К воспоминаниям о Ленинграде.
Иногда мне удаётся выбраться в Ленинград -Питер. Это фантастический город- шедевр архитектуры, хранитель культуры и истории нашей Родины и невероятных биографий целых семей, жизнь которых связана и с историей, и с культурой, и с городом на Неве.
В детстве, когда ещё не были залечены раны блокады, он восхищал меня своими людьми: добрыми, гостеприимными, влюбленными в свой город. Реки, мосты, дворцы, сады, храмы, памятники - сколько не приезжаешь он открываются каждый раз по-новому. Белые ночи, алые восхода и закаты, снежная северная ранняя темнота, мелкий тёплый дождь, и колючая ледяная крошка, ласкающий бриз и сбивающий с ног ветрище - это всё Ленинград-Питер.Хоть город и с европейским имиджем, а характер-то наш отечественный! В него влюбляешься сразу и навсегда, и хочется возвращаться и гулять, гулять по набережным, по паркам, плыть по речкам и каналам в любую погоду.
Дом ветеранов сцены - ДВС...
Но есть одно место, до которого я не решаюсь доехать. Слишком много с ним связано и слишком трогательной была последняя встреча.
В детстве мы с мамой ездили в Ленинград в Дом ветеранов сцены им. М.Г. Савиной (ДВС) к Вере Николаевне Климовой-Львовой, её муж Михаил Львов был дядей моей мамы и их семьи были очень близки.
К 60-70 годы в ДВСе жили настоящие легенды, которым было по 80-90 лет. Какие судьбы! Какие необыкновенные женщины( мужчин было очень мало), олицетворение блистательного XIX века и грозного XX. Именно их приглашали на съёмки в массовых сценах аристократических салонов на Ленфильм. И они не играли, а просто вспоминали молодость. Они были очень разные, но жизнелюбие и творчество обьединяло их. Трудно поверить, но они влюблялись, ревновали, признавались в любви и ставили отрывки даже из "Ромео и Джульетты". Я видела репетиции, и это было настолько искренно и талантливо, что моментально забывалось, что исполнителям больше 80 лет. А самое главное, они играли без микрофонов, но даже шепот был слышан и на последнем ряду зала. Это были профессионалы с трудными, но потрясающими судьбами: аристократическое воспитание, взлёты, признание, слава, потери близких, революции, войны, блокада, одинокая старость - не сломали их, и даже в глубокой старости они были прекрасны.
Бабушка Вера Николаевна мне всегда говорила: "половина успеха актёра- это поставленная сценическая речь, хорошая пьеса, талантливый режиссёр, искренность и преданность театральному искусству и ещё - никогда не поворачивайся к зрителю спиной!"
Белый платочек...
Ленинград и ДВС были для меня олицетворением мира искусства: трогательного, почти по-детски сказачного, вечно влюблённого в жизнь.
В мой последний визит в ДВС, я заметила, что многое стало меняться, почти не осталось тех, кто родился в XIX веке, изменились взаимоотношения.
Вера Николаевна уже плохо видела, но её жизнерадостности и оптимизму можно было позавидовать. В её общении с подругами и друзьями по ДВСу всегда была артистичность, лёгкость, милый юмор, и это соединялось с какими-то только им понятными французскими фразами и восклицаниями.
Я собиралась уезжать в Москву, она себя неважно чувствовала, но, как всегда, собралась провожать меня. Тогда у ворот ДВСа был круг троллейбуса, который шёл до Московского вокзала. Вековые деревья создавали полумрак даже в солнечный день, чугунная ограда и ворота ДВСа, мы одни на остановке. Подходит троллейбус, она целует меня, я захожу, встаю на задней площадке, чтобы видеть как она дойдёт обратно. Троллейбус трогается, она стоит, достаёт белый платочек и начинает махать им на прощание, хотя плохо видет и меня и троллейбус. И пока мы ехали по Петровскому проспекту я сквозь слезы видела маленькую фигурку, которая машет белым платочком.
С тех пор я не могу набраться мужества доехать до ДВСа, боюсь, что даже великолепно отреставрированный он потерял атмосферу того времени, когда искусству служили беззаветно и посвящали ему жизнь.