⭐Спасибо спонсорам на бусти! Мой блог существует благодаря вашей поддержке!
На протяжении 2000 лет христиане ожидают второго пришествия Иисуса Христа и наступления божьего царства. Иисус должен был прийти еще в 1 веке, при жизни апостолов, но не пришел. В этом заключается самое главное пророчество, которое не исполнил Иисус.
Апостолы и последователи Иисуса верили, что он придет к ним при их поколении, и тогда в мире наступит апокалипсис - конец времен и наступление царства божьего. Скорому пришествию Иисуса посвящено множество стихов в Новом Завете. Но время шло, Иисус не приходил, поэтому христианам нужно было переосмыслить пророчество Иисуса. В этой статье я расскажу о том, как авторы Нового Завета меняли пророчество Иисуса на протяжении 1 века.
Когда пророчество не сбывается
Пару месяцев назад я публиковал статью и видео про культ "Искателей". Это религиозная группа, которая существовала в середине XX века в США. Лидер группы, медиум Дороти Мартин, заверила своих последователей, что в 1954 году мир уйдет под воду. Спасутся лишь те, кто встретит божественных инопланетян на заднем дворе ее дома. Пророчество, очевидно, не исполнилось. Но вместо того, чтобы прикрыть лавочку, Дороти стала менять пророчество. Ошибка Дороти была в том, что она определила слишком точную дату, поэтому ее последователи слишком сильно разочаровались, не встретив космических инопланетных кораблей.
С адвентистами происходило то же самое. Но они более умело переосмыслили пророчество, поэтому сегодня до сих пор существуют крупные адвентистские церкви.
Надежды апостола Павла
В 1 веке христиане также ждали скорого пришествия Иисуса. В самой ранней книге Нового Завета, в 1-м послании к Фессалоникийцам, апостол Павел обращается к пастве со словами, что он, они и воскресшие из мертвых вскоре поднимутся на облаках к Господу. Этот день наступит неожиданно, но он будет при их жизни:
Потому что Господь Сам придет с небес (о чем возвестят громкий клич, голос архангела и труба Божья), и умершие с верой во Христа воскреснут первыми. Потом и мы, оставшиеся в живых, будем вместе с ними подняты на облаках, чтобы встретить Господа в воздухе, и уже всегда с той поры будем с Ним. (1-е Фессалоникийцам 4:16-17)
Фессалоникийская община знала, что Иисус вот-вот придет, но их смущало то, что многие в общине умерли, не дождавшись Христа. Поэтому Павел успокаивает их словами, будто они воскреснут во плоти, когда Иисус придет во второй раз. И это произойдет при жизни живых.
Во 2-м послании к Фессалоникийцам, которое приписывают тому же апостолу Павлу, второе пришествие Иисуса отдаляется. Многие исследователи отмечают, что автором этого послания был не Павел. Послание датируется временем после смерти Павла (80-е или 90-е годы).
Второе послание сильно отличается от первого послания. В нем уже не говорится о неожиданности второго пришествия Иисуса. Да, оно должно случиться при этом поколении, но после определенных событий: приход беззаконника, социальные катаклизмы и все то, что должно происходить в последние времена. Автор второго послания говорит, что не нужно обольщаться. Иисус придет только в тот момент, когда произойдет "отступление от Бога". В последующем стихе автор подкрепляет свои слова тем, что так якобы говорил сам Павел:
Это произойдет в тот День, когда Он придет, чтобы быть прославленным среди Своего святого народа и вызвать восхищение у всех верующих. И вы тоже будете среди них, потому что вы поверили нашему свидетельству. (2-е Фессалоникийцам 1:10)
Смотрите, чтобы вас никто не ввел в заблуждение никаким образом: День этот не придет до тех пор, пока не произойдет отступление от Бога и не откроется человек беззакония, осужденный на погибель... Разве вы не помните, что, когда я был у вас, я говорил вам об этом? (2-е Фессалоникийцам 2:3-5)
Чем дольше люди ждали Иисуса, тем быстрее росло разочарование, поэтому нужно было как-то подкреплять надежду новыми посланиями.
Не-Павловы послания
Примерно такие же мысли мы можем наблюдать в Послании Иакова, 1-м послании Петра и 1-м послании Иоанна.
Дети, это время — последнее. Вы слышали, что должен прийти антихрист, и сейчас появилось много антихристов, из чего мы узнаем, что время — последнее. (1-е послание Иоанна 2:18)
Братья, наберитесь терпения до пришествия Господа. Земледельцу тоже приходится терпеливо ждать драгоценного плода земли, пока он получит осенние и весенние дожди. (Иаков 5:7)
Скоро придет всему конец. Поэтому сохраняйте благоразумие, будьте бдительны, чтобы всегда быть в состоянии молиться. (1-е послание Петра 4:7)
Исследователи не считают, что послания написали те самые апостолы Иисуса. Скорее всего это типичные псевдоэпиграфы, которых немало среди книг Нового Завета. К тому же они создавались примерно в то время, когда многие апостолы умерли, не дождавшись второго пришествия.
