытки взять его. Но нет, больше не везёт. Саша лучше угадывает. Ну а я постоянно думаю: «блин, так хорошо же в апартаменте готовили, зачем опять клюнули на эту общепитовскую хрень?».

Вечером спросили у хозяев, можно ли продлить еще на пару дней бронь. Они ждали новых гостей и нам предложили спальню в своём доме. Мы пошли посмотреть, скорее из любопытства, зная заранее, что не согласимся. Просто хотелось посмотреть, как местные живут. Дом был двухэтажный и добротный снаружи. Первый этаж сходу, без прихожей, занимал большой зал, в котором стояло сразу несколько кухонных печей, работающих на дровах. Густо, но не вкусно пахло мясом. Стоял даже небольшой дым от жира. Хозяйка показала нам свою спальню, тут же, на первом этаже. Мы сказали, что нам неловко ее стеснять и мы поищем что-то в деревне. Мы может минуту-две находились в доме, но я почувствовала, когда мы вышли, что от волос и вещей пахнет жиром и сразу пошла в душ.

Скоро на бревне у дровника собрались люди и что-то бурно заобсуждали. Собака, вся в свисающих клочьях шерсти, скромно ходила по двору. Саша мне рассказал, что началась большая заварушка относительно того, чтобы нас поселить куда-то. Дедушка хозяйки, столетний старик, куда-то убежал, а потом прибежал с новостью, что кто-то готов пустить к себе с утра, но день будет нам стоить 35 евро. Мы старались до сих пор держаться в рамках 25-30 евро. Но Саша согласился, потому что проникся этим сарафанным радиошоу, которое устроили всей деревней, чтобы нас пристроить.

На следующее утро мы переехали выше на гору, ближе к главной дороге. Весь переезд занял пару минут на машине. Теперь озеро и ресторан стали еще ближе.

Нас встретил мужчина. Если предыдущие хозяева были деревенскими, простыми, то этот был интеллигентного вида, опрятный, с хорошей осанкой, красивой улыбкой. Пенсионного возраста, но выглядел не по-сельски. Его дом был таким же приятным, как и хозяин. Со вкусом расставленная мебель, всё есть. Как на очень хорошей даче, в которую вкладывают и душу и средства. Больше всего меня поразил пол из ровных досок, покрытых лаком. Он был таким ровным, приятным! Хотелось поскорее разуться и ходить по нему босяком. В доме, несмотря на пасмурную погоду, словно гуляли лучики солнца!

Можем самым лучшим друзьям рекомендовать коттеджи «Викендица МИТРОВИЋ», в котором жили и «Wooden house Suska» (владение прекрасной соседки Драганы)
Можем самым лучшим друзьям рекомендовать коттеджи «Викендица МИТРОВИЋ», в котором жили и «Wooden house Suska» (владение прекрасной соседки Драганы)

На первом этаже был душ и туалет. Дальше шла кухня, совмещенная с залом. В зале был диван, журнальный столик и кресло-качалка. Из окна был прекрасный вид на горы. Окна, конечно, были традиционно занавешаны белыми занавесками. Я сразу всё пооткрывала. Лестница вела в две спальни. Там тоже было всё в лучших традициях Airbnb, уютненько и приятно, и такие же невероятные деревяные полы. Хозяин (как и все предыдущие и все последующие хозяева) поспешил сообщить нам, что по телевизору можно смотреть каналы на русском языке. Вообще, сербы очень любят телевизор, он у них постоянно включен. Когда они передают жильё, телевизор бывает включен так громко, что сложно между собой разговаривать.

Тумбочка в доме
Тумбочка в доме

У нас забрали оплату за две ночи и попросили оставить ключ под ковриком, когда будем уезжать. Имени хозяина мы не запомнили. Он перед отъездом познакомил нас с соседкой — Драганой. Милая, живая женщина, похожая на Мег Райан. Будто выпорхнула из американского фильма девяностых. Её собака была похожей на нее, такая же интересная и живенькая. Пожалуй, первая ухоженная собака, какую мы увидели за последнее время. В сербских сёлах животные для людей существуют по принципу «бог дал, бог взял». Они прибиваются к случайному дому, убого содержатся, никакого ухода не знают. И потом исчезают. Вместо одной собаки появляется другая, третья с той же, более, чем скромной судьбой.

-Тара буде добре! — сказала Драгана и засияла, когда нас познакомили.

Я приготовила на завтрак гренки с яичницей. Гренки в Сербии популярны. Мы старались готовить что-то местное и сами. В отличие от кафе и ресторанов, хотя бы был шанс не испортить продукты.

Днем прогулялись по деревне. Спустились вниз, к озеру Спаичи. У него была плотина, красивый вид открывался на горы. Мы прошли еще несколько километров и забрались на горку, на вершине которой оказалось кладбище на два-три захоронения. Такие иногда в фильмах показывают. Интересно, что в маленьких сербских деревнях все носят одну фамилию. Мы поняли это, проходя мимо кладбищ. Фамилии даются по названию деревни и почти на всех надгробных плитах, даже если кладбище достаточно большое, стоит одна и та же фамилия. В лес с полянки шла тропинка, по которой, может быть, можно было добраться до скалы Равна Стена — Град. Но было сыро и скользко, потому что каждый день шли дожди. Плюс май, просыпалась природа и мы немного всё-таки опасались диких животных, в частности, медведя. Нам, кстати, здесь даже перебежал дорогу олень.

Шагомер к обеду насчитал 57 пройденных этажей. После прогулки мы поехали ужинать в Митровац на Тари, в местное туристическое кафе «Качара». Еда в нем была точно уж получше, чем в «Tarsko Jezero». Хотя всё равно невозможно было заказать хоть какое-то блюдо, чтобы к нему не принесли картошку-фри. Словно сербы изобрели ее, так сильно они ее продвигают и обожают.

Вечером еще раз поучили уроки и мне захотелось испечь блинчики. В шкафу была блинная мука (кстати, она была почти во всех апартаментах, когда мы в сёлах проживали). Яйца днём купили, так что я быстренько испекла небольшую стопку. Блины в Сербии популярны и называются «палачинке».

Хозяин дома оставил для гостей на кухне сливовицу. Мы угостились по рюмочке.
Хозяин дома оставил для гостей на кухне сливовицу. Мы угостились по рюмочке.

Весь следующий день занимались уроками, не гуляли. Шёл дождь, а домике было хорошо, топилась печка. Нам оставили и дрова и бумагу на растопку. По ним стало ясно, что хозяин — учитель. По крайней мере точно работает в школе. Все бумаги были школьными документами не таких уж давних лет.

Жаль было покидать дом этого прекрасного человека, но наутро мы собрались и поехали дальше по Сербии. Я наверное могла бы еще хоть две недели просидеть на горе. Саша быстрее, чем я, начинает скучать по людям. Так что мы уложили в багажник вещи и сели в машину.

Погода немного рассеялась и хотелось попробовать снова съездить на Баньску Стену, но у нас уже было мало бензина. Бак сигналил много раз, пока мы ехали, и остатков едва хватило до заправки. Еще повезло, что большая часть дороги была под горочку. А то бы точно застряли. Сама я Баньску стену, один раз увидев в жизни, никогда не забуду, а Саше останется «на потом» полюбоваться видами с нее. Надеюсь, не последний раз в Сербии.

Итак, мы поехали дальше, чуть южнее, мимо заповедника Мокра Гора, в город Златибор. О нём расскажу в следующем рассказе.