Найти в Дзене

История Mini на Дакаре: как выиграть 6 марафонов за 10 лет и причем здесь русские

Казалось бы, в начале двухтысячных концерн BMW более чем серьезно подошел к покорению Дакара. Основал собственную полузаводскую команду X-Raid, обеспечил ей щедрое финансирование и помог ей с подготовкой гоночных прототипов. Первым стал, как известно, культовый BMW первого поколения - с не менее культовым дизелем M57 Но ни ему, ни более позднему и более легкому BMW X3 (E83) за восемь лет выступлений на Дакаре не удалось ни разу даже попасть на подиум! Таким образом, за целое десятилетие с 2002 (именно тогда немцы открыли гоночную программу) по 2011 годы в этот вид спорта были вбиты миллионы евро, а отдачи не вышло почти никакой!

Но уйти с позором из ралли-марафонов было не правилах баварского концерна – таким образом, баварцы решили все же дальше "домучивать" Дакар. Решено было вбить в это направление еще больше денег и выиграть уже, наконец, хоть что-нибудь! И все же BMW не хотела больше ставить под удар репутацию своего основного бренда. Встал вопрос, под какой же тогда маркой выставлять машины на следующий Дакар? Выбор был неширок: Rolls-Royce или Mini...

Однажды кто-то из великих (возможно, даже Энцо Феррари) сказал, что гонки выигрывают только красивые автомобили. Но герой сегодняшнего рассказа успешно опроверг это высказывание…
Однажды кто-то из великих (возможно, даже Энцо Феррари) сказал, что гонки выигрывают только красивые автомобили. Но герой сегодняшнего рассказа успешно опроверг это высказывание…

Когда в 2011 году BMW X3 в очередной раз проиграл Дакар, в Мюнхене "психанули" и решили переделать эту машину в Mini All4. С одной стороны, это был довольно странный коммерческий ход: ранее малолитражки Mini ассоциировались с юркими городскими микрокарами, но уж точно не с покорителями африканских песков. Но с другой стороны, в случае продолжения хронических неудач можно было «свернуть лавку» без особых потерь для имиджа Mini – ведь никто и не ждал от «темной британской лошадки» больших побед.

А зря! Mini Countryman ALL4 сумел выиграть первый же свой Дакар, 2012 года!

Свой первый полноценный Дакар прототипы Mini провели более чем успешно: 8 из 13 выигранных спецучастков и победный дубль на финише! К слову, замена BMW на Mini все же имела коммерческий смысл, ведь в 2010-ом под британским брендом впервые запустили кроссовер Countryman
Свой первый полноценный Дакар прототипы Mini провели более чем успешно: 8 из 13 выигранных спецучастков и победный дубль на финише! К слову, замена BMW на Mini все же имела коммерческий смысл, ведь в 2010-ом под британским брендом впервые запустили кроссовер Countryman

Хотя, если быть точным, еще на Дакар-2011 в тестовом режиме был выставлен один Mini All4, под управлением Герлена Шишери. Из-за проблем с надежностью экипаж до финиша не добрался. Но настоящее «боевое крещение» якобы британские якобы малолитражки (с трехлитровым дизелем, ага) должны были пройти как раз в 2012 году – тогда X-Raid уже не выставляла на марафон кроссоверы BMW.

Но Mini заменили «иксы» более чем успешно: в 2012 году самый знаменитый «дакаровец» мира Стефан Петерансель оформил очередную для себя победу, а Нани Рома приехал вторым! Также стоит отметить достойное выступление россиянина Леонида Новицкого – он приехал четвертым. Да, такой триумф вряд ли был бы возможен без ухода концерна Volkswagen, но и без него желающих отведать победного шампанского было хоть отбавляй: Тойота, Ниссан и даже ГрейтВолл, не говоря уже про кучу всяких монструозных прототипов класса багги, вплоть до Хаммера.

Подробности конструкции чемпионских прототипов Mini All4 успешно скрываются. Известно, что дирекция Дакара запрещала излишне сильно форсировать дизели – даже свежая модификация 2019 года имела примерно те же 300 лошадиных сил, что и BMW X5 CC пятнадцатилетней давности
Подробности конструкции чемпионских прототипов Mini All4 успешно скрываются. Известно, что дирекция Дакара запрещала излишне сильно форсировать дизели – даже свежая модификация 2019 года имела примерно те же 300 лошадиных сил, что и BMW X5 CC пятнадцатилетней давности

На следующий 2013 год конкуренция возросла. Автомобили Mini выиграли всего 6 этапов из 14 (годом ранее – 8 из 13), но победу удалось отстоять: Петерансель снова был неудержим. Второе место все же выгрыз экипаж Тойоты, зато третьим стал еще один экипаж на Mini: за рулем сидел все тот же Леонид Новицкий! На самом деле, это историческое достижение: первый и пока единственный подиум российского пилота в легковом зачете Дакара!

