Казалось бы, в начале двухтысячных концерн BMW более чем серьезно подошел к покорению Дакара. Основал собственную полузаводскую команду X-Raid, обеспечил ей щедрое финансирование и помог ей с подготовкой гоночных прототипов. Первым стал, как известно, культовый BMW первого поколения - с не менее культовым дизелем M57 Но ни ему, ни более позднему и более легкому BMW X3 (E83) за восемь лет выступлений на Дакаре не удалось ни разу даже попасть на подиум! Таким образом, за целое десятилетие с 2002 (именно тогда немцы открыли гоночную программу) по 2011 годы в этот вид спорта были вбиты миллионы евро, а отдачи не вышло почти никакой!
Но уйти с позором из ралли-марафонов было не правилах баварского концерна – таким образом, баварцы решили все же дальше "домучивать" Дакар. Решено было вбить в это направление еще больше денег и выиграть уже, наконец, хоть что-нибудь! И все же BMW не хотела больше ставить под удар репутацию своего основного бренда. Встал вопрос, под какой же тогда маркой выставлять машины на следующий Дакар? Выбор был неширок: Rolls-Royce или Mini...
Когда в 2011 году BMW X3 в очередной раз проиграл Дакар, в Мюнхене "психанули" и решили переделать эту машину в Mini All4. С одной стороны, это был довольно странный коммерческий ход: ранее малолитражки Mini ассоциировались с юркими городскими микрокарами, но уж точно не с покорителями африканских песков. Но с другой стороны, в случае продолжения хронических неудач можно было «свернуть лавку» без особых потерь для имиджа Mini – ведь никто и не ждал от «темной британской лошадки» больших побед.
А зря! Mini Countryman ALL4 сумел выиграть первый же свой Дакар, 2012 года!
Хотя, если быть точным, еще на Дакар-2011 в тестовом режиме был выставлен один Mini All4, под управлением Герлена Шишери. Из-за проблем с надежностью экипаж до финиша не добрался. Но настоящее «боевое крещение» якобы британские якобы малолитражки (с трехлитровым дизелем, ага) должны были пройти как раз в 2012 году – тогда X-Raid уже не выставляла на марафон кроссоверы BMW.
Но Mini заменили «иксы» более чем успешно: в 2012 году самый знаменитый «дакаровец» мира Стефан Петерансель оформил очередную для себя победу, а Нани Рома приехал вторым! Также стоит отметить достойное выступление россиянина Леонида Новицкого – он приехал четвертым. Да, такой триумф вряд ли был бы возможен без ухода концерна Volkswagen, но и без него желающих отведать победного шампанского было хоть отбавляй: Тойота, Ниссан и даже ГрейтВолл, не говоря уже про кучу всяких монструозных прототипов класса багги, вплоть до Хаммера.
На следующий 2013 год конкуренция возросла. Автомобили Mini выиграли всего 6 этапов из 14 (годом ранее – 8 из 13), но победу удалось отстоять: Петерансель снова был неудержим. Второе место все же выгрыз экипаж Тойоты, зато третьим стал еще один экипаж на Mini: за рулем сидел все тот же Леонид Новицкий! На самом деле, это историческое достижение: первый и пока единственный подиум российского пилота в легковом зачете Дакара!
В общем, как говорится – прорвало! В 2014 году экипажи Mini заняли весь подиум! Первым на этот раз пришел Нани Рома, вторым – Петерансель, а третьим – Нассер Аль-Аттия. На волне успеха команда X-Raid забыла старые обиды и вернула себе быстрого катарца, который из-за ошибки в навигации лишил ее почти гарантированной победы на Дакаре-2009.
Причем уже на следующий год (2015) Аль-Аттия полностью искупил свою вину, принеся команде X-Raid победу! Для Mini All4 триумф на Дакаре стал уже четвертым подряд.
Естественно, команда X-Raid вновь покидала марафон в отличном настроении, предвкушая новую победу в следующем году...
Но на Дакаре-2016 настроение ей подпортил Петерансель, который еще годом ранее успел перейти в Peugeot. Француз давно прославился умением выигрывать Дакар на всем, что движется — и на этот раз он решил поддержать родную контору со львенком на эмблеме. И опять победил! Нассер Аль-Аттия на Mini приехал вторым, что тоже было достойным результатом на фоне такого соперника.
А вот следующий Дакар-2017 команда Mini провалила – лучший из экипажей приехал на финиш лишь шестым. Год спустя X-Raid и вовсе чуть не развалилась: вместо именитых чемпионов на Mini теперь гонялись малоизвестные гонщики. И лишь каким-то чудом никому не известный поляк с труднопроизносимой фамилией Пржигонский смог финишировать пятым. Выиграли в 2017 и 2018 году опять Пежо, а «на подтанцовках» у них были Тойоты.
В 2019 году японский Hi-Lux все-таки взял долгожданное золото (тойотовцы шли к нему даже дольше, чем в свое время BMW), но на подиум вернулся Mini. На этот раз от провала команду X-Raid спас опытнейший испанец Нани Рома, занявший второе место.
Французы, приехавшие лишь третьими, видимо, расстроились: на следующий Дакар-2020 Peugeot решила команду не выставлять. А баварцы, наоборот, подсуетились: они снова пересадили на Mini «великого и ужасного» Петеранселя, да еще и в компанию к нему взяли знаменитого раллиста Карлоса Сайнца (старшего). Именно последний смог победить на марафоне 2020 года, принеся Mini уже пятую победу! А в 2021 году уже сам Стефан Петерансель оформил и шестую! Сейчас по числу побед на Дакаре в легковом зачете с шестью победами марка Mini уступает только Mitsubishi, у которой их целых десять.
Вот так Mini Countryman смог отыграться за своих «старших» братьев BMW X3 и BMW X5 - а заодно и привез к первому "легковому" подиуму на Dakar нашего российского пилота…