В последнюю неделю августа 1942 года Сталинград пережил ужасающую, самую долгую и разрушительную бомбардировку. На улицах шли ожесточенные бои, полыхали страшные пожары, из-за разлившейся нефти горела даже Волга. Выжившие в те дни называли их потом «сталинградским адом».
Текст: Елена Мачульская, фото: Александр Бурый, предоставлено автором
Но задыхающийся в дыму пожарищ, залитый кровью Сталинград не сдавался. Битва за стратегически важный город на Волге продлилась до 2 февраля 1943 года...
ПОДВИГ СВЯЗИСТА
Жил в деревне Ильинке Казанского района Омской области мальчик Матвей. Невысокий, русоволосый, веселый и общительный. В 8 лет он остался сиротой и попал в детский дом. Окончив школу-семилетку, Матвей Путилов уехал в Омск и поступил в электротехнический техникум. А после его окончания, зимой 1942 года, был призван в армию.
Путилов попал в 308-ю стрелковую дивизию и стал командиром отделения связи. В сентябре дивизия была переброшена под Сталинград, где шли ожесточенные бои. А 25 октября дивизия уже вела бои в районе рабочего поселка Баррикады. Когда прервалась связь штаба с домом, в котором в окружении находилась группа бойцов, последовал приказ ее восстановить. Первые два связиста, отправившиеся исполнять распоряжение, погибли. Тогда наладить связь вызвался Путилов. Он был тяжело ранен в плечо и руку. Теряя сознание, Матвей сжал концы проводов зубами. Он восстановил связь ценой своей жизни. Вскоре по всему фронту разлетелись копии листовки, написанной политруком дивизии Михаилом Ингором, ставшим свидетелем этого подвига: «Сталинградец! Будь стойким, как Матвей Путилов. Он был рядовым связистом и часто находился там, где вражескими снарядами и минами корежились провода, где разрывающиеся бомбы непрерывно выводили из строя связь – нерв Сталинградской обороны. Сегодня на линии вражеской миной ему раздробило руку. Теряя сознание, он поднес концы проводов в рот и крепко зажал провод зубами. Восстановив связь, он умер с проволокой в зубах. Отомстим за Матвея!»
Эта листовка – один из центральных экспонатов выставки «Железное кольцо Сталинграда», которая открылась в Музейном комплексе воинской славы омичей 2 февраля нынешнего года – в день 80-летия полного разгрома немцев в Сталинграде.
«Согласно плану «Барбаросса», гитлеровцы выбрали три главных направления удара: битва за Москву, битва за Ленинград и битва за Кавказ. На пути к Кавказу стоял Сталинград. Немцы планировали уничтожить город за две недели. Но Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей, – рассказывает заведующая Музейным комплексом воинской славы омичей Анфиса Кокунина. – Под Сталинградом сражалось порядка 25 омских дивизий и формирований. В устьях Дона хорошо подготовленную 6-ю армию вермахта под командованием Паулюса встретила омская 229-я стрелковая дивизия. Она сумела задержать нацистов на две недели. Потом немцы прорвали оборону и ворвались в город... Сталинград защищала 62-я армия под командованием генерал-лейтенанта Василия Ивановича Чуйкова (Маршал Советского Союза с 11 марта 1955 года. – Прим. ред.), в состав которой входила и наша знаменитая 308-я дивизия».
Через бескрайние волжские степи и Сталинград немцы рвались к Кавказу, но солдаты Красной армии стояли насмерть. Как тогда говорили на фронте: «За Волгой для нас земли нет». Это противостояние и запечатлела музейная экспозиция. По одну сторону на подиуме – форма и оружие, которые принадлежали нашим бойцам: здесь и пулемет Дегтярева ДП-27, и знаменитый «максим». Только каска немецкая – «штальхельм», напоминающая о том, что во время битвы за Сталинград было уничтожено около 1,5 миллиона немецких солдат и их союзников. По другую – немецкое оружие: станковый пулемет, трак от немецкой радиоуправляемой танкетки, форма гитлеровцев... Но на подиуме каска бойца Красной армии. Общие потери советских войск в Сталинградской битве составили 1 129 619 человек...
ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО
История подвига 229-й стрелковой дивизии, входившей в состав 64-й армии, напоминает сюжет романа Юрия Бондарева «Горячий снег», по которому был снят знаменитый одноименный фильм. Только происходило все не зимой, а жарким летом...
