Здорова, народ!
В комментариях один из подписчиков советовал мне использовать некую добавку в масло FORUM. При этом он ссылался на то, что имеется положительный опыт использования указанной добавки в спорте и ссылался на личный опыт эксплуатации автомобилей с добавлением в масло этого чудо средства.
Оснований не доверять тому, что написал подписчик, у меня нет. Однако эксперименты с продукцией FORUM я отложил немного на потом и решил сначала опробовать дисульфид молибдена. Х.з. почему. Может быть по той причине, что он подешевле....
Первоначально я хотел купить МоS2 на Авито и нашел там человека, продающего данное вещество и имеющего немалое количество положительных отзывов. Однако потом один мой товарищ подсказал, что дисульфид молибдена можно приобрести и на Озоне. При этом цена будет примерно та же, но за доставку платить не придется. Я последовал его совету, сделал заказ и с нетерпением стал ждать доставки.
Получив в пункте выдачи заказов заветный пузырек, я радостно схватил его и побежал домой экспериментировать.
В книге "Мотоцикл без секретов" Ю.С.Григорьев пишет о том, что МоS2 является одним из самых благоприятных смазочных материалов, образующих защитный слой на трущихся поверхностях. Смазочное действие дисульфида молибдена можно объяснить его кристаллической структурой. При воздействии внешних сил внутри защитного слоя МоS2 происходит параллельное перемещение (скольжение листочков) отдельных кристаллических слоев данного вещества.
Ю.С.Григорьев рекомендует наносить дисульфид молибдена тонким слоем в виде порошка (втирать), а также при помощи лака или разбрызгивателей. Наилучшие результаты дает обработка под давлением (полировка, притирка) для образования на поверхности детали тонкой защитной пленки.
Вторым способом использования МоS2 является добавление данного порошка в масло. При этом есть как сторонники подобного метода, так и противники. Первые пишут о значительном повышении ресурса деталей, а вторые - о том, что на частицы дисульфида молибдена будут налипать продукты износа двигателя, которые, в конце концов, забьют масляный фильтр и масляные каналы.
Дозировка МоS2 в разных источниках сильно разнится: 1-7 грамм на литр моторного масла и 5-10 грамм на литр трансмиссионного.
Если покупка МоS2 совпала с заменой масла, то все относительно просто. Порошок размешивается с маслом в канистре и получившийся микс заливается в двигатель в объеме, предусмотренном инструкцией по эксплуатации. В принципе, это есть лучший вариант. Но есть некоторые нюансы. О них - чуть позже.
У меня замена указанной технологической жидкости в двигателе была произведена относительно недавно. Само масло было залито достаточно не плохого качества. Поэтому сливать его мне не захотелось. В связи с этим я взял пластиковую бутылку, отрезал от нее донышко, налил туда масла, насыпал необходимое количество дисульфида молибдена (я остановился на 5 граммах на литр), тщательно все размешал и вылил получившийся микс в мотор.
При выполнении финальной процедуры (заливке "волшебной смеси" в картер) я хотел было уже порадоваться, но, как оказалось, преждевременно. Дело в том, что, не смотря на тщательность размешивания, некоторое количество порошка осело на дне и с маслом однородную субстанцию не образовало. Я опять добавил в обрезок бутылки моторного масло и еще раз хорошенько все перемешал. Слил смесь с мотор и..... опять обнаружил в "ножках" нижней части бутылки осадок! Но на этот раз, естественно, его уже было гораздо меньше.
Залив смесь дисульфида молибдена в двигатель и трансмиссию я завел мотоцикл и дал ему немного поработать на холостом ходу на нейтрали. Потом включил передачу и еще немного "погонял" мотор, КПП и редуктор "на холостую", установив мотоцикл на центральную подставку.
После выполнения указанных манипуляций и будучи не совсем довольным их результатами, я решил продолжить эксперимент и заказал канистру не очень дорогого масла от "Роснефть".
Получив заказа я разлил масло в пластиковые бутылки (две емкостью полтора литра и одну литровую), добавил туда порошок МоS2 (5 г./л) и тщательно потряс каждую. После этого, довольный собой, поставил все это дело на полочку и пошел заниматься домашними делами.
Спустя некоторое время я решил проверить то, насколько хорошо мне удалось размешать дисульфид молибдена. И оказалось, что...
Перевернув бутылки я увидел на дне немалое количество осадка. Кроме того, было видно, что по стенкам емкостей медленно, как бы дразня меня, сползают достаточно крупны комки МоS2...
Я еще несколько раз тряс бутылки, оставлял их "на полочке" а потом проверял полученный результат. Однако каждый раз он был тот же - осадок и не размешавшиеся комки МоS2. Да, осадка и комков становилось все меньше, но они все равно были.
Я пожаловался на зловредный порошок своему товарищу. На это он мне сказал, что прочитал где-то совет о необходимости подогрева масла при проведении вышеописанных манипуляций.
И таки да! Выставил бутылки на солнце и несколько раз повторив процедуру миксования, мне в конце концов удалось добиться того, что осадок и слипшиеся частицы МоS2 перестали быть видны. Как залитая в мотор жидкость выработает свой ресурс, я залью уже это масло.
Люди, использовавшие дисульфид молибдена, отмечают, что эффект от его добавления в масло ощутим не сразу, а спустя какое-то время. Километров примерно через 500. В настоящее время я проехал несколько меньше. Однако (по крайней мере субъективно) определенные результаты уже заметны. Снизился шум в коробке передач. На холостом ходу практически не слышен вой шестерен газораспределения (тот, что особо раздражает некоторых оппозитчиков!). О том, что есть какие-то изменения в планен динамики и экономичности, я сказать не могу. Возможно, какие-то малоощутимые сдвиги произошли, но для их выявления необходимо проводить соответствующие замеры.
В настоящий момент делать какие-то окончательный выводы рано. Во-первых, как я уже писал, пробег слишком мал, во вторых, для получения объективной картины, необходимо разобрать мотор и посмотреть что там внутри. Вот тогда и станет понятно, насколько правы противники МоS2, утверждающие, что он забивает в двигателе все каналы. Зимой я как раз планирую этим заняться, поскольку есть ряд недостатков, которые нужно устранить. Плюс, учитывая изложенное выше, есть достаточно веские основания полагать, что большая часть порошка осела в поддоне и осталась там навсегда.
Сейчас, не смотря на то, что эксперимент не закончен, с большой долей вероятности можно утверждать следующее:
1. Дисульфид молибдена необходимо размешивать во всем объеме масла, которое планируется заливать в двигатель.
2. При размешивании масло следует подогревать.
3. Емкости, в которых указанная технологическая жидкость будет смешиваться с МоS2, нужно заливать не до верху, а, на 3/4. Это существенно упростит и ускорит процедуру размешивания.
4. МоS2 является достаточно неплохой "противошумной" добавкой, позволяющей, в том числе, значительно снизить шум шестерен газораспределения.
Продолжение следует.
Всем добра!
.