Найти тему
Z-Машины

Современный беспилотник российского производства

Оглавление
   Современный беспилотник России и сопоставление с аналогичными воздушными машинами других стран, включая Китай и Соединённые Штаты Америки
Современный беспилотник России и сопоставление с аналогичными воздушными машинами других стран, включая Китай и Соединённые Штаты Америки

Осенью 2019 года китайские военные показали сверхзвуковой разведывательный беспилотник. Специалисты США тут же отметили сильную схожесть с американской машиной старого образца «D-21». Вместе с тем, каждый из специалистов не сомневался — вся «начинка» китайского беспилотника соответствует уровню 21 века. Идея сверхзвукового высотного разведывательного аппарата считается перспективной. И не только в Китае. Что из этой идеи выходит, просматривается уже сегодня.

Беспилотник России специальный уникальный

Так, российские инженеры активно разрабатывают БПЛА морского базирования. Минобороны РФ прорабатывает проект специального беспилотного летательного аппарата (БПЛА), предназначенного для поиска и уничтожения подводных лодок противника. Для выполнения таких задач военным необходим беспилотный летательный аппарат грузоподъемностью не ниже, чем имеет БПЛА С-70 «Охотник».

Наибольшая эффективность использования таких устройств, по мнению военных, может быть достигнута за счёт организации «стаек» таких дронов с использованием элементов искусственного интеллекта. Перспективные тяжёлые беспилотники должны быть оснащены, как средствами обнаружения подводных лодок, так и средствами уничтожения субмарин.

Дроны-охотники должны иметь возможность взлетать, как с наземных аэродромов, так и с надводных кораблей. При этом управлять машинами желательно, как с корабельных, так и с воздушных командных пунктов. Обнаружив подводную лодку противника, беспилотник либо наносит удар самостоятельно, либо наводит на цель противолодочное вооружение с других носителей.

Беспилотные летательные аппараты различного назначения и размеров играют значимую роль в военных конфликтах современности. Однако почему-то такого рода системы воспринимаются как некое «ноу-хау». Фактически воздушный аппарат беспилотник является ровесником «большой авиации». В 70-х и 80-х годах прошлого века инженеры СССР лидировали в этом авиационном направлении.

Опыт зарубежных стран по беспилотникам

По понятным причинам 1990-е годы в России отметились полной утратой интереса к развитию беспилотных летательных аппаратов. Вместе с тем, США, Израиль, Китай напротив — активизировали усилия в этом направлении. Что касается Израиля, следует отметить, что во время Ливанской войны 1982 года был зафиксирован наивысший результат боевого применения БПЛА «Скаут», а также малоразмерных дронов «Мастиф». Тогда посредством этих машин (операция «Арцав-19») израильтяне нанесли мощный удар по сирийским батареям ПВО в долине Бекаа.

На момент второго десятилетия 21 века Израиль стал одним из крупнейших производителей БПЛА. За период времени 1985-2014 год промышленность Израиля выпустила 60,7% всех экспортируемых беспилотных летательных аппаратов в мире. По этому показателю израильтяне значительно опередили даже США (23,9%) и Канаду (6,4%).

   Израильская воздушная машина — беспилотник «Скаут», как заявлено, показавший хорошие результаты в Ливанской войне
Израильская воздушная машина — беспилотник «Скаут», как заявлено, показавший хорошие результаты в Ливанской войне

Развитие систем связи и навигации, прежде всего систем глобального позиционирования GPS, вывело аппараты БПЛА на новый уровень боевой эффективности. Например, в ходе операции «Буря в пустыне» БПЛА коалиции совершили 522 боевых вылета. Общий боевой налёт тут составил 1641 час. То есть в любой момент операции в воздухе находился как минимум один беспилотный аппарат. Важной задачей БПЛА являлось указание целей и координация огня:

  • стратегических американских бомбардировщиков «B-52»;
  • истребителей «F-15»;
  • артиллерии кораблей, дислоцированных в Персидском заливе.

В дальнейшем американские БПЛА активно применялись во время агрессии США и НАТО против Югославии, а также в других военных конфликтах. Американские системы:

в настоящее время являются наиболее применяемыми воздушными машинами класса БПЛА. Но дроны стали также важной частью военной стратегии КНР. В настоящее время Китай производит полную линейку БПЛА, включая многоцелевые беспилотники с высокими техническими и лётными характеристиками.

Какое состояние показывают беспилотники России сегодня

Россия продемонстрировала возможности отечественных БПЛА лишь во втором десятилетии 21 века. Так, в 2010 году российская компания «Оборонпром», входившая в госкорпорацию Ростех, создала совместное предприятие с израильской компанией «IAI». Был подписан контракт на закупку и производство разведывательных беспилотников, но израильская сторона отказалась от поставок ударных систем под давлением США.

На момент 2014 года в России появился первый отряд беспилотников «Форпост». Более того, несколько позже появился аппарат «Форпост-Р», собранный на базе отечественных комплектующих. Российский беспилотник «Форпост» запускается непосредственно с катапульты. Аппарат способен нести до 120 кг полезной нагрузки.

Оптоэлектронные сенсорные блоки системы аппарата обеспечивают возможность ведения разведки в любое время и при любой погоде. Конструкция несёт двигатель мощностью 47 л.с., что позволяет аппарату развивать скорость до 200 км/ч. Дальность полёта российского дрона «Форпост» достигает 250-400 км. Продолжительность полёта 18 часов.

   «Форпост» — своего рода израильская копия внешне, правда, как заявляют специалисты, внутри всё российского производства
«Форпост» — своего рода израильская копия внешне, правда, как заявляют специалисты, внутри всё российского производства

Начиная с 2010 года в Российской армии начато использование многофункционального беспилотного комплекса малой дальности — «Орлан-10». Эта машина предназначена для наблюдения за объектами в труднодоступных районах. Комплекс «Орлан-10» получил высокую оценку в Сухопутных войсках и Воздушно-десантных войсках. На сегодняшний день армия России имеет на вооружении более 1000 таких устройств.

Фактически беспилотник «Орлан-10» входит в состав системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ). Соответственно, открывает возможность транслировать цели для поражения всеми боевыми машинами:

  • САУ,
  • танки,
  • БМП,
  • ЗРК,

при условии подключения вооружения к системе управления ЕСУ ТК. Максимальная взлётная масса аппарата не более 18 кг. Практическая дальность полёта 600 км на высоте 6000 метров. Этот БПЛА активно применялся в ходе боевой операции ВКС России в Сирии. Между тем, разработан беспилотник «Орион», обладающий максимальной взлётной массой 5000 кг, достигающий высоты полёта 12000 метров.

   Такой внешне выглядит разработка экспортного варианта беспилотника «Орион-Э»
Такой внешне выглядит разработка экспортного варианта беспилотника «Орион-Э»

Также следует отметить беспилотный летательный аппарат «Орион-Э» (экспортный вариант). Машина прошла боевые испытания в условиях Сирии, подтвердила заявленные характеристики. Этот беспилотник «Орион», кроме всего прочего, является ударной машиной. Максимальная взлётная масса аппарата составляет 1000 кг. Держит полезную нагрузку массой 200 кг (обычно четыре бомбы или ракеты). Бортовая оптико-электронная система позволяет вести наблюдение в оптическом, инфракрасном, тепловом диапазонах.

Публикация Современный беспилотник российского производства впервые появилась на ZM.