Найти в Дзене
Заметки Моргора

Насколько древняя вера в волкодлаков?

Оглавление

Специалист по традиционной славянской культуре Елена Евгеньевна Левкиевская в своей замечательной книге «Мифы русского народа» отмечает:

Представления об оборотнях очень древние.

Тут я ставлю знак равенства между волкодлаками и оборотнями. У русских, например, слово волкодлак зафиксировано в южных областях, на остальных территориях используется слово оборотень. Однако образ волкодлака и оборотня, поверья о волкодлаках и оборотнях похожи до такой степени, что оба этих понятия могут считаться синонимами.

Какое самое древнее упоминание о людях, превращающихся в оборотней?

Можно вспомнить «Историю» Геродота Галикарнасского (дата создания – примерно 440-е гг. до начала христианского летоисчисления), где описано племя невров, обитавшее на территории современных Украины и/или Белоруссии. По Геродоту, невры на несколько дней в году становились волками (вероятно, в зимнее время года).

Вот цитата из означенного источника:

Эти люди [невры], по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик.

Ряд профессиональных исследователей славянской мифологии разделяет мнение, что миф об оборотничестве загадочных невров вызван таким явлением как обрядовое ряжение. Данная параллель между оборотничеством загадочного племени и праздничным ряжением у славян используется некоторыми учёными как доказательство того, что нервы – славяне (академиком Рыбаковым, например).

Невры и соседние народы во времена Геродота (по Б. Н. Гракову)
Невры и соседние народы во времена Геродота (по Б. Н. Гракову)

Если отбросить нервов (есть мнение, что речь у Геродота может идти не о представителях сего племени, а о «прибившихся» к ним скифах или греках, да и славяне ли, собственно, нервы), то самые ранние упоминания о волкодлаке – это византийские и итальянские хроники, описывающие болгарского царевича Баяна Магесника (годы жизни: около 910 – около 970).

Вот что писал о нём средневековый итальянский дипломат, политический деятель, историк и писатель (вдобавок целый епископ города Кремоны) Лиутпранд Кремонский:

Говорят, что Баян настолько овладел магией, что однажды нечаянно превратился в волка или подобного ему зверя.

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть полоцкого князя Всеслава Брячиславича (годы жизни: 1044 – 1068). Том самом, о котором в «Слове о полку Игореве» (дата написания: 1185 год или одним-двумя годами позже) говорится:

Вскочив [Всеслав] от них [киевлян] лютым зверем в полночь из Белгорода, когда нависла тёмная мгла… скакнул волком до Немиги с Дудуток… Всеслав-князь людей судил, князьям города раздавал, а сам ночью волком рыскал; из Киева добежал до [пения] петухов до Тмутаракани; великому Хорсу волком путь перебегал.

Однако существует гипотеза, что всё это лишь метафора.

Всеслав Полоцкий на белорусской серебряной монете
Всеслав Полоцкий на белорусской серебряной монете

Также в «Слове о полку Игореве» образ волка приписывается и певцу Бояну, и самому князю Игорю Святославовичу.

Памятник Бояну – ключевая фигура композиции в честь 1000-летия города Трубчевска
Памятник Бояну – ключевая фигура композиции в честь 1000-летия города Трубчевска
Памятник Игорю Святославовичу в Новгороде-Северском
Памятник Игорю Святославовичу в Новгороде-Северском

Само слово волкодлак впервые упоминается в 1262 году в сербской Кормчей книге, а спустя двадцать лет, в 1282 – и в русской Кормчей книге. Оба источника упоминают волкодлаков, гоняющих облака и поедающих луну и солнце.

В былинах способностью обращаться волком обладают Волх Всеславьеич и Вольга Святославич (поостерегусь заявлять, что это один и тот же персонаж).

«Вольга Всеславьевич» – работа художника Андрея Петровича Рябушкина
«Вольга Всеславьевич» – работа художника Андрея Петровича Рябушкина
Иллюстрация Виктора Королькова
Иллюстрация Виктора Королькова

У сербов в серого хищника превращается герой их национального эпоса Змей Огненный Волк (Змај Огњени Вук), прототипом которого служит первый сербский деспот в Среме Вук Бранкович (умер 16 апреля 1485 года).

Вук Бранкович
Вук Бранкович

Существование таких персонажей как Волх, Вольга, Вук может свидетельствовать о существовании общеславянского мифологического героя-волка.

Иллюстрация Виктора Королькова
Иллюстрация Виктора Королькова

Итак, насколько же древняя вера в волкодлаков? Конкретные цифры, даты я привёл. Свидетельствуют они о тех временах, когда представления о людях-волках уже сформировались и были хорошо известны.

Так что мне остаётся лишь перефразировать слова Елены Евгеньевны Левкиевской, процитированные мною в самом начале настоящей заметки: вера в волкодлаков очень древняя...

См. также

Список использованной литературы

  • Балушок В. Г. Волк и волколак в славянской традиции в связи с архаическим ритуалом
  • Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
  • Геродот. История / Пер. с греч. и комм. Г. А. Стратановского
  • Криничная Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора
  • Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа
  • Лиутпранд Кремонский. Антаподосис
  • Новичкова Т. А. Русский демонологический словарь
  • Рыбаков Б. А. Язычество древних славян
  • Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси
  • Шелемова А. О. Современные интерпретации образа Всеслава Полоцкого в «Слове о полку Игореве»: полемический аспект
  • Волколак / А. В. Гура, Е. Е. Левкиевская // Славянские древности
  • Волкодлак, волколак / Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров // Мифы народов мира
  • Бондаренко А. О. Культ воїна-звіра у мілітарних традиціях на території України
  • Сіцько 3. Беларуская мова i літаратура ў школе
  • Berwiński R. W. Studia o literaturze ludowej ze stanowiska historycznej i naukowej krytyki
  • Pełka L. Wilkołaki // Polska demonologia ludowa
  • Ridley R. A. Wolf and Werewolf in Baltic and Slavic Tradition