122,3K подписчиков

Аутизм у ребенка: как распознать первые признаки? Причины аутизма. Рассказывает психиатр

73K прочитали
Аутизм — это нарушение развития головного мозга и психических функций, которое вызывает трудности с социальным взаимодействием и общением, поведенческие проблемы.

Аутизм — это нарушение развития головного мозга и психических функций, которое вызывает трудности с социальным взаимодействием и общением, поведенческие проблемы. Природа этого заболевания все еще не до конца ясна, но есть признаки, которые помогают выявить его в раннем возрасте. Главный врач-психиатр и психотерапевт нашей клиники Василий Шуров рассказывает о том, как вовремя заметить у ребенка проявления аутизма, почему он развивается, и как его лечат.

Признаки аутизма у ребенка

Чаще всего аутизм диагностируют у детей до 3-4 лет. Но первые нарушения могут проявляться гораздо раньше, вплоть до 1-го года жизни. Рассмотрим основные тревожные звоночки.

Нетипичная реакция на прикосновения и эмоции мамы

Родители могут заметить первые симптомы уже в поведении грудничка. Ребенок отказывается от тактильных контактов — кричит и изгибается, когда его берут на руки, успокаивается только при возвращении в кроватку. Он также не проявляет эмоционального ответа на кормление и ласки мамы. Не смотрит в лицо, избегает зрительного контакта, не фиксирует взгляд.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

При этом по мере взросления у малыша могут проявляться отклонения к сенсорным стимулам. Он странно реагирует на вкусы, запахи, осязание и свет. Проявляет к ним гиперчувствительность, кричит и плачет. Или, наоборот, практически не реагирует: например, он равнодушен к ярким, свистящим и гремящим игрушкам.

Нарушения речи и коммуникации

Ребенок с аутизмом может постоянно молчать и не реагировать на слова и просьбы взрослых, он не гулит и не лепечет в раннем младенчестве. Или отказывается говорить, несмотря на богатый словарный запас и понимание разговоров взрослых.

Задержка речевого развития может проявляется и специфическими нарушениями. Ребенок:

  • издает повторяющиеся звуки
  • неконтролируемо копирует и многократно повторяет звуки, которые услышал от другого человека
  • говорит о себе в третьем лице, не использует личные местоимения и обращения
  • не может объединять слова во фразы
  • придумывает новые слова

Нарушение социального взаимодействия

Эти признаки становятся заметны по мере взросления ребенка, после 1-2 лет. Малыш:

  • избегает зрительного контакта
  • не реагирует на обращения
  • использует жесты вместо речи, чтобы о чем-то попросить
  • игнорирует других детей и не хочет с ними контактировать
  • любит проводить время в одиночестве
  • не проявляет особых эмоций в общении, кажется равнодушным ко всему
  • не проявляет интереса к игрушкам, не понимает их роли (например, вместо игры в куклы просто дергает конечности игрушки и т.д.)
  • вместо игрушек использует предметы, которые не предназначены для забав (кухонные принадлежности, одежда)
Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Стереотипное ограниченное поведение

Малыш предпочитает однообразные действия и поведение:

  • строго придерживается привычного расписания
  • не проявляет любопытства и интереса к новым предметам, событиям, увлечениям
  • зацикливается на одном занятии (часами собирает пазл, играет одним и тем же предметом, смотрит один мультфильм по кругу)
  • увлекается коллекционированием на одну тематику
  • ест однотипные продукты, отказывается пробовать новые
  • передвигается по дому по одинаковым маршрутам
  • совершает монотонные повторяющиеся движения при стрессе: качает головой, раскачивается, машет руками

При этом ребенок остро реагирует на какие-либо изменения (например, смена обстановки в доме, распорядок дня, новые люди). Перемены могут вызвать тревожность, панику, истерику.

Вспышки гнева

Из-за нарушений речи и социального взаимодействия детям с аутизмом бывает очень тяжело сообщить о своих нуждах или неудобстве. Поэтому они нередко доносят до окружающих свое состояние через агрессивное поведение: крики, слезы, возбужденные движения. Если ребенка пытаются обнять или потрогать без его желания, он может оттолкнуть человека.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Отказ от правил

Ребенку с аутизмом тяжело даются игры с заданными правилами, он отказывается им следовать. При этом его поведение — не протестное и несогласное. Он просто не понимает, зачем нужны ограничения и установки, поэтому игнорирует или обходит их.

Нарушение реакции страха

Еще один опасный звоночек — ребенок странно реагирует на возможные опасности:

  • слишком спокойный и смелый в ситуациях, которые могут угрожать жизни или здоровью, игнорирует угрозы
  • излишне тревожный и мнительный, отказывается общаться, выходить из дома\комнаты и т.д.

Гиперактивность и нарушения концентрации

Дети с аутизмом могут быть крайне неусидчивы. Им тяжело сосредоточиться на занятиях, которые навязаны взрослыми: например, ребенок отказывается учиться, гулять, петь, рисовать, играть предложенным предметом.