229-я дивизия была создана в Ишиме, в нее входили в основном омичи, а также мобилизованные из Новосибирска и Алтайского края. Молодые ребята, крепкие парни-сибиряки, многие из них с детских лет ходили в тайгу и умели обращаться с оружием. Дивизией командовал полковник Федор Сажин, до войны преподававший в Омском пехотном училище. Сослуживцы характеризовали его так: «человек железной воли, спокойный, уравновешенный, бесстрашный».
«Наши бойцы сначала прибыли в Сталинград, потом совершили 200-километровый бросок до деревни Суровикино и с ходу вступили в бой с 6-й армией вермахта под командованием Паулюса. Здесь, в устье Дона, дивизия впервые услышала приказ №227 (приказ от 28 июля 1942 года «О мерах по укреплению дисциплины и порядка в Красной армии и запрещении самовольного отхода с боевых позиций», на фронте его называли «Ни шагу назад!» – Прим. ред.). Сталинград преграждал гитлеровцам путь к Кавказу с его месторождениями нефти, столь необходимой для фронта. Был еще и критически важный политический момент: город носил имя Иосифа Сталина, главного врага Гитлера», – продолжает Анфиса Кокунина.
В страшную жару, в наскоро вырытых окопах, задыхаясь в чаду горящей степной травы, бойцы дивизии приняли на себя удар гитлеровских войск. «Мои дорогие Анечка и Веруся. Я жив и здоров. Вот уже 15 дней горю в жарком бою. Вы, очевидно, по радио слышали, как мои богатыри громят немчуру. Вот уже не стало опасно, и до 50 танков рухнули на поле боя. Можно считать, что час расплаты с врагом близится. Правда, враг еще очень силен... Я лично и ночь, и день на поле боя, едим и спим на бегу. Ну, мои родные, живите дружно, будьте здоровы. Целую, ваш и вас любящий Федя и папа», – писал жене и дочери в передышке между атаками полковник Сажин. Это было последнее письмо, которое получили его родные.
Силы были не равны. Немцы захватили переправы через реки Чир и Цимла. 8 августа полковник Сажин принял решение об отходе на правый берег Дона. Предстояло прорываться с боем. Федор Сажин погиб 10 августа у хутора Пятиизбянский.Дальше прорывом из котла командовал комиссар дивизии Тихон Бандурин. Из 11,5 тысячи солдат в живых остались лишь 500 или 700 человек – в документах фигурируют разные цифры.
ОМСКИЕ КУРСАНТЫ
Легендарная 308-я стрелковая дивизия под командованием Леонтия Гуртьева была сформирована на базе Омского пехотного войскового училища имени Фрунзе. Костяк ее составили курсанты училища.
Боевое крещение дивизия получила в сентябре 1942 года в боях на территории совхоза «Котлубань», на подступах к Волге. Затем ее перебросили на северо-западную окраину Сталинграда. Здесь дивизия заняла оборону у заводов «Баррикады» и «Красный Октябрь». Около месяца бойцы сдерживали натиск гитлеровцев, не позволяя им занять стратегически важные предприятия, продолжавшие выпускать зенитные установки, пулеметы и ремонтировать военную технику. За месяц боев вчерашние курсанты отразили более 117 атак!
Семен (Соломон) Фугенфиров родился в Омске в бурном 1917 году. Окончил школу-семилетку, трудился рабочим-подсобником на омском обозостроительном заводе и учился на вечернем отделении железнодорожного техникума. Отслужил в железнодорожных войсках, вернулся в Омск и устроился литературным сотрудником в областной радиокомитет. Молодой человек встретил девушку Нонну – они вместе ходили на танцы и строили планы на будущее. Но началась война...
Осенью 1942 года Фугенфиров уже имел звание старшего лейтенанта и был помощником начальника штаба 339-го стрелкового полка 308-й дивизии.
29 октября немцы еще до восхода солнца начали атаковать завод «Баррикады». Противнику удалось вклиниться между двумя батальонами 339-го полка и окружить цех, где находился штаб. Начальник штаба, капитан Дятленко, получил приказ Гуртьева выйти из окружения, вынести полковое знамя, документы и вывести раненых. Санинструктор Катя Смирнова, перетаскивая раненых, случайно обнаружила в углу цеха подземный лаз. Фугенфиров вызвался прикрыть отход товарищей. Он отстреливался до последнего, а когда патроны закончились, бросился в толпу фашистов с двумя гранатами, уничтожив еще 12 гитлеровцев. Старший лейтенант Семен Фугенфиров обеспечил отход уцелевших однополчан, спас раненых и боевое знамя 339-го стрелкового полка. Ведь если знамя потеряно, полк расформируют...
В ВОЗДУХЕ И НА ВОДЕ
Со старых фотографий на стенде смотрят красивые молодые люди. «Борис Лозоренко и Геннадий Киселев – Герои Советского Союза. У них очень похожие судьбы. Оба летчика были сбиты, попали в плен к фашистам, бежали, воевали в партизанских отрядах, а потом вернулись в свои воздушные подразделения и совершили еще немало боевых вылетов», – поясняет Анфиса Викторовна.
20-летний Геннадий Киселев прибыл под Сталинград 13 декабря 1942 года. Уже через день состоялся первый его боевой вылет на штурмовике Ил-2. А вскоре его эскадрилья вылетела на задание – уничтожить немецкие транспортные самолеты на аэродроме Большая Россошка. Несмотря на огонь вражеских зениток, Киселев уничтожил три «Юнкерса-52» и 25 вражеских солдат. Затем самолет Киселева атаковали два «Мессершмитта-109». Отбиваясь от атак «мессеров», на изрешеченном самолете Киселев сумел добраться до своего аэродрома.
С 5 мая 1943 года авиадивизия, в которой служит Киселев, действует на Орловско-Курском направлении. Геннадий Киселев – уже один из лучших летчиков полка, ему поручают сложные боевые задания. Уже 7 мая во время очередного боевого вылета Киселев был ранен в руку, а его самолет подбит над территорией, занятой противником. Геннадий Киселев попал в плен, вместе с другими пленными его отправили в Германию. 19 мая за станцией Негорелое Киселев вместе еще с одним бойцом выпрыгнули из железнодорожного вагона и скрылись в лесу. Через три дня они встретили лесника, который привел их к партизанам. На земле отважный летчик проявил себя не хуже, чем в воздухе. 21 сентября 1943 года он был переправлен через линию фронта. Спустя месяц он вернулся в свою часть и продолжил сражаться.
В характеристике старшего лейтенанта Геннадия Киселева записано: «В бою неустрашим. С большим желанием идет на любое ответственное задание, не считаясь с риском и большой опасностью для личной жизни». После войны летчик продолжил службу в ВВС СССР. 15 мая 1946 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1952 году Геннадий Киселев окончил Военно-воздушную академию, жил в Омске...
Бои шли не только на суше и в воздухе, но и на воде. Волжская флотилия была создана уже в октябре 1941 года. В нее вошли некоторые гражданские суда, несколько бронекатеров и 32 тральщика. На бронекатерах устанавливались башни от танков Т-34, получались «плавучие танки». Еще их называли «речными букашками» – из-за небольших размеров.
Как раз на таком бронекатере служил рулевым омич Виктор Ус. Не раз под вражеским огнем он совершал рейды через Волгу – переправлял боеприпасы, людей, продовольствие. В один из них под обстрелом погибли командир и несколько матросов, сам Виктор был тяжело ранен. Но, несмотря на это, он принял на себя командование катером, прорвался через ураганный огонь противника и обеспечил выполнение боевого задания.
«Потом он совершил уникальный подвиг – переплыл Волгу в октябре, – рассказывает Анфиса Кокунина. – Потребовалось срочно установить связь с корректировочным пунктом на правом берегу, и Виктор вызвался с катушкой провода на спине переплыть реку под неприятельским огнем. Связь была восстановлена. Еще один подвиг Ус совершил уже в Керчи. Когда бронекатер, на котором он служил, был затоплен, Виктор в холодный ноябрьский день нырял в воду четыре десятка раз, чтобы достать из трюма катера ящики с боеприпасами».
БЕССТРАШНЫЕ ДЕВУШКИ
85 тысяч медиков погибли или пропали без вести во время Сталинградской битвы. Средняя продолжительность жизни санинструкторов в Сталинграде составляла всего 14 минут...
Медицинские батальоны входили в состав каждой дивизии, зачастую служили в них совсем юные девочки. Они под огнем выносили раненых с поля боя, в тяжелейших условиях оказывали помощь в фронтовом госпитале, нередко располагающемся в обычной палатке.
«Анна Сербина служила в 308-й стрелковой дивизии. Она вспоминала, что бегала от одного раненого бойца к другому – перевязать, воды дать, успокоить. Споткнулась, упала и... уснула. Видимо, это был обморок, она, скорее всего, упала из-за усталости и истощения, – рассказывает Анфиса Викторовна. – Когда она очнулась, услышала, что кто-то говорит: «Не трогайте девушку, дайте ей отдохнуть, иначе она никому не сможет помочь». И Анна заплакала, потому что подумала, что никто не выживет в этом сражении. Но она осталась жива. В этой витрине – ее удостоверение и медаль «За оборону Сталинграда». Вот такие девочки не только спасали жизни наших раненых бойцов. Санинструктор Мария Чернявская встала к орудию, когда все артиллеристы погибли. Хрупкая 18-летняя девушка сама подносила снаряды, сама заряжала, сама стреляла... После войны Чернявская работала в омском мединституте, преподавала там микробиологию».
