В этом году японские рыбаки видимо останутся без российской рыбы и деликатесов, которые они в течение четверти века спокойно ловили в водах, окружающих наши Южно-Курильские острова.
Дело в том, что в Токио считают Южные Курилы японской землёй и всегда рассматривали наше разрешение на рыбную ловлю как часть некоего компромисса с Москвой, принятого «до окончательного урегулирования территориального вопроса».
Россия же вела себя в отношении Японии очень тактично и дипломатично. Шла на различные уступки, причем иногда носящие даже односторонний характер, как и в случае с японской рыбалкой у наших Курил.
Соглашение о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов, на основании которого японцы ловили рыбу, осьминогов, ежей, крабов, и добывали морскую капусту в российской акватории, было заключено в 1997 году, а вступило в силу в 21 мая 1998 года.
Самое интересное в том, что на аналогичные уступки сама Япония не шла, и не позволяла России осуществлять промысел в собственных водах. Так что справедливостью здесь, конечно, не пахло.
Это, естественно, вызывало волну возмущения у жителей Курил, для которых рыболовство и переработка морепродуктов – главный источник дохода.
Что касается схемы договорённостей, то она была сравнительно проста.
Япония платит России ежегодно денежные взносы, а наша сторона взамен, после межправительственных консультаций, ежегодно предоставляет японским рыбакам квоту на вылов ресурсов.
Сумма платежа «привязывалась» к фактическому улову в пределах выданных российской стороной фиксированных квот
Для примера, по данным японского управления рыболовства, лимит вылова на 2022 год составлял 955 тонн минтая (сезон промысла с 1 января по 15 марта), 777 тонн терпуга (с 16 сентября по 31 декабря), 213 тонн осьминогов (с 1 января по 15 марта и с 16 октября по 31 декабря) и 232 тонны других морских ресурсов.
Но наши не только разрешали ловить японцам рыбу, но и давали послабления для японских моряков, а также для японских граждан, собирающихся посещать Курилы (где жили их предки).
Эта односторонняя лояльность была обусловлена надеждами Кремля на японские инвестиции для экономического развития российского Дальнего Востока в целом, и Сахалина в частности.
Кстати, помощь Сахалину, как одно из условий того самого соглашения 1998 года, японцами не выполнялся, но российская сторона смотрела на это сквозь пальцы.
В общем, всё шло тихо-мирно, пока не наступил февраль 2022 года.
Как известно, Япония живёт «под крылом» США и полностью привязана к американской внешней политике, а потому стала одной из немногих стран Восточной Азии, присоединившейся к западным антироссийским ограничениям.
Это оказалось недальновидным решением, потому что Япония умудрилась навредить только себе, но никак не России, которая, как мы упоминали выше, несмотря на множественные выпады в наш адрес, старалась с Японией вести себя подчёркнуто дружелюбно и по-добрососедски.
В общем, у японского правительства хватило ума, помимо других ограничений, взять и заморозить активы ряда наших финансовых организаций, например, ВТБ, Сбера, Московского кредитного банка, Россельхозбанка и других.
Дело в том, что именно через Россельхозбанк Япония оплачивала свои квоты на вылов морских ресурсов в наших территориальных водах.
В результате своего же демарша, провести очередной платёж японцам стало невозможно. Вероятно, в Токио рассчитывали на понимание со стороны Москвы, предполагая, что право на рыбалку сохранится. Но ошиблись.
Россия не стала принимать во внимание трудности Японии с проведением платежа и запретила их рыбакам промысел в наших водах у побережья Курильских островов.
Сначала в январе 2022 года Россия в одностороннем порядке отказалась от ежегодных консультаций по квотам вылова, которые должны согласовываться по двустороннему рыболовному договору.
Затем, в июне 2022 года, вице-премьер РФ Юрий Трутнев поставил точку в японской «рыбалке».
«Они отказались заплатить за квоты по вылову у Курильских островов, соответственно, это право у них будет изъято, - констатировал Трутнев. - Поэтому они сами себя хорошо наказывают, им даже помогать не надо».
«Вынуждены принять решение о приостановке реализации соглашения 1998 года [в области промысла морских живых ресурсов] до выполнения японской стороной всех своих финансовых обязательств», – говорилось тогда в сообщении МИДа.
Кроме того, Россия вдобавок к этому ещё вышла из переговоров о мирном договоре и статусе Курильских островов, что вызвало в Токио крайне болезненную и эмоциональную реакцию.
Прошёл год. Японским рыбакам пришла пора готовиться к началу сезона ловли терпуга.
В японских СМИ снова начали появляться гневные публикации о «коварных русских», которые не пускают добропорядочных японских рыбаков половить рыбу к их же собственным «северным территориям».
Местные политики периодически выступают перед избирателями с обещаниями потребовать от русских пустить их шхуны для лова рыбы у Южных Курил.
Иногда встречаются отчаянные головы, грозящие потребовать от нас какой-то компенсации, если промысел в сентябре снова сорвётся.
Страдают от всей этой политической катавасии, конечно же, простые рыбаки, которые ещё лелеют надежды на возобновление переговоров их властей с Россией, но выглядят они чрезвычайно туманно.
Для японских рыболовецких хозяйств российский запрет стал катастрофой, пишет Yomiuri – одна из пяти крупнейших национальных газет Японии.
Попутно газетчики обвиняют Россию в «чрезмерной эксплуатации акваресурсов вокруг Курил», главным образом возле Кунашира, что, якобы, может привести к истощению местных вод.
Странно, конечно, себя в подобной ситуации ведут японцы. Не практично. Но это их дело. Радует то, что Кремль решил в этом вопросе не уступать. Хоть где-то.
Уважаемые подписчики, если вам интересны материалы, делайте репосты в соцсетях, приглашайте знакомых подписаться на канал, это важно для поддержки работы нашего проекта, и конечно, заходите на сайт ROSGOD.RU