Я не люблю делить культуру и искусство на «старое» и «новое» в смысле качества, тем более что в вопросе кинематографа мне вообще свойственна большая всеядность. Точнее, моими любимыми жанрами много лет остаются психологические триллеры, хорроры и мистика, и я с удовольствием смотрю и образцы классики, и новинки. Но все же у меня сложилось впечатление, что у фильмов ужасов со знаком ретро есть какой-то особый привкус, как у выдержанного вина. Да, не все они получили статус культовых, многие сейчас уже основательно забыты, но они заслуживают внимания — не только для общего развития, но и для эстетического удовольствия и возможности пощекотать нервы без ущерба для здоровья. О таких фильмах и пойдет речь в этой серии.
И начать хочется с картины, которую я впервые увидела еще в школьные годы и много времени спустя решила отыскать в интернете. Тогда мне не запомнилось название, лишь отложились в памяти отдельные кадры, которые и по сей день цепляют и могут вызвать мороз по коже. И стоит признать, хорроры нового поколения такого эффекта уже не производят. Речь о фильме «Страж» (или «Хранитель») 1990 года по новелле Дэна Гринберга «Няня».
Фильм снят режиссером Уильямом Фридкиным, который скончался совсем недавно на 87 году жизни - 7 августа текущего года. Начав с музыкальных картин, он впоследствии прославился полицейской драмой «Французский связной», а затем фильмом ужасов «Изгоняющий дьявола» - он был удостоен «Золотого глобуса» и десяти номинаций на «Оскар», а также имел колоссальный кассовый успех.
Увы, последующие работы Фридкина, в том числе «Страж», не смогли его повторить. И в какой-то степени это объяснимо: «Страж» отличается камерностью, сдержанностью и акцентом на эмоциональной составляющей, а не остроте динамики. Повествование развивается неспешно, и лишь в финале любители кровавого и жесткого разрешения конфликтов будут удовлетворены. До этого же простые и люди и потусторонняя сила взаимодействуют почти в рамках житейского драматизма.
Главные герои Кейт (Кэри Лоуэлл) и Фил (Дуэйр Браун) ищут няню для своего новорожденного сына Джека (возраст младенца имеет ключевое значение). Так в их доме появляется красивая и обходительная Камилла (Дженни Сигроу) — ребенок быстро к ней привыкает, молодая мать не чувствует подвоха и даже любопытный сосед очаровывается девушкой. Только отца семейства что-то в ней настораживает, и как вскоре выясняется, совсем не зря. Фил начинает собственное расследование и понимает, что мутное резюме Камиллы — еще не самый страшный ее секрет.
Если выделить минусы и плюсы фильма, то к первому стоит отнести недостаток тайны и интриги. Ведь фильм начинается с трагедии в другой семье — похищения и ритуального убийства крошечной девочки. Поэтому зритель заранее знает, кем является Камилла, а если бы он доходил до разгадки вместе с героями, саспенс мог быть острее. Эпизод с гибелью другой няни, конкурентки Камиллы, выглядит жутко и многообещающе, но в конечном счете не особо нужен. Также был неплохой задел у попыток Камиллы соблазнить Фила, однако эта линия тоже прерывается как-то быстро и бестолково. Да и в целом сюжет прямолинеен, незамысловат, а кульминация сводится к победе инструментов над силами природы — в чем-то это символично, но не хватает глубины.
Однако все это компенсируется художественной стороной и тревожной музыкой, висящим в воздухе напряжением и некой двусмысленностью, метафоричностью. Это чувство усиливается, когда в полиции героям говорят, что нет никаких подтверждений существования Камиллы. А что если ее и впрямь не было, и она лишь символ послеродовых проблем и страхов, тяжелой адаптации к новой жизни и родительской тревоги за беззащитного детеныша, переходящей в паранойю? Разумеется, это отдает конспирологией, но вдруг фильм имеет двойное дно, помимо пересказа кельтских легенд в антураже одноэтажной Америки?
Кроме того, следует отметить хорошую игру актеров, особенно Бреда Холла в роли соседа-архитектора, которого сгубило любопытство. При всей глупости поведения, герой вызывает искреннее сочувствие, в отличие от троицы хулиганов, получивших вполне по заслугам. Убедительно сыграла и артистка в роли бывшей работодательницы Камиллы, потерявшей дочь, - Наталия Ногулич. Сцена в ее доме, диалог с Филом, переживания старшего сына за сестру показаны очень достоверно и эмоционально, хоть и не отличаются надрывом.
Словом, фильм вполне подходит для темного осеннего вечера, когда хочется умеренной дозы адреналина, неуловимо сочетающейся с уютностью и лиричностью. И даже устаревшие наивные спецэффекты, на мой взгляд, нисколько не портят приятного впечатления.