Моя милиция полиция себя меня бережет...
Сегодня на многие вопросы сложно дать однозначный и четкий ответ. Но если вы спросите меня "Эй, Black Maria, а кто самый главный герой в современном отечественном кино?", я без колебаний отвечу "Мен... то есть ПолисМен!".
А если серьезно, то сотрудники полиции действительно являются самыми доминирующими персонажами в российском кино. Даже если кино не о полицейских, без них не обходится практически ни один громкий проект. Вспомните хоть свежие "Человек из Подольска", "Майор Гром", "Папа, сдохни", "Майор", "Айта", "Один настоящий день" и т.д.
И это вовсе не случайное совпадение. Для этого существует сразу несколько оснований.
ВЛАСТЬ
"У кого что болит, тот о том и говорит" гласит всем известная пословица. И для кино всего мира эта пословица подходит идеально. В Америке, например, много проблем с медицинской, полицейской и политической системами, поэтому там всегда было и есть много фильмов/сериалов об их представителях. В Польше велико столкновение церкви и светского общества, поэтому практически любой кинопроект страны высказывается о религии. В Румынии сложная и очень противоречивая история страны становится основой конфликтов даже самой камерной семейной драмы.
А в России сотрудники полиции стали самыми главными героями фильмов и сериалов не только потому что конкретно к МВД у населения много претензий (хотя они тоже есть, об этом напишу ниже). Но потому что по большому счету полицейский в кино является символом всей российской власти. Не только исполнительной ее ветви, но всей законодательной и судебной тоже. Полицейский - самый приближенный к обычному человеку представитель власти. Вполне возможно, что вы никогда не видели депутата или судью, но полицейского видели точно. Даже если всю жизнь прожили в далекой маленькой деревушке.
К тому же полицейские - не только самые понятные и приближенные к пониманию представители власти, но и самые доступные для критики. Много вы видели за последние годы снятых фильмов, критикующих или иронизирующих над представителями большой политики? Вот чтобы как в американском кино в кадре ходили президенты, министры и решали масштабные внешнеполитические или внутриполитические вопросы? Максимум в кадре появляются губернаторы (как, например, в "День выборов"), мэры (как в "Левиафан", "Домашний арест", "Дурак"), местечковые депутаты и чиновники (как в сериалах "Реальные пацаны", "Вампиры средней полосы", "Чиновница").
Причем в большинстве этих проектов легко считывается попытка создать положительный образ представителей власти. Выставлять представителей власти в дурном свете решится далеко не каждый кинематографист. А вот с полицейскими можно не так сильно хорохориться... Полицейские - излюбленные персонажи комедий. Еще со времен "Особенностей национальной охоты" и "Убойной силы" было нормой посмеиваться над простотой сотрудников МВД. Или как в "Бумер" выставлять их глупыми и обманутыми.
А еще их нередко делают героями мрачных триллеров, где представители полиции символизируют практически неограниченную власть.
"Папа сдохни", "Майор", "Скольжение" не стесняются представлять полицейских как погрязших в коррупции людей. Конечно не так вычурно как в "Груз 200", но полицейский в современном российском кино - часто олицетворяет человека, которого от абсолютного зла ограничивает лишь наличие или отсутствие собственной совести.
ДОВЕРИЕ
В поддержку концепции "царь хороший, бояре плохие" даже советское кино изобиловало историями о том, что на местах те или иные представители власти плохие. Полицейские в российском кино стали своего рода безопасной грушей для битья - их можно высмеивать, их можно демонизировать, их можно критиковать, их можно представлять в образах убийц, воров и взяточников.
Но, с другой стороны, совсем уж во все тяжкие пускаться российскому кинематографу нельзя. В 1999 г. опрос населения выявил огромную проблему во взаимоотношениях власти и народа. Более 60 % опрошенных заявили, что не доверяют милиции. Структуры МВД с тех пор существенно реформировали, а в 2011 году в открытую заявили: Мы переименовываем милицию в полицию, потому что сломить негативные установки россиян в отношении всячески склоняемых и обзываемых милиционеров уже не представляется возможным...
Сейчас я открываю сайт МВД и вижу статистику с результатами опроса населения в отношении сотрудников полиции за 2022 год (вот тут). Результаты гласят, что с доверием все до сих пор не очень... Лишь 52 % доверяют полиции.
Но по сравнению с 2018 г. результаты выглядят довольно прилично (тогда уровень доверия был как в 1999). Естественно, кинематограф с его мощными возможностями влиять на умы зрителей, активно используется руководством МВД как инструмент пропаганды положительного образа министерства как среди населения, так и среди самих сотрудников. Сериалы "Салют, Начальник", "Разрешите обратиться", "Невский", "Улицы разбитых фонарей", "Полицейский с Рублевки", "Мажор", "Ментовские войны", "Шеф" - лишь малая часть таких проектов.
Так что если вы переключая каналы по ТВ, задаетесь вопросом "Когда же уже закончат крутить бесконечные сериалы про мен... полисменов?", то ответ будет прям как в "Берегись автомобиля" - "Ой, когда все это кончится? - НИКОГДА!"
Пожалуй самым ярким проектом, доказывающим, что главный герой российского кино - это полицейский, является "Майор Гром". Высококачественный супергеройский отечественный проект, предлагающий образ Санкт-Петербурга как некую версию бэтменовского Готэма. Главный герой - сотрудник полиции, самоотверженно и успешно сражающийся со злом. Полицейский предстает в образе эдакого "председателя колхоза" или даже монаха, который очень далек от вышестоящей власти и который усиленно борется с неправильностью системы, от которой он сам страдает, внутри которой ему приходится существовать и полностью отринув эго бороться за всеобщее благо. Причем его коллеги вовсе не такие же как он сам - часть из них откровенно комедийные персонажи, а часть - самые настоящие враги.
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки :)