Профессий много, но прекрасней всех кино - как гласит песня из знаменитого советского мультфильма. Последние недели показывают, что даже в заморском Голливуде всё может быть совсем не радужно. Там прошла совместная забастовка Гильдии сценаристов (WGA), Гильдии режиссеров (DGA) и Гильдии актеров (SAG), направленная против Альянса продюсеров кино и телевидения (AMPTP). Весь этот алфавит столкнулся в противостоянии по вопросу трудовых прав (гонораров, отчислений от повторных показов и т.д.), а также регуляции применения искусственного интеллекта. О деталях и хронологии забастовки легко можно узнать из множества других источников, а меня в данном случае интересуют отдельные весьма примечательные особенности.
Со стороны события могут выглядеть как борьба состоятельных с очень богатыми, и до известной степени такая трактовка верна: ведь и сценаристы, и актеры, и режиссеры в США защищены гарантиями довольно высоких минимальных ставок. Те же средние 7412$ в неделю для сценариста (по подсчетам Variety) - серьезные деньги. Даже минимальная ставка 4546$ в неделю смотрится весьма солидно, если сравнить ее с общей средней зарплатой в США, которая составляет 1028$.
Однако за прошедшее десятилетие студийные конгломераты научились извлекать дополнительные прибыли благодаря стримингам, при этом обходя возможность новых доплат кинематографистам - с развитием стриминг-сервисов растворилось классическое понимание телевизионного “повтора”, за который приходится платить отчисления.
А экономический кризис, ударивший практически по всем студиям, заставляет их искать способы сокращать расходы - разумеется, советы директоров, акционеры и прочие “атланты” не готовы поступиться своими собственными деньгами. Гораздо проще (да и душе как-то приятнее) экономить на чьих-нибудь чужих.
Например, Боб Айгер, гендиректор The Walt Disney Company, за этот год уже получивший 15 млн. $ (примерно по 535000$ за неделю, что в 72 раза больше средней ставки сценариста, а насколько это больше зарплаты обычного американца даже считать не будем), заявил, что требования гильдий нереалистичны, и вообще они выбрали “худшее время” для демарша.
Видимо, господин Айгер переживает, что из-за требований кинематографистов поделиться, вместо 15 миллионов он будет получать за полгода 14… Или даже 13! С такой несправедливостью мириться совершенно невозможно.
В этом директора других студий (Warner Bros Discovery, Apple, Netflix, Amazon, Paramount) оказались солидарны с его мнением и настроились “сломать” забастовщиков, как выразился один из них в беседе с изданием Deadline.
“Цель заключается в том, чтобы затянуть всё это до тех пор, пока у членов профсоюза не начнут заканчиваться деньги на то, чтобы заплатить за квартиру” - цинично сказал другой источник из высоких кабинетов, общаясь с тем же Deadline. В общем, среди крупных буржуа, которые в обычное время бесконечно конкурируют, внезапно обнаружилось трогательное единодушие.
Т.е. студийные киты заняли позицию классических капиталистов первой половины ХХ века. И здесь возникает ключевой вопрос. Поймут ли голливудские “творцы”, что по своим интересам они ближе к простым работникам, чем к крупным капиталистам, и что проблема уходит гораздо глубже формулы “дайте нам больше денег”? В конце концов, без присвоения результатов труда сценаристов, режиссеров и актеров Боб Айгер не имел бы ни цента.
_________________
Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!