57-й батальон связи изначально не имел никакого отношения к Омску. В 1942 году остатки батальона были переброшены в Новохоперск, оттуда старшины и лейтенанты отправились в Омск. Спешно набрали здесь девушек с хорошим слухом и стали их обучать. Омичка Татьяна Братцева вспоминала, что по звуку девушки должны были определить, какие самолеты летят и сколько их. После учебы девушки отправились на фронт. Обмундирование и оружие получили уже под Сталинградом. Их называли «глаза и уши армии» – девушки наблюдали за пролетающими немецкими самолетами и передавали координаты зенитчикам.
«Татьяна Пикалова рассказывала, что однажды с вышки девушки увидели какого-то подозрительного типа. Они спустились и обезвредили немецкого разведчика, который перерезал провод связи. Захватили в плен и доставили в штаб», – добавляет Анфиса Кокунина.
БЕЗМОЛВНЫЕ СВИДЕТЕЛИ
Представленные на выставке экспонаты – не просто предметы, а безмолвные свидетели сражения, изменившего ход Второй мировой войны, непоколебимой стойкости и массового героизма советских солдат. Многие артефакты экспонируются впервые.
В центре первого зала стоит внушительный батальонный миномет. Такие выпускались в Омске на заводе Козицкого, и после войны один из них вернулся «домой».
Вот знаменитый приказ «Ни шагу назад!», награды, которые получали наши солдаты. «В окопах давали орден Отечественной войны, это была одна из самых почетных наград. Кроме того, более 700 тысяч человек получили медаль «За оборону Сталинграда», – объясняет Анфиса Кокунина. – Есть в экспозиции и трофейные немецкие награды. К примеру, медаль «За восточную кампанию», впервые такие награды нацисты получали под Москвой, заранее празднуя победу, которой они не добились».
Рядом в витрине представлена военная форма, которую шили в Омске на фабрике «Луч». Именно в такой бойцы из Омска уходили на фронт.
А вот действительно уникальный экспонат – подлинный маскхалат. Странно: маскхалаты шились из простенькой хлопчатобумажной ткани, которая быстро приходила в негодность. Как же он сохранился до наших дней? «Случилась совершенно удивительная история, – рассказывает Анфиса Кокунина. – Часто по работе я пересекаюсь с войсковыми частями. Как-то одна из частей – она находилась не в Омске – была расформирована. И осталось несколько комплектов маскхалатов. Настоящих! Один из них передали нам. Это действительно уникальная вещь – единственная в нашем городе в такой сохранности».
ПОБЕДНОЕ «КОЛЬЦО»
В Сталинграде фашисты тоже поторопились праздновать победу: в ноябре 1942-го Гитлеру докладывали, что город практически взят. Но 19 ноября началась наступательная операция «Уран»: советские войска прорвали вражеские фланги – на Дону и южнее Сталинграда – и начали окружение противника.
9 января 1943 года командованию окруженных немецких войск был предъявлен ультиматум о капитуляции, но по приказу Гитлера он был отклонен. 10 января началась ликвидация Сталинградского котла силами Донского фронта – операция была названа «Кольцо». В этот момент численность окруженных войск составляла около 250 тысяч человек, в войсках Донского фронта сражались 212 тысяч. Враг упорно сопротивлялся, но Красная армия продвигалась вперед и 26 января рассекла немецкую группировку на две части – южную, в центре города, и северную, в районе тракторного завода и завода «Баррикады». 31 января была ликвидирована южная группа, ее остатки во главе с фельдмаршалом Фридрихом Паулюсом сдались в плен. 2 февраля был завершен разгром северной группы...
«Гитлеровцы не ожидали, что разрушенный и измученный город остановит их наступление. Действительно, героизм был массовый. Наши бойцы отстаивали каждую пядь земли. Их подвиг достоин не только восхищения, но и изучения и пристального внимания. Нам есть чем гордиться, есть что помнить», – резюмирует Анфиса Кокунина.
Эта выставка неслучайно носит название «Железное кольцо Сталинграда». Непреодолимой преградой на пути врага, а потом и железным кольцом, сомкнувшимся вокруг армии Паулюса, стали бесстрашные советские люди. Многие из них отдали свои жизни ради того, чтобы жили мы.