С весьма спорной ситуацией обратилась за консультацией к семейному юристу Оксана Васильевна Н. из Краснодара. Далее приводим ее историю с минимальными правками.
Женщина на грани жизни и смерти
У меня есть сестра – Марина. Ей 67 лет. В 2017 году с ней приключилась беда – онкология. Прогнозы были неутешительные, но общими силами болезнь победили. Она лечилась и в Израиле, и в Германии, удалось застопорить развитие при относительно благоприятном прогнозе на 6-7 лет жизни.
Но в 2021 году болезнь снова начала прогрессировать, уже с минимальными перспективами, а затем и еще и инсультом накрыло. В данный момент человек полностью ничего не понимает, по сути – лежачий.
Прогнозы – несколько месяцев, может быть год.
Консультировались с ведущими врачами – максимум можем протянуть еще год-полтора, но реабилитационные процедуры очень дорогие – около 600-700 тысяч в месяц.
Все эти годы лечение осуществлялось за счет Марины, ну и дети помогали. Но все ее ресурсы давно закончились, осталась лишь квартира.
Дети – двое сыновей, тоже, конечно, вкладывались. И лично, и деньгами. Но сейчас денег взять неоткуда, а вот сыновья живут более чем достойно и даже пытаться вытягивать мать не хотят!
Что им стоит?
Старший - весьма серьезный бизнесмен. На базе оставшегося от отца наследства построил более чем приличный бизнес, множество недвижимости. Ему продать что-нибудь – и все лечение на полгода сразу оплатит.
Младший тоже не бедствует, какой-то крутой программист, денег достаточно, но тоже ничего вкладывать больше не хочет.
Нет, они, конечно, оплачивают сейчас и сиделку, и частных врачей, и текущие нужды по лекарствам, но этого же недостаточно! Мне тоже доплачивают за присмотр по выходным, помогают.
Неужели мать не заслужила, чтобы за нее поборолись еще чуть-чуть!
А что же сыновья?
Изначально Оксана Васильевна интересовалась, как заставить сыновей помогать матери. Однако при тщательном изучении ситуации выяснилось, что помогают они более чем достаточно и основная претензия сестры в том, что не хотят дети избавляться от своего имущества и выделять дополнительные деньги.
Мы связались с сыновьями умирающей женщины и вот что они прокомментировали:
Старший сын, Максим:
Как утомила тетушка со своей активностью! Перспектив никаких нет. Мы консультировались везде, никто и ничего не обещает. Я бы очень хотел видеть мать в любом состоянии, но хотя бы в сознании! Ничего нам не обещано. Максимум мы продержим мать в состоянии «овоща» еще год, в лучшем случае она сможет самостоятельно сидеть 2 шанса на 100 случаев. Это что касается последствий инсульта, а там еще онкология беснуется! Зачем это все ей!? Ее прошлая болезнь измотала, она еще в рассудке просила не трогать ее больше и дать спокойно умереть, а здесь и она уже одной ногой в мoгиле!
А тете Оксане легко рассуждать. У нее из имущества только пенсия 15 тысяч и даже жилья нет, но очень уж она лихо распоряжается чужими активами: продай то, продай это, да что вам стоит! У меня двое детей, третий на подходе, душа за них больше болит, уж извините за цинизм. А матери просто нужно дать спокойно уйти, я уверен «там» она спасибо скажет.
Младший сын, Сергей:
Я не хочу рассуждать на эту тему. Мы сделали все что могли и даже больше. Тратить деньги сейчас ради продления мучений матери не вижу смысла, все уже кончено. Осталось лишь ждать.
А тетя Оксана может попробовать что-нибудь сделать сама, если так хочет спасти сестру. Вот только даже сиделкой у нее побыть за деньги она не захотела, когда мы человека искали. Видите ли, у нее «свои дела», хотя ни семьи никого нет.
Юристы не помогут
По итогам изучения ситуации юристы развели руками: никаких оснований для какого-либо юридического воздействия на сыновей сестры нашей клиентки нет.
Она даже не может попытаться через суд потребовать дополнительных расходов на родителя, поскольку таким правом наделен или сам родитель, или его законный представитель/опекун.
Да и чисто по-человечески шансов-то на самом деле нет. К чему это все? Поставить «галочку» совести, что «мы пытались, как могли?»