На одном из сельских приходов служит старенький священник отец Сергий. На службу, по делам приходским или на престольные дни в соседние храмы он ездит на такой же старенькой, видавшей все и прошедшей уже везде, где только можно и нельзя, машине «Нива».
Машина часто ломается, новую купить доходы не позволяют, поэтому, собираясь даже в недалекий путь, отец Сергий, обходит, свою колесницу вокруг, тщательно проверяет всё ли на месте, не отвалилось ли чего, не осталось, например, три колеса, и с четырех сторон осеняет «Ниву» крестным знамением.
Для большей уверенности в благополучном завершении предстоящего путешествия и для собственного спокойствия, с батюшкой, куда бы он ни ехал, всегда направляется матушка. Куда же без нее?
— Она у меня за спиной сидит и молитвы бубнит, так и добираемся благополучно. Да и спокойнее гораздо, чем она сидела бы дома и через каждые пять минут названивала мне. – считал отец Сергий.
Матушка же утверждала, что без нее, нелегкая батюшку вечно не туда завозит и с ним или машиной обязательно что-то случается. В нескольких словах, без нее и дороги не будет.
Последний раз священническая «Нива» проходила техосмотр, наверное, в начале текущего века, да и страховка уже давно закончила свое действие, поэтому встреча с сотрудниками ГИБДД для отца Сергия всегда была нежелательной.
Нет, местные стражи дорожного порядка к священнику были благосклонны и частенько, улыбаясь, даже воинское приветствие порой отдавали. Но вот чужие, не из района, областные, те…
В один из престольных дней, приехал отец Сергий на приход в областной центр. Возвращался домой после службы, обеда и поздравлений уже к вечеру.
На подъезде к путепроводу, где практически начинается сельский массив, начали ему встречные машины фарами подмигивать. Мол, берегись, батя, стоят там стражи дороги, да еще, видимо, не местные, а городские.
Заволновался отец Сергий. Заерзал беспокойно. А матушка ему сзади:
— Читай кондак Богородице!
— Какой? – спросил священник на автомате.
— Смоленской! «Одигитрии»- путеводительнице– тут же заявила сугубая батюшкина молитвенница и добавила: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся…»
— Надо, не кондак, а тропарь читать – ответствовал священник, и басом возгласил: «К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем…»
— Нет, кондак требуется — не согласилась матушка.
— Нет, тропарь! Кто из нас священник, ты или я?
— Нет, кондак! Священник-то ты! Но в дороге всегда молюсь я и благодаря этому мы благополучно доезжаем!
В общем, когда подъехали к действительно остановившему их полицейскому из областного батальона ГИБДД, в машине громогласно, антифонно и одновременно исполнялся кондак вкупе с тропарем наперебой.
Услышав это, страж дорожного правопорядка даже документы не востребовал, махнул своим жезлом – поезжайте!
Когда отъехали, батюшка в зеркальце заднего вида увидел, что стоит сотрудник полиции как вкопанный и левой рукой крестится, так как в вытянутой правой жезл держит.
Дискуссии на тему, что больше помогло, кондак или тропарь, как ни странно, не произошло, матушка лишь сказала:
— Помогла Владычица!
А батюшка добавил:
— Всегда помогает!