Кризис Covid-19 стал беспрецедентным вызовом для систем образования по всему миру, что вынудило многих учителей быстро переходить из традиционных классов в онлайн-среду. К 1 апреля 2020 года пострадало более 1,5 миллиарда учащихся в 165 странах от закрытий школ Covid-19. Затем война в моем случае оставила нас на целый год с дистанционным образованием и его проблемами один на один. Сколько продлиться этот период, я не знаю, а потому эта статья актуальна для меня как никогда.
Беспрецедентный образовательный кризис обязал значительное количество учителей с минимальным предупреждением и практически без подготовки быстро перевести преподавание в онлайн-среду. На деле, несмотря на опыт использования цифровых технологий в преподавании, учителя часто оказывались не готовы к переходу в онлайн. Не у всех получается развивать цифровые компетенции из-за высокой нагрузки и отсутствия практики, которая помогает их закрепить.
Чтобы гораздо больше людей получили равные образовательные возможности, нужны как минимум оборудование и хороший доступ к интернету. К уже существующим сложностям онлайн-образование добавило новые. Среди основных проблем можно назвать:
- невозможность организовать полноценное дистанционное обучение;
- недостаточная техническая подготовленность педагогического состава;
- недоступность учебных материалов в условиях дистанционного обучения;
- снижение общего экономического уровня людей;
- недоступность начального образования для детей из малоимущих семей;
- полная остановка учебного процесса в отсталых и развивающихся странах;
- отток учеников и студентов из учреждений образования;
- усиливающееся социальное неравенство в обществе.
В задачу данной публикации не входит выяснение минусов и плюсов дистанционного обучения. Об этом мы поговорим потом. Основная задача – разобраться в использовании онлайн-формата обучения.
Один из самых популярных видов дистанционного образования – это онлайн-платформы. Занятия в Zoom, Skype и на других образовательных платформах стали спасением для многих университетов и иных образовательных учреждений.
Рассмотрим две платформы, которыми пользуюсь я и многие мои коллеги в этот непростой период.
Номер один и ван лав – это конечно Zoom. К сожалению, использовать его в школе нам нельзя. За что я люблю больше всего Zoom? За его достаточный бесплатный функционал и удобную доску. По-моему, у него одни плюсы:
+Количество участников. Вебинар через zoom предполагает активное взаимодействие с широкой публикой.
+ Мультиплатформа. На конференцию по пригласительной ссылке легко попасть через свой браузер с любого устройства, даже со смартфона. При этом не нужно специально устанавливать программу\приложение.
+ Никаких задержек и отставаний. Многофункциональность не влияет на работу программы. Помехи со связью обычно связаны с плохим интернет соединением пользователей, а не с проблемами площадки.
+ Демонстрация экрана. Для наглядности мероприятия в бесплатной версии предлагается несколько вариантов работы с экраном.
+ Визуализация. Во время выступления можно сделать видимым движение курсора по экрану. Использовать так называемую указку.
+ Встроенный чат. Прекрасная возможность вести беседу с участниками, не прерывая докладчика.
+ Обратная связь. Встроенная функция «поднять руку» даст знать, что в ходе урока у кого-то возникли вопросы или предложения.
+ Запись конференции. Легко записывать и сохранять, ставить на паузу и продолжать запись с определенного момента.
+ Управление докладчиками. Администратор имеет возможность отключать микрофоны у всех участвующих в конференции и оставлять звук только у отвечающих.
+ Приглашения. Чтобы позвать на мероприятие, достаточно скопировать прямую ссылку созданной конференции и отправить адресатам любым способом: сообщением через почту или социальные сети.
К минусам программы можно отнести лишь тот факт, что придется доплачивать за некоторые функции. Например, длительность. Тариф “Базовый” предполагает безлимитное общение только с одним человеком. Через сорок минут сеанс видеосвязи закончится, и придется заново создавать конференцию, а также приглашать в нее участников.
Номер два и «обязаловка» – это Сферум. Мне неудобно работать с этой платформой. Надеюсь, в будущем мое мнение о ней изменится. По мне, так одни минусы. Но начнем с плюсов:
+ Регистрация. Быстрая и простая. Можно воспользоваться аккаунтом ВКонтакте.
+ Количество участников. В онлайн-уроках могут принимать участие до 100 человек.
+ Встроенный чат. Благодаря этому сервису видеоконференций можно наладить общение через чаты, в том числе для родителей.
+ Демонстрация экрана. Для наглядности мероприятия предлагается работа с экраном.
+ Длительность. Нет ограничения времени.
+ Обратная связь. Встроенная функция «поднять руку» даст знать, что в ходе урока у кого-то возникли вопросы или предложения.
На деле что получаем? Минусы:
- Регистрация. Многие родители отказываются регистрировать своих детей в ВКонтакте, хоть и считается, что для того, чтобы завести профиль в VK ID в социальной сети регистрироваться необязательно.
- Демонстрация экрана. Для наглядности мероприятия предлагается работа с экраном, которая тормозит весь процесс. Ни разу демонстрация не работала идеально. Приходится выключать экран.
- Доска. Ее нет от слова совсем. Неудобно и неправильно. Да, вы скажете, можно использовать другие доски по типу Miro, но нет. В школе интернет не летает, а скорее ползает.
- Подключение на урок. Это целая история. Особенно трудно с начальной школой. Если родителей нет рядом, пиши пропало.
- Встроенный чат. Для чатов пришлось скачать еще и «VK Мессенджер». Это что еще за «костыль»? Заметила постоянные переходы из аккаунта ВК в аккаунт Сферум. Это очень раздражает.
- Электронное расписание. Задумка хорошая, которая не работает. Некоторые учителя нашей школы успели создать расписание, а некоторым приходилось каждый раз звонить ученикам. Почему так произошло? Непонятно. Может, у нас некомпетентные технические специалисты?
В целом огромный минус в том, что сервис всё еще находится в разработке, что негативно сказывается на качестве его работы.
В своей работе я использовала также Яндекс.Телемост, Google Meet, Skype, WhatsApp, Viber, VK, которые вполне возможны, но, на мой взгляд для образовательных целей непригодны.
За год работы онлайн пришла к заключению, что дистанционное образование – это мучение. Особенно этот формат не устраивает родителей. И даже дело не в интернет-платформах, казалось бы, но это совсем другая история.
Мне интересно ваше мнение. Поделитесь своим опытом. Подпишитесь на мой канал.😊
С уважением, Ольга.
Читайте также: