Обычно адаптационный период занимает 1-2 месяца, он может пройти гораздо быстрее или же затянуться аж до конца декабря, это зависит от множества факторов, таких как особенности психологического развития ученика, коммуникабельность, атмосфера дома и в школе, поддержка окружающих, положение в классе….
Чем могут помочь родители?
1. Пожалуй, основное условие школьного успеха пятиклассника- безусловное принятие ребенка. Он может кардинально отличаться от того послушного, скромного отличника, которым был в начальной школе. На смену прежней уверенности в себе, собранности, всегда хорошему настроению могут прийти тревожность, заторможенность, снижение успеваемости, раздражительность. Это нормально! Чаще хвалите по мелочам, говорите о своей любви ; больше разговаривайте, всегда не формально, а с интересом расспрашивайте, как прошел день в школе, что вызвало сложности, а что доставило положительные эмоции.
2. Проводите время вместе. Здесь стоит отменить, что не количество часов, которое вы физически находились рядом, а именно их качество имеет значение. Прогулки в парке, походы в гости, какие-то семейные традиции, совместная уборка, просмотры фильмов, занятие спортом и т.д.-все это поможет ученику чувствовать себя важным и нужным. Чаще приглашайте в гости его друзей, отмечайте для себя, о чем они говорят, чем интересуются, какие настроения у них преобладают. Если друзья из класса, расспрашивайте их о школе, о трудностях и радостях среднего звена.
3. Предоставьте ребенку больше самостоятельности, но не отстраняйтесь полностью. Особенно первые недели очень важно контролировать то, как ученик собирается в школу (что кладет, в каком это состоянии), как делает уроки, пишет в тетради, готовит устные предметы, во сколько ложится спать. Отметим, что вы контролируете, а не делаете за ученика. Даже если он медленно, некрасиво, с ошибками подписывает тетради, это делает он, а не вы. Он собирает портфель, он читает параграф, он собирает в пенал пишущие принадлежности…
4. В первом полугодии не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями. При выборе секций и их количества исходите из индивидуальных особенностей вашего ребенка. Если режим дня и загруженность приводит к тому, что ученик поздно ложится, рано встает, постоянно чувствует усталость, не собран, засыпает, как только присел на диван-пересмотрите его нагрузку.
5. Не прибегайте к физическому наказанию, унижениям, публичной критике.
6. Будьте на связи с классным руководителем, по возможности, посетите учителей-предметников, совсем не обязательно всех, достаточно тех, где вы выявили какие-то проблемы. Не спешите, не разобравшись в ситуации, сразу принимать сторону своего ребенка, прежде, чем делать выводы из какой-либо ситуации, досконально ее изучите (касается не только спорных моментов с учителями, но и с одноклассниками.