Специалист по традиционной славянской культуре Елена Евгеньевна Левкиевская в своей замечательной книге «Мифы русского народа» отмечает:
Представления об оборотнях очень древние.
Тут я ставлю знак равенства между волкодлаками и оборотнями. У русских, например, слово волкодлак зафиксировано в южных областях, на остальных территориях используется слово оборотень. Однако образ волкодлака и оборотня, поверья о волкодлаках и оборотнях похожи до такой степени, что оба этих понятия могут считаться синонимами.
Какое самое древнее упоминание о людях, превращающихся в оборотней?
Можно вспомнить «Историю» Геродота Галикарнасского (дата создания – примерно 440-е гг. до начала христианского летоисчисления), где описано племя невров, обитавшее на территории современных Украины и/или Белоруссии. По Геродоту, невры на несколько дней в году становились волками (вероятно, в зимнее время года).
Вот цитата из означенного источника:
Эти люди [невры], по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик.
Ряд профессиональных исследователей славянской мифологии разделяет мнение, что миф об оборотничестве загадочных невров вызван таким явлением как обрядовое ряжение. Данная параллель между оборотничеством загадочного племени и праздничным ряжением у славян используется некоторыми учёными как доказательство того, что нервы – славяне (академиком Рыбаковым, например).
Если отбросить нервов (есть мнение, что речь у Геродота может идти не о представителях сего племени, а о «прибившихся» к ним скифах или греках, да и славяне ли, собственно, нервы), то самые ранние упоминания о волкодлаке – это византийские и итальянские хроники, описывающие болгарского царевича Баяна Магесника (годы жизни: около 910 – около 970).
Вот что писал о нём средневековый итальянский дипломат, политический деятель, историк и писатель (вдобавок целый епископ города Кремоны) Лиутпранд Кремонский:
Говорят, что Баян настолько овладел магией, что однажды нечаянно превратился в волка или подобного ему зверя.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть полоцкого князя Всеслава Брячиславича (годы жизни: 1044 – 1068). Том самом, о котором в «Слове о полку Игореве» (дата написания: 1185 год или одним-двумя годами позже) говорится:
Вскочив [Всеслав] от них [киевлян] лютым зверем в полночь из Белгорода, когда нависла тёмная мгла… скакнул волком до Немиги с Дудуток… Всеслав-князь людей судил, князьям города раздавал, а сам ночью волком рыскал; из Киева добежал до [пения] петухов до Тмутаракани; великому Хорсу волком путь перебегал.
Однако существует гипотеза, что всё это лишь метафора.
Также в «Слове о полку Игореве» образ волка приписывается и певцу Бояну, и самому князю Игорю Святославовичу.
Само слово волкодлак впервые упоминается в 1262 году в сербской Кормчей книге, а спустя двадцать лет, в 1282 – и в русской Кормчей книге. Оба источника упоминают волкодлаков, гоняющих облака и поедающих луну и солнце.
В былинах способностью обращаться волком обладают Волх Всеславьеич и Вольга Святославич (поостерегусь заявлять, что это один и тот же персонаж).
У сербов в серого хищника превращается герой их национального эпоса Змей Огненный Волк (Змај Огњени Вук), прототипом которого служит первый сербский деспот в Среме Вук Бранкович (умер 16 апреля 1485 года).
Существование таких персонажей как Волх, Вольга, Вук может свидетельствовать о существовании общеславянского мифологического героя-волка.
Итак, насколько же древняя вера в волкодлаков? Конкретные цифры, даты я привёл. Свидетельствуют они о тех временах, когда представления о людях-волках уже сформировались и были хорошо известны.
Так что мне остаётся лишь перефразировать слова Елены Евгеньевны Левкиевской, процитированные мною в самом начале настоящей заметки: вера в волкодлаков очень древняя...
См. также
Список использованной литературы
- Балушок В. Г. Волк и волколак в славянской традиции в связи с архаическим ритуалом
- Власова М. Н. Энциклопедия русских суеверий
- Геродот. История / Пер. с греч. и комм. Г. А. Стратановского
- Криничная Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора
- Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа
- Лиутпранд Кремонский. Антаподосис
- Новичкова Т. А. Русский демонологический словарь
- Рыбаков Б. А. Язычество древних славян
- Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси
- Шелемова А. О. Современные интерпретации образа Всеслава Полоцкого в «Слове о полку Игореве»: полемический аспект
- Волколак / А. В. Гура, Е. Е. Левкиевская // Славянские древности
- Волкодлак, волколак / Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров // Мифы народов мира
- Бондаренко А. О. Культ воїна-звіра у мілітарних традиціях на території України
- Сіцько 3. Беларуская мова i літаратура ў школе
- Berwiński R. W. Studia o literaturze ludowej ze stanowiska historycznej i naukowej krytyki
- Pełka L. Wilkołaki // Polska demonologia ludowa
- Ridley R. A. Wolf and Werewolf in Baltic and Slavic Tradition