Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

О требованиях Польши к России и советской помощи Польше

Оглавление

Один из недавних эпизодов неприязни между Польшей и Россией стал запрет на проезд грузовых транспортных средств с российскими и белорусскими номерами через территорию Польши. Польша ввела этот запрет с 1 июня 2023 года. Российское правительство ответило на это, запретив польским грузовикам проезд через свою территорию.

Поляки единогласно поддержали инициативу о запрете, и российский спикер Госдумы Вячеслав Володин опубликовал предложение о запрете въезда для польских фур. Он считает, что это помешает полякам наживаться на России, а российским грузоперевозчикам позволит заработать. Также он высказался по поводу наших отношений с Польшей:

«Польша существует как государство только благодаря нашей стране. Отказавшись от общей истории, надругавшись над памятью наших солдат и офицеров, Польша должна вернуть приобретённые по итогам Второй мировой войны территории и возместить нашей стране средства, потраченные на неё в военные и послевоенные годы».

Каковы потери Польши во время войны?

Первый шаг, необходимый для понимания затрат на восстановление, — это понять масштаб разрушений, которые Польша понесла во время войны. В ходе военных действий большая часть инфраструктуры, промышленных предприятий, жилых зданий и аграрных угодий была уничтожена или серьезно повреждена. Тысячи людей погибли, а еще больше остались без крова и средств к существованию.

  • Человеческие потери: во время войны в Польше погибло около 6 миллионов человек, включая около 3 миллионов евреев, уничтоженных в нацистских концентрационных лагерях. Военные потери составили около 440 000 польских солдат.
  • Материальные потери: польская инфраструктура была практически полностью разрушена во время войны. Множество городов и деревень были сожжены или разрушены немецкими оккупационными войсками. Крупные промышленные предприятия были перевезены в Германию, чтобы поддержать военное усилие нацистской Германии.
  • Экономические потери: польская экономика была разрушена. Сельское хозяйство, основной источник дохода для большинства населения, было практически уничтожено. В результате этого Польша столкнулась с острой продовольственной нехваткой после войны.
  • Культурные потери: во время войны множество ценностей Польши было уничтожено или украдено. Многие польские города и деревни были разрушены, включая столицу Варшаву, которая была полностью разрушена немецкими войсками во время Варшавского восстания в 1944 году.
Строительство шоссе W-Z, рядом с руинами Королевского замка в Варшаве, 1940 год / Фото: Эдвард Фалковски
Строительство шоссе W-Z, рядом с руинами Королевского замка в Варшаве, 1940 год / Фото: Эдвард Фалковски

Вкладывал ли СССР средства в восстановление Польши?

Следующий наш шаг — рассмотреть вклад Советского Союза в помощь Польше восстановиться после войны. В рамках Ялтинской конференции (1945 г.) было принято решение за счет СССР помочь восстановиться восточным европейским странам, включая Польшу. Советский Союз предоставил Польше значительные материальные и финансовые ресурсы для восстановления разрушенной инфраструктуры и обеспечения основных потребностей населения. Конечно, в итоге и СССР получил от этого свои выгоды, но сейчас не об этом. Вот только часть из той помощи, что получила Польша от СССР:

  • 16 тысяч польских колодцев были обеззаражены;
  • восстановлены инженерными частями РККА 10 тысяч км железнодорожных путей и 20 км мостов;
  • проведено 465 тысяч кубометров земляных работ для восстановления шоссейных дорог;
  • безвозмездная передача техники и инвентаря польским крестьянам ("вагон и маленькая тележка");
  • помощь бойцов РККА в сельскохозяйственных работах (польских рук не хватало);
  • подарок Польше 150 миллионов коробков спичек (даже спичек в стране не было!);
  • 45 тысяч тонн угля;
  • 280 тысяч тонн нефти;
  • 150 тысяч голов крупного рогатого скота;
  • 130 тысяч тонн продовольствия;
  • 20 тысяч тонн хлопка;
  • 700 тысяч тонн зерна;
  • а объем хлебных поставок к 1948 году составил 1 млн 400 тысяч тонн.

Кроме того, в этот период были отправлены гуманитарные грузы в Варшаву, которые также являлись частью помощи от СССР: 60 тыс. тонн хлеба, 100 тонн сахара и 50 тонн сухофруктов. Плюс ко всему СССР взял на себя обеспечение 50% расходов по плану восстановления Варшавы.