Но при этом у ребенка может проявляться «суперспособность», которая нередко помогает детям с аутистическими расстройствами добиваться небывалых успехов в своей сфере деятельности: отличная сосредоточенность на тех задачах, которые интересны. Например, если ребенок-аутист сам решил рисовать или заниматься музыкой, он полностью растворяется в своем занятии.
Джейкоб Барнетт — ребенок с аутизмом, гений физики и математики. Его IQ 189 баллов — больше, чем у Эйнштейна. Источник: Яндекс.Картинки
Джейкоб Барнетт — ребенок с аутизмом, гений физики и математики. Его IQ 189 баллов — больше, чем у Эйнштейна. Источник: Яндекс.Картинки

Причины аутизма

Причины развития аутизма все еще вызывают споры среди ученых. Но есть несколько фактов, которые могут играть важную роль в появлении расстройства.

Наследственность. В большой степени развитие аутизма зависит от генов родителей. Но при этом ученые не могут выделить отдельные закономерности: на появление болезни влияет взаимодействие сразу множества генов и редких мутаций.

Иммунная система мамы. В 2021 году ученые Калифорнийского университета обнаружили сразу несколько моделей материнских антител, которые атакуют мозг ребенка еще в утробе и тесно связаны с развитием аутизма — на них приходится около 20% случаев заболевания. Исследователи создали программу, которая точно определяет эти антитела у матери еще на этапе беременности.

Внешние факторы. Повысить риск аутизма могут инфекции, отравления, злоупотребление алкоголем и другими ПАВ, сильный стресс у мамы во время беременности. Но, вопреки распространенному мифу, эти факторы — не решающие.

Как диагностируют и лечат аутизм у детей?

Если у вас есть подозрения, важно как можно быстрее обратиться к врачу-психиатру.

Как проходит диагностика?

Первая консультация. Доктор опрашивает родителей, осматривает ребенка и беседует с ним, изучает историю болезни малыша и медицинские данные его родителей.

Тестирование. Для выявления симптомов аутизма и расстройств аутистического спектра врач использует специальные скрининговые тесты. Например, тест на выявление ранних признаков аутизма The Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT-R), и шкала оценки развития, коммуникации и поведения Autism Diagnostic Observation Schedule (ADOS).

Инструментальная диагностика. Чтобы оценить состояние головного мозга и нервной системы ребенка, исключить другие патологии со схожими симптомами, психиатр назначает обследования: электроэнцефалография (ЭЭГ), магнитно-резонансная томография мозга (МРТ), УЗИ головного мозга (если у ребенка еще не закрыт большой родничок).

Клиническое наблюдение. Определить признаки аутизма помогает и наблюдение специалистов за ребенком: например, как малыш взаимодействует с окружающими, играет с другими детьми и в одиночестве.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Как лечат аутизм?

Аутизм не поддается лечению, и ученые еще не разработали препараты, которые могли бы полностью нормализовать поведение детей с этим нарушением.

Но комплексная терапия помогает улучшить состояние ребенка и адаптировать его к жизни в обществе.

Поведенческая терапия. Регулярные занятия с подкреплением положительного поведения развивают у ребенка социальные навыки и коммуникацию, самостоятельное поведение.

Речевая и языковая терапия. Эти уроки помогают ребенку заговорить и избавиться от характерных речевых нарушений, повысить коммуникативные навыки.

Социальная терапия. Это групповые занятия, тренинги социальных навыков и игровая терапия. Они развивают у ребенка навыки взаимодействия с окружающими, учат его сообщать о своих потребностях, желаниях и дискомфорте здоровыми способами, понимать поведение других людей.

Физиотерапия и эрготерапия. Физкультура и игры полезны для развития моторных навыков, улучшения координации движений и общего оздоровления ребенка.

Психологическая поддержка. Очень важно создать для ребенка безопасную и принимающую среду — прежде всего, внутри семьи. Поэтому родители и родственники малыша получают помощь и консультации психологов.

Специализированное обучение. Малыши с аутизмом проходят индивидуальное домашнее обучение или посещают специализированные школы\классы.

Медикаментозная терапия. Она помогает купировать острые симптомы: тревожность, навязчивые состояния, вспышки агрессии, гиперактивность. Препараты назначаются под индивидуальные потребности ребенка, врач поддерживает с семьей обратную связь, следит за дозировками и изменением состояния ребенка.

Друзья! Если вы чувствуете, что ребенку нужна помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у него наличие психиатрического расстройства — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг:

  • Консультации детских психологов, психотерапевтов, психиатров и неврологов – в клинике и на дому;
  • Современная диагностика;
  • Детская и семейная психотерапия;
  • Комплексные программы лечения;
  • Создание индивидуального плана поддержки и безопасной среды под потребности ребенка;

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!