Не вместилось информация в одну статью https://dzen.ru/media/id/63c254e139552a52694c04eb/dopustimye-otkloneniia-godovogo-obema-dobychi-ot-proektnyh-pokazatelei-ili-licenzii-dlia-tverdyh-pi-64d74fee424c0121ac3a9436, пришлось делить на два раздела с небольшими повторениями... и наконец-то, дошли до ежегодного планирования горных работ … Даже в рамках годового плана развития горных работ могут сказаться как экономические факторы (рыночный спрос), так и технические (поломка оборудования), плюс политические (сильное отставание по ремонту этого самого оборудования из-за санкций).
Предположим мы оптимистично смотрели на предстоящий 20ХХ г., а дальше как в мультике: «ну не шмогла я..."
Ладно бы если бы чуть-чуть "не шмогла", а если не смогла вот конкретно, процентов на 25-40. Что тогда?
Варианты действий и развития событий:
- Вариант первый срочно заходить корректировку ПРГР текущего года в части объемов. Благо, Недропользователю дается право на внесение изменений или дополнений (по обстоятельствам). Но не забываем, что для успешного развития событий надо грамотно объяснить ситуацию, стандартные сопли / слёзы уже надоели всем и Ростехнадзор не разжалобишь… будьте любезны предоставить техническое ОБОСНОВАНИЕ.
- Вариант второй : ничего не делаем – получаем «по шапке» от Ростехнадзора и от Минприроды РФ, вплоть до 300k от каждого гос. органа.
Так все же: какой он - тот самый допустимый объем отклонений…
И еще раз))):
Плохая новость: Законодатель, в России интересуются только нефтегазовыми месторождениями, для них разработаны и утверждены подробные инструкции, для них и разные допустимые отклонения…
Хорошая новость: Для остальных в «Приказе об утверждении требований к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ и формы заявления о согласовании планов и (или) схем развития горных работ от 15 декабря 2020 г. № 537», есть два пункта:
Пункт 26. ПЗ планов, по решению пользователя недр, может включать обоснования (п.26.3) объемов добычи ПИ с допустимыми отклонениями от планируемых величин и (или) установленных лицензией на пользование недрами, проектной документацией, при условии (!!!!!!) разработанного пункта 8. Мероприятия по выполнению основных требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, должны обеспечивать (п. 8.8.) Показатели уровня (объема) добычи полезных ископаемых, вскрышных пород с допустимыми отклонениями (по решению пользователя недр), а также объемов потерь полезных ископаемых при их добыче и первичной переработке (подготовке) при обеспечении требований в области безопасного недропользования, учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов полезных ископаемых.
Если читать внимательно, прям по буквам: в плане развития горных работ мы можем обосновывать изменения уровня добычи горной массы, в частности полезных ископаемых установленных лицензией и проектной документации с разработкой мероприятий по безопасному ведению горных работ но и допустимые отклонения от планируемых величин…
Вообще, есть субъекты Российской Федерации где беспокоятся о своих налогоплательщиках и помогают с решением данного вопроса в форме нормативно-правовых актов, где и прописаны проценты допустимых отклонений… Ростовская область выбрала иной путь развития «только кнут». С завистью и с примером:
до 50 тыс. м3 в размере 30 %;
от 50 тыс. м3 до 200 тыс. м3 в размере 25 %;
от 200 тыс. м3 в размере 20 %.
Важный нюанс 1:
Если недропользователь зарегистрирован как ОПО и его классификация пограничная (ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997, приложение 1), то увеличение объёмов горной массы может потянуть за собой обязательства по переходу из одного класса ОПО на более опасный класс. п.8. Для опасных производственных объектов устанавливаются следующие классы опасности:
II класс опасности - для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 миллион кубических метров в год и более, для объектов переработки угля (горючих сланцев);
III класс опасности - для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет от 100 тысяч до 1 миллиона кубических метров в год, а также объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых (за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев);
IV класс опасности - для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет менее чем 100 тысяч кубических метров в год.
Важный нюанс 2:
В период со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 "Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах" по 31 декабря 2023 г. (согласно приложению 11, п. 6) допускается:
для твердых полезных ископаемых - уменьшение фактической годовой добычи полезных ископаемых не более чем на 80 % от проектной величины, утвержденной в техническом проекте разработки месторождения полезных ископаемых, без внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых по письменному уведомлению пользователем недр Федерального агентства по недропользования или его территориального органа, а в отношении участков недр местного значения - исполнительного органа субъекта Российской Федерации.
Всем успехов и выполнения проектных объемов!