В итоге для обеспечения населения Польши и на посевную было передано продовольствия и фуража более чем на 1,5 миллиарда советских рублей. А ведь нужно понимать, что в самом СССР в послевоенные годы был острый дефицит, но помощь была предоставлена. Страна делилась своими ресурсами, несмотря на то, что сама боролась с голодом.

Получить точную сумму, которую СССР потратил на восстановление Польши, достаточно проблематично. Многие материалы и документы того времени были утеряны или уничтожены в ходе исторических событий. Но некоторые я приведу ниже в частности недавно рассекреченное распоряжение.

В январе 1945 СССР потратил на финансирование Войска Польского, формируемого на своей территории, 723 миллиона рублей. В частности туда входила подготовка поляков к войне в зимних условиях и выделение им для этого обмундирования, которое к слову на тот момент и своим бы пригодилось, ну и конечно довольствие и техника.

Примечательно, что помощь СССР была предоставлена Польше не только в виде продовольствия, но и в форме займов с фантастическими условиями - всего 2% годовых. Так, в 1945 году Польше было предоставлено 50 миллионов рублей на восстановление и 10 миллионов долларов на нужды внешней торговли. Однако, с каждым годом аппетиты Польши росли.

Леонид Ильич Брежнев в 1971 году так высказался о польских аппетитах:

«Мы партия, а не торговцы. Но складывается впечатление, что поляки грызлись с нами за каждую копейку, как лавочники. Как старший брат, мы не хотели обижать младшего, поэтому терпели...»

Историческая связь между СССР и Польшей в послевоенном периоде также является значимой и заслуживает внимания. Она показывает, что СССР и его народ отдали предпочтение сотрудничеству и помощи другим странам, таким как Польша, вместо стремления к гегемонии и контролю.

  • Общая сумма советской помощи Польше с 1944 по 1960 г.: около 600 млрд долларов (прямые траты).
  • Доля репараций, переданных СССР Польше от Германии: 2,3 млрд долларов.
  • Получение Польшей советской нефти по сниженной цене и возведение более 800 промышленных и энергетических объектов с участием СССР. Хочу заметить, что многие поляки сегодня считают это не помощью, а вынужденной экономической зависимостью.
  • Постоянная выдача кредитов и списание долгов (вообщем это у нас в правительстве любят, практикуют и сегодня).

Экономический рост и социальное обеспечение в Польше в конце 1970-х годов было впечатляющим, и страна вошла в топ-20 самых развитых стран мира.

-3

И что мы имеем сегодня?

А мы имеем решение правительства России запретить польским грузовикам перегружать товары на своей территории, что вызвало серьезные последствия для польской грузоперевозочной отрасли. Изначально, идея заключалась в том, чтобы создать возможности для российских граждан заработать на транспортировке грузов. Однако, как показала практика, это решение привело к катастрофическим последствиям для польских компаний.

В течение нескольких месяцев после введения запрета, польские грузоперевозчики столкнулись с острой нехваткой грузов. В то время как автотранспортных компаний в Польше было более чем достаточно, спрос на их услуги существенно снизился из-за недоступности российского рынка. Это оказало негативное влияние на доходы и устойчивость польских грузоперевозчиков.

Как подчеркнул Вячеслав Володин, запрет как будто спрогнозировал будущие убытки польской отрасли. Они оцениваются в сумму 8,5 миллиардов евро. Это огромная сумма, которая уже сейчас затронула финансовое состояние польских логистических компаний.

-4

Также после требований Польши открыть границы введены электронные одноразовые визы.

"Единые электронные визы действительны для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации воздушным, автомобильным и водным транспортом, а также без использования транспортных средств только через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации".

Так что теперь предприимчивым польским гражданам, которые закупались дешёвым топливом, вентиль перекрыли. И теперь за каждую поездку им придётся заплатить отдельно.

Как итог, хочется отметить, что несмотря на постоянную помощь Польше со стороны России, ее лидеры, кажется, забыли об этом факте. Вместо благодарности, мы видим ярую ненависть к России со стороны политических и общественных деятелей в Польше. Возможно, польские лидеры должны задуматься о благодарности и уважении к странам-партнерам, которые помогали им в трудные времена. В конечном счете, взаимовыгодные отношения и сотрудничество могут быть гораздо более эффективными, чем открытая вражда и ненависть.

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))