Портреты русских вельмож XVIII века дают не совсем точное представление о личностях, изображаемых на этих портретах и в силу отсутствия отечественной художественной школы в этом веке, и из-за царящих тогда в живописи канонов.
Поэтому современному зрителю и читателю в основном приходится руководствоваться образами, созданными кинематографом. Образами, иногда удивительно точно «попадающими в десятку» - как это было с ролью Сергея Шакурова в фильме «Екатерина Великая».
Что интересно, и в жизни, и в фильме Бестужев показан поистине диалектически – и как царедворец, для достижения своих целей идущий «по головам», не гнушаясь предательствами, лестью и взяточничеством.
И как настоящий государственный деятель, дела которого во славу Отечества перевешивают все его негативные черты. Хотя, конечно, даже сейчас, по прошествии лет, сложно вывести его делам однозначную оценку.
А вот чего нельзя было у Алексея Петровича отнять, так это его верности раз и навсегда выбранному курсу. Пусть иногда ошибочному (в контексте пользы для империи), зато честному.
Здесь он не юлил и не играл – за что чуть не поплатился своей жизнью. И казалось бы – было за что. Вот скажите, совместимо ли с честью дворянина вскрытие чужих писем и создание на их основе после копирования компромата на тех, кто состоял в переписке?
Особенно если почта дипломатическая, что во все времена было святая святых? Бестужев-Рюмин считал сие за достоинство – ибо делал он это в вящей славе государства Российского.
Ну а то, что в процессе «душевных разговоров», а попросту – шантажа, что-то прилипало к его рукам – так на то воля божья и сопутствующие издержки.
И потом… С воцарением Елизаветы Петровны, Бестужев получает, кроме должности канцлера, ещё и заведование почтой. Случайно?
А как тогда быть с тем фактом, что в Европе давным-давно уже существовали отделы по перлюстрации и дешифровке тайнописи? Так он такие отделы при почте учредил и у себя дома, всего лишь. Не делая разницы между почтой государевой и частной перепиской. Важнее другое.
А психологом он был великолепным! Вот скажите, как можно привлечь к устройству дел государственных правящую особу, которой хитросплетения политики были неинтересны и даже скучны?
Да просто – воспользоваться таким женским качеством, как неистребимое любопытство. Бестужев вскрытые тайны чужих дворов пересылал императрице в переписанном виде с анонсом «весьма ужасного содержания». Та, естественно, читала. А потом к этим государевым делам и привыкла.
Дворы Европы старания Бестужева ценили по достоинству – яро его ненавидя. Фридрих Великий писал, что, если Бестужева не погубить, ничего задуманного по отношению к России достигнуто не будет.
И все попытки ослабить Россию будут безуспешными. И всё же, однажды хитроумного канцлера едва не «подвели под монастырь». Звёзды у его врагов сошлись как-то разом.
Тут сыграли свою роль и военные поражения Фридриха в семилетней войне, и позорное отступление Апраксина с поля боя, когда победа была уже за русским войском. Ведь не секрет, что Бестужев всегда был англофилом и ярым противником сближения с Францией.
А Франция, на тот момент, воевала как раз с Англией, союзницей Пруссии (правда, только в североамериканских колониях). И Елизавета пришла к выводу, что отступление русской армии, сдача ей позиций после фактической победы – как раз дело рук Бестужева.
Да тут ещё его тесные связи с «малым двором», то есть с окружением невестки Елизаветы – будущей императрицы Екатерины Великой.
Дело в том, что Бестужеву решительно не нравилась ориентация наследника престола Петра, мужа Екатерины, на Фридриха. И он написал Екатерине письмо, в котором излагался проект передачи власти внуку Елизаветы – то есть уже рождённому к тому времени Павлу.
А регентом должна была быть как раз Екатерина. Но мы-то знаем, как всё получилось в дальнейшем! Елизавета что-то заподозрила и фактически отлучила невестку от её сына, взяв его воспитание на себя.
Словом, угодил наш канцлер в тюремную камеру тайной канцелярии, которой заведовал его противник по геополитическим играм, а значит – сторонник сближения с Францией граф Шувалов.
Давление на Бестужева в заключении оказывалось огромное, но тот твёрдо стоял на своём, решительно отвергая обвинения в государственной измене.
Так что вместо жуткой казни, которая ему грозила по статьям о госизмене, его всего лишь отправили в ссылку. А потом, когда Екатерина свергла своего либерала-мужа Петра, Бестужев и вовсе вернулся в Большую политику – правда, только в роли неофициального советника
Но это уже совсем другая история.
Если вам понравилась статья - поставьте лайк и не забудьте подписаться на канал, если вы этого еще не сделали! До новых встреч на канале. Все интересное еще впереди! Благодарю!