Найти в Дзене
Интересная фантастика

Русская героическая фантастика. Обзор нескольких книг разных авторов (фантастика 2022 и 1994 гг.)

Здравствуйте, уважаемые читатели. Вчера опубликовал большой материал с обзором нескольких фэнтезийных трилогий, по жанру относящихся к эпическому фэнтези, и появилась идея освещения фэнтези «героического», как некоего антипода посттолкиновской эпики. Тем более, в «запасах» прочитанного такие произведения имеются. Почти два месяца назад я сделал пост – рецензию на роман Адушева С.Н. «Восхождение в бездну». Подошло время более пристально взглянуть на эту книгу, написанную в жанре героического фэнтези. Ну а в подборку к роману современного автора, мне показалось уместным добавить обзор произведения, написанного в первой половине девяностых, на заре постсоветской фантастики. Название второй книги обзора пока оставлю нераскрытым. После обзора «Восхождения в бездну» станет понятна логика включения ее в подборку. В общем, можно начинать. Единственное, что добавлю буквально пару предложений о сути героического фэнтези. Если в эпическом фэнтези фон произведения, то есть фэнтезийный мир, выполня
Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели. Вчера опубликовал большой материал с обзором нескольких фэнтезийных трилогий, по жанру относящихся к эпическому фэнтези, и появилась идея освещения фэнтези «героического», как некоего антипода посттолкиновской эпики. Тем более, в «запасах» прочитанного такие произведения имеются. Почти два месяца назад я сделал пост – рецензию на роман Адушева С.Н. «Восхождение в бездну». Подошло время более пристально взглянуть на эту книгу, написанную в жанре героического фэнтези. Ну а в подборку к роману современного автора, мне показалось уместным добавить обзор произведения, написанного в первой половине девяностых, на заре постсоветской фантастики. Название второй книги обзора пока оставлю нераскрытым. После обзора «Восхождения в бездну» станет понятна логика включения ее в подборку. В общем, можно начинать. Единственное, что добавлю буквально пару предложений о сути героического фэнтези.

Если в эпическом фэнтези фон произведения, то есть фэнтезийный мир, выполняет главенствующую роль, наравне с персонажами и их историями, то в фэнтези героическом все подчинено главному персонажу, так сказать, Герою с большой буквы (или героям, если их несколько). Именно на него направлено все внимание автора (а затем и читателя). Все остальное вторично. Это не значит, что миры героического фэнтези хуже, чем в фэнтези эпическом. Просто, здесь превалирует Герой. Таков жанр, а жанров, как известно, плохих не бывает. Бывают удачные и не очень книги. Ну и… субъективные суждения и разные вкусы. Их еще никто не отменял. Яркими примерами героического фэнтези являются: цикл о Конане-варваре Роберта Говарда и последователей, серии о героях Равновесия Майкла Муркока (Хокмун, Элрик из Мелнибонэ, Вечный Победитель, Корум).

Приступаю к обзору книг.

Изображение на заставку обзора. Источник картинки: https://ru.pinterest.com/pin/302022718746006761/
Изображение на заставку обзора. Источник картинки: https://ru.pinterest.com/pin/302022718746006761/

Адушев С.Н. «Восхождение в бездну» (2022)

Не знаю, насколько много в моем суждении о романе "Восхождение в бездну" субъективизма, но он произвел на меня большое впечатление. Есть такие книги, которые не отпускают тебя после закрытия последней страницы. Будут также верны утверждения, что после прочтения романа «испытал легкий шок», ну или «остался погруженным в мир книги». Как-то так можно охарактеризовать послевкусие от обозреваемого произведения. Обычно, стараюсь не использовать в своих обзорах конкретной фантастики таких оценок. То, что нравится одному, может не отвечать вкусам другого, от слова «совсем». Применяю менее экспрессивные термины («зашло», «понравилось», «неплохо провел время за чтением» и т.п.) В данном случае, сделал исключение. О причинах сейчас доложу. Но прежде чем начинать доклад, выделю основную особенность произведения, которую нужно знать, прежде чем начинать читать «Восхождение в бездну». Эту книгу обязательно следует читать до самой последней страницы!

Итак, стандартный для фэнтези псевдосредневековый мир. Империей Солнечного Гало долгие годы управляет государь Вирион Мироносный. Все это время, подданные императора Вириона живут в мире и достатке. Имперская власть и крупные вассалы императора (фермилорды) блюдут порядок и закон в Солнечном Гало.

На далеком Севере, в городе Шеол должно произойти грандиозные и волнительные события для всей Империи. Выполняя предназначение предков, император Вирион собирается возглавить церемонию открытия Врат в иное пространство. После открытия, люди Солнечного Гало обретут знания, недоступные прежде никому из смертных.