Второе пришествие Иисуса в евангелиях
Мы точно не знаем, кем были авторы евангелий. Самое раннее, Евангелие от Марка, созданное примерно в 70 гому, повествует, что Сын Человеческий явится на облаках славы при жизни тех, к кому он обращался:
Иисус сказал им: — Говорю вам истину: некоторые из стоящих здесь не умрут, пока не увидят, что Божье Царство пришло в силе.
Так и здесь, когда вы увидите, что это сбывается, знайте, что Он уже близко, у самых дверей. Говорю вам истину: еще не исчезнет это поколение, как все это произойдет. (Марк 13:29-30)
Мысль о скором пришествии Сына Человеческого встречается в двух других синоптических евангелиях - от Матфея и от Луки:
Говорю вам истину: еще не исчезнет это поколение, как все это произойдет... Поэтому вы тоже должны быть готовы, потому что Сын Человеческий придет в час, когда вы Его не ждете. (Матфей 24:34,44)
Вы тоже должны быть готовы, потому что Сын Человеческий придет в час, когда вы Его не ждете... Говорю вам истину: еще не исчезнет это поколение, как все это произойдет. (Лука 12:39; 21:32)
Евангелие от Марка, Луки и Матфея повествует о скором наступлении божьего царства на земле и пришествии Иисуса. Однако в самом позднем евангелии - Евангелии от Иоанна, ничего подобного нет. Евангелие написано в 90-е годы, когда большинство апостолов умерли, подтвердив своей смертью несостоятельность раннего пророчества о втором пришествии Иисуса при их жизни. Поэтому в Евангелии от Иоанна уже не говорится о скором пришествии Иисуса при жизни апостолов, там лишь сказано, что люди спасутся верой:
Ведь Бог так полюбил этот мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь. (Иоанн 3:16)
Царство божье будет уже не на земле, а на небесах:
В доме Моего Отца много комнат, и если бы это было не так, то разве Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место для вас»? (Иоанн 14:2)
Изменение пророчества
Таким образом, мы видим в Новом Завете изменение отношения к апокалиптическим предсказаниям Иисуса. Если в 1-м послании к Фессалоникийцам сказано прямо о неизбежности и неожиданности пришествия Христа в этот мир при жизни апостолов, то в последующих текстах, с физическим сокращением первых учеников Иисуса, апокалиптические чаяния становились более "отдаленными" и произрастали дополнительными условиями. Хотя общий настрой на скорое пришествие оставался.
Иисус верил, что он живет во времена власти зла, и что только Бог способен исправить мир, уничтожив противников. После этого Бог установит утопический мир - божественное царство, в котором не будет страданий, но только блаженство. Иисус станет правителем (мессией - помазанником), а ученики будут служить ему. Наступление этого царства произойдет очень скоро, еще при жизни апостолов. Но пророчество не исполнилось. Поэтому христианам потребовалось придумать новую интерпретацию слов Иисуса.
Во 2-м послании Петра мы видим строки, дающие почву для широкой интерпретации пророчества:
А нынешние небеса и земля тем же словом Бога сберегаются для огня, они сохраняются до Дня Суда и гибели безбожных людей. Не забывайте одного, возлюбленные: для Господа один день — что тысяча лет и тысяча лет — что один день. (2-е послание Петра 3:7-8)
Для Бога человеческий день - как тысяча лет. Отсюда сроки скорого пришествия удлиняются на века вперед. Иисус не мог ошибиться, ведь он божий человек. Поэтому нужно придумать новый метод для интерпретации его слов - метафора. Царство божие - это не царство божие в прямом смысле, а церковь, или первое пришествие Христа, или воскресение Христа. Вариантов существует много. Второе пришествие не произошло, потому что христиане не так поняли Иисуса, в том числе ближайшие апостолы. А может поняли, но передали об этом в евангелиях и посланиях метафорическим языком, который очень удобен в случае с пророчествами.
---
🌟Большие статьи без цензуры на Boosty: https://boosty.to/trickster.zen (подписка на Boosty дает много бонусов+поддержка автора)
⚡Подписывайтесь на мой телеграм-канал, там я публикую анонсы будущих интервью, видеороликов и опубликованных статей, а также небольшие заметки (в том числе юмористические): https://t.me/religiontrickster