На фоне бесконечных побед Камаза третье место россиянина Леонида Новицкого на Mini выглядит скромно, но в легковом зачете успехи наших были всегда гораздо менее громкими
На фоне бесконечных побед Камаза третье место россиянина Леонида Новицкого на Mini выглядит скромно, но в легковом зачете успехи наших были всегда гораздо менее громкими

В общем, как говорится – прорвало! В 2014 году экипажи Mini заняли весь подиум! Первым на этот раз пришел Нани Рома, вторым – Петерансель, а третьим – Нассер Аль-Аттия. На волне успеха команда X-Raid забыла старые обиды и вернула себе быстрого катарца, который из-за ошибки в навигации лишил ее почти гарантированной победы на Дакаре-2009.

Причем уже на следующий год (2015) Аль-Аттия полностью искупил свою вину, принеся команде X-Raid победу! Для Mini All4 триумф на Дакаре стал уже четвертым подряд.

Естественно, команда X-Raid вновь покидала марафон в отличном настроении, предвкушая новую победу в следующем году...

По несовпадающему стыку лобового стекла от серийного Mini Countryman с кузовом легко понять, что последний напоминает обычные дорожные Мини лишь общими очертаниями
По несовпадающему стыку лобового стекла от серийного Mini Countryman с кузовом легко понять, что последний напоминает обычные дорожные Мини лишь общими очертаниями

Но на Дакаре-2016 настроение ей подпортил Петерансель, который еще годом ранее успел перейти в Peugeot. Француз давно прославился умением выигрывать Дакар на всем, что движется — и на этот раз он решил поддержать родную контору со львенком на эмблеме. И опять победил! Нассер Аль-Аттия на Mini приехал вторым, что тоже было достойным результатом на фоне такого соперника.

А вот следующий Дакар-2017 команда Mini провалила – лучший из экипажей приехал на финиш лишь шестым. Год спустя X-Raid и вовсе чуть не развалилась: вместо именитых чемпионов на Mini теперь гонялись малоизвестные гонщики. И лишь каким-то чудом никому не известный поляк с труднопроизносимой фамилией Пржигонский смог финишировать пятым. Выиграли в 2017 и 2018 году опять Пежо, а «на подтанцовках» у них были Тойоты.

Отрадно, что как минимум одна из "боевых" машин Леонида Новицкого сейчас находится в России и периодически мелькает на выставках. Вот кадр с "Автокультуры" 2022 года
Отрадно, что как минимум одна из "боевых" машин Леонида Новицкого сейчас находится в России и периодически мелькает на выставках. Вот кадр с "Автокультуры" 2022 года

В 2019 году японский Hi-Lux все-таки взял долгожданное золото (тойотовцы шли к нему даже дольше, чем в свое время BMW), но на подиум вернулся Mini. На этот раз от провала команду X-Raid спас опытнейший испанец Нани Рома, занявший второе место.

Французы, приехавшие лишь третьими, видимо, расстроились: на следующий Дакар-2020 Peugeot решила команду не выставлять. А баварцы, наоборот, подсуетились: они снова пересадили на Mini «великого и ужасного» Петеранселя, да еще и в компанию к нему взяли знаменитого раллиста Карлоса Сайнца (старшего). Именно последний смог победить на марафоне 2020 года, принеся Mini уже пятую победу! А в 2021 году уже сам Стефан Петерансель оформил и шестую! Сейчас по числу побед на Дакаре в легковом зачете с шестью победами марка Mini уступает только Mitsubishi, у которой их целых десять.

Вот так Mini Countryman смог отыграться за своих «старших» братьев BMW X3 и BMW X5 - а заодно и привез к первому "легковому" подиуму на Dakar нашего российского пилота…

В 2013 году, когда Мини Кантримэн шел уже ко второй подряд победе, довольно опытный гонщик Орландо Терранова решил проверить, действительно ли BMW X3 имеет «проклятие Дакара» и на нем нельзя приехать даже на подиум. Финишировал он пятым – что и требовалось доказать…
В 2013 году, когда Мини Кантримэн шел уже ко второй подряд победе, довольно опытный гонщик Орландо Терранова решил проверить, действительно ли BMW X3 имеет «проклятие Дакара» и на нем нельзя приехать даже на подиум. Финишировал он пятым – что и требовалось доказать…
Интересно, что отечественная машина попала на подиум Дакара гораздо раньше, чем отечественный пилот. Нива заняла на Дакаре третье место еще в 1981 году (а затем еще два вторых места с разницей в год), но за рулем там сидели не не наши, а французские и бельгийские гонщики - в том числе знаменитый Жаки Икс...
Интересно, что отечественная машина попала на подиум Дакара гораздо раньше, чем отечественный пилот. Нива заняла на Дакаре третье место еще в 1981 году (а затем еще два вторых места с разницей в год), но за рулем там сидели не не наши, а французские и бельгийские гонщики - в том числе знаменитый Жаки Икс...