Вирион Мироносный, вместе со всеми фермилордами ведущих земель, своей дочерью – принцессой Лилит, наместником города Шеол Абаддоном и другими знатными особами Империи, в присутствии многих тысяч горожан, дает приказ открыть Врата. Портал начинает приоткрываться и…. вместо мудрости и знаний Шеол окутывает тьма и зло. Император вынужден ретироваться из города, как и большинство его вассалов. Наместник Абаддон и горожане остаются один на один с горем, тьмой и смертоносными морами. Ужас воцаряется на севере на многие годы, и никто не может помочь шеольцам. Город окружен войсками Империи, дабы болезни не разнеслись далее на остальные земли Солнечного Гало.

Обложка книги
Обложка книги

Когда император Вирион и вся сановитая знать Империи готовились лицезреть открытие Врат, на трибуне, где восседал повелитель Солнечного Гало, присутствовал юный паладин Люциан, служащий славе Создателя. Кроме своего паладинства, Люциан носил статус наследника Фермилорда Твердыни Адма – одной из важнейших земель Солнечного Гало. Люциан, будучи одним из самых талантливых и сильных паладинов Империи, рвался в Шеол, чтобы спасти его жителей. Он жил непреодолимой тягой, направляющей его в страдающий город. Словно мощный зов вел паладина на север. Однако его отец, владетельный Фермилорд Адмы Элохим был против. Мор не победить никакими позывами сердец горячих молодых паладинов. Единственное, что мог Люциан, по мнению фермилорда, так это заразиться напастью и разделить печальную участь шеольцев. Не только отцовской любовью, но и долгом перед Адмой, которая должна получить наследника, руководствовался Владетель. А еще паладин Люциан глянулся самой принцессе Лилит. И это чувство было взаимным, быстро перейдя от симпатии и привязанности в нечто более глубокое и чистое. Вполне возможно, что паладин Люцан, в свое время, должен будет взять на себя управление не только Твердыней Адма, но всем Солнечным Гало. Ответственность по происхождению и чистая любовь к прекрасной принцессе боролись в душе рыцаря света с долгом по отношению к северянам. Эти противоречия приведут Люциана и всю Империю к грозным событиям, когда паладин должен будет сделать выбор и преодолеть многое. Ну а пока, в самом начале всей истории, Люциан послан своим отцом на юг, чтобы влиться в пограничную дружину, защищающую Империю от натиска свирепых орков.

С самой первой страницы книги, стиль произведения, его фон и атмосфера показались достаточно оригинальными. К этому следует добавить ветхозаветный антураж, связанный с именами персонажей, а также «средневековой» набожностью в описаниях и диалогах. Что касается последнего, то характер общения героев напоминает книги Майкла Муркока (того самого автора, которого я указывал в начале обзора, как эталонного для жанра героического фэнтези). Это такие, несколько высокопарные диалоги «высокого стиля», отчасти напоминающие слог романистов позапрошлого века. Но с поправкой на современность, без затягивания. В общем, очень сильно напоминает Муркока. Но тут-то я и ошибся с прогнозом сути произведения и смысла его сюжета.

Похождений Корума (Ерекезе) в итоге не обнаружилось. Скорее, роман «Восхождение бездны» отдаленно напоминает творчество Р. Желязны, когда последний использовал религиозные и мифологические мотивы Древней Греции, Древнего Египта и Древней Индии. Но Желязны делал это на контрасте: мифологическая стилистика его произведений накладывалась на твердую НФ (например, в романе «Князь света»). Здесь же никакой научной фантастики нет, сюжет имеет чисто фэнтезийную основу, с ветхозаветными и мистическими мотивами. От чтения веет моментами Потопа, Исхода, гибели библейских городов от гнева Господа. Вот чего-то такого. Становится понятен замысел автора, особенность строения диалогов, смысл имен героев романа. При всем, при том, повествование лежит в рамках современного фэнтези, с динамичностью и накалом сюжета, ратными и боевыми эпизодами. Тут читатель не заскучает. Ну и потрясающая развязка. Несколько поворотов сюжета оказываются достаточно неожиданными и очень сильными. Собственно, именно это и заставляет меня снять блогерскую шляпу перед автором романа «Восхождение бездны». Классное фэнтези, заставляющее погрузится в его мир, забыв о реальности.

Но не забываем, если возьметесь за чтение книги "Восхождение в бездну", то роман нужно прочесть весь, не пропуская!

Юрий Брайдер и Николай Чадович «Клинки максаров» (1994)

Подыскивая пару в подборку к роману Адушева С.Н «Восхождение в бездну», столкнулся с трудностями выбора. Ничего подобного, прочтенного мною в русскоязычном фэнтези, не вспоминалось. Да еще, чтобы написано было в девяностых и нулевых. Впрочем, может просто надо больше читать?! Вполне возможен и такой вариант. Так или иначе, на ум приходил только роман того же Желязны «Джек-из-тени». Но фантастика же не ограничивается только фэнтези?! Поэтому обратился ко второму ее большому подразделу – научной фантастике и нашел там интересующее меня произведение с героическим главным персонажем и сюжетом, в котором имеют место быть могучие существа со сверхспособностями, в какой-то мере могущие составить конкуренцию любым фэнтэзийным божествам. Думается, что в данную подборку можно поставить обзор романа Юрия Брайдера и Николая Чадовича «Клинки максаров».

Кстати, данный роман, являющийся вторым по времени написания в большом цикле авторов «Торопа», лишь формально относится к НФ. По сути, это фэнтези. Объединяет произведения цикла их главный герой. Зовут этого героя Артем и он наш с вами соотечественник, волею судьбы, вынужденный путешествовать между параллельными мирами, по Тропе. Собственно, эта Тропа особо-то и не имеет ничего общего с современными представлениями о строении Вселенной, ее галактик и звездных систем. Скорее, она напоминает фэнтезийную Мульивселенную Майкла Муркока, или Упорядоченное Ника Перумова. Ну да ничего страшного. Такой путь попадания в иные миры выбрали авторы. Формально, цикл считается гуманитарной НФ. Пусть так и будет. В конце концов, все эти жанровые определения больше интересны блогерам, литературоведам и прочей такой братии. Основной критерий читателей: интересная книга, или нет.

В стартовом романе цикла, его герой Артем оказывается на планете, поросшей гигантскими деревьями. Общество этого мира живет, мягко скажем, не очень хорошо. Артем ввязывается во всякие события. Но его усилия приводят к еще большие бедам. Выражаясь литературным языком, «накосячил» парень. Старейшины племени, живущего в тени гигантских деревьев, приговаривают Артема к скитанию между мирами, открывают портал и выгоняют туда землянина. Первый роман «Тропы», получивший название «Евангелие от Тимофея», представляет собой весьма неплохой образец фантастики социальной. Любителям это направления таки рекомендую обратить внимание. Скорее всего, не пожалеете. Но речь не об «Евангелие…». В романе "Клинки максаров" Артем попадает в мир, представляющий собой пустыню. В оазисе этой пустыни живут люди, которые достаточно приветливо встречают главного героя (называется местность Страной Забвения). Однако, есть нюанс. Все дело в том, в определенное время, поселок местных подвергается жёсткому природному катаклизму – огненному смерчу, выжигающему все живое. Жители прячутся в неких древних машинах, которые обладают теплоизоляционными свойствами, и сидят там многие недели, запасшись продуктами. Для Артема места в таком аппарате нет, и он покидает оазис вместе с молодой девушкой, которую сам же Артем окрестил Надеждой (последовательность событий была несколько иной; но, если я сейчас начну более-менее подробно приводить завязку сюжета, получится уже не обзор произведения, а вольный пересказ).

Обложка книги. Источник: https://www.wildberries.ru/catalog/72023974/detail.aspx
Обложка книги. Источник: https://www.wildberries.ru/catalog/72023974/detail.aspx

Артем и Надежда, вместе со своими спутниками, после чреды опасных приключений и путешествий попадают в страну максаров. Ее населяют всемогущие существа, обладают мощными технологиями, способностями и знаниями, которые можно считать божественными. Одна напасть: максары эгоистичные и воинственные индивидуалисты. Они ведут бесконечную борьбу между собой, используя самые изощренные средства и методы. Артему предстоит столкнуться с одним из самых сильных максаров, познать любовь и счастье, разочарование и опустошение, исполнить свой долг и найти новый смысл существования.

Каких-то особых вопросов в "Клинках максаров" авторы перед читателями не ставят, в отличие от социальной фантастики романа «Евангелие от Тимофея». Однако в конце, когда последняя страница книги уже преодолена и дочитаны все приключения и злоключения Артема, есть настроение сосредоточенно посмотреть куда-нибудь в даль, изречь что-нибудь многозначительное, типа «даааа» и… все на этом, потому как «Клинки максаров» - роман чисто развлекательный, не несущий в себе особых подтекстов. Приключений там навалом, разных сюжетных поворотов, неплохой финал. Как-то так.

Единственный нюанс, который мне пришёлся не по нраву, - это буйная фантазия авторов, описывающих всяких разных существ, являющихся продуктом деятельности максаров. Впрочем, это достаточно распространенное явление у фантастов девяностых годов. Экспериментировали тогда многие. Размах полета мысли авторов не сильно помешал восприятию данной книги. В целом, роман «Клинки максаров» мне понравился. Думаю, что надо бы поставить галочку – заметочку по поводу «Тропы» Чадовича и Брайдера и сделать еще пару обзоров с книгами данной серии.

На этом на сегодня все. Читайте фантастику (и фэнтези, и НФ).

Подписывайтесь на ИФ в ТГ, где дублируются ссылки о публикациях новых статей и постов этого канала https://t.me/infantastika