Начало: https://m.dzen.ru/media/id/5ef6c9e66624e262c74c40eb/tuzel-64d6eb9541ea942bb04475c3
Когда мы прилетели в Кундуз север Афганистана. Мы не ожидали, что нас встретит такое пекло(июль 1982) температура в тени под крылом АН-12 составляла сорок пять градусов. К нам подошли наши сослуживцы из Средне белой. Они были с автоматами и с защитными бронированными шлемами(ЗШ).
Я спросил:
- Вы что на войну собрались?
-Да,а вы думаете вас сюда прислали деревья сажать, летаем с пяти утра и до шести вечера.
-А где вы живете?
Нам показали на здание аэропорта.
-Теперь год вы будете жить здесь.
Потом по жаре, заменщики, долго перетаскивали свои вещи в здание аэропорта Кундуз. Внутри аэропорта было прохладно, от туда не хотелось уходить на улицу, в это пыльное пекло. Вдоль стен по коридору стояли заправленные двух ярусные солдатские койки, первое время нам предстояло спать на них.
Экипажи, которых мы меняли, должны были передать материальную часть и вооружение вновь прибывшим экипажам. Командиры старых экипажей должны были вывезти, прибывших по замене новых командиров экипажей. Должны были показать, как летать в этом районе боевых действий.
Учились быстро, уже через неделю все вновь прибывшие экипажи были готовы к работе. Правда были и смешные случаи.
Нам сказали, что ночью в туалет лучше ходить по двое, были случаи выкрадывали личный состав от туда. Туалет находился в пятидесяти метрах от боевого охранения. Типичное здание деревянное на двадцать посадочных мест.
Мне ночью приспичило ,чтобы не будить друзей я пошел один. Взял в одну руку пистолет ТТ патрон у меня уже был в стволе, для выстрела надо только нажать на курок. В другой руке фонарь "шмель" механический жужжащий механизм, который светил когда нажимаешь на рычаг, чем чаще жмешь, тем лучше он светит.
По середине дороги, фонарь сломался, я подхожу к туалету в темноте, переступив порог с вытянутой рукой вперед и с пистолетом на изготовку, захожу в туалет. Вдруг кто то хватает меня за руку и что - то говорит на не понятном мне языке.
Я открываю огонь из пистолета, рука отпускает меня, я выскакиваю из туалета , у пистолета кончились патроны. Выхватываю другую обойму и пытаюсь запихнуть ее в магазин. Ничего не получается.
В это время подбегает патруль светит на меня фонарями. Я им объясняю, что меня хотели украсть в туалете. Они светят, в туалет, прямо перед входом в дырке сидит Афганский милиционер, а у него над головой дырка.
Я очень кучно стрелял , все патроны попали в одно место. Заставили нас писать объяснительные.
Афганец написал: "Смотрю, подходит Шурави, я ему говорю пройди подальше на меня не сядь. А он бешеный оказался, стал стрелять".
Начальник патруля увидал, как я загоняю обойму забрал у меня пистолет и говорит:
- Ты обойму использованную вытащи, а потом другую засовывай.
- Иди в туалет, а потом посмотрел на меня и говорит:
- Хотя теперь можешь и не ходить.
Потом меня две недели сослуживцы ночью будили и говорили:
- Пойдем ты отменный стрелок, в туалет нас проводишь.
Расскажу еще один случай.
Полетели первый раз экипажем на Пули Хумри (долина смерти, в Х1Х веке афганцы там уничтожили английскую бригаду). Летели парой вертолетов, должны были забрать какой то груз. Подлетаем нам командуют:
- Садитесь к медицинскому батальону. Заберете двадцать "Лимонов".
Я борттехнику кричу:
-Яков приготовь парашютную сумку лимоны будем грузить.
Командир мне в ответ:
-"Лимонами" здесь желтушников называют.
Очень тяжелые испытания выдались тем, кто был там. Нас заставили подписать бумагу о неразглашении, где мы находимся, письма проходили строгую военную цензуру. Все, что касалось боевых действий, вычеркивалось.
Быт у нас был нормальный. Риск был постоянный т.к. летали экипажи ежедневно. Через месяц, по содействию врача части, нам сделали график работы пары вертолетов два дня летаем, день отдыхаем (пьянствуем). Это не запрещалось официально, но и не разрешалось, в каждой комнате стояли бутыли с брагой.
Жбан с брагой стоял в бане. Баню посещали после окончания лётной смены, парилка доходила до ста двадцати градусов. Каждый из Союза привез с собой по два веника березовых, два дубовых. Кто ехал в отпуск или в командировку привозил обязательно веники, водку.
В бане был бассейн глубиной сто восемьдесят сантиметров, такою глубину приказал выкопать наш командир эскадрильи т.к. рост у него был сто девяносто сантиметров. Длина бассейна составляла двадцать метров. Копали его все не зависимо от званий, в свободное время. Посещали тоже, по графику экипажам прилетевшими последними, в бассейн наливали свежую воду. Так говорили, а там не знаю, все равно было приятно, после парилки плюхнуться в прохладную воду.
При выходе из бассейна стоял большой жбан с брагой и большая кружка на цепочке каждый зачерпывал из жбана и пил, потом шел к своему месту, где лежала его простынка. После бани уже веселенькие со всем своим барахлом автоматами, ЗШ (защитные шлемы), сумками шли через полосу к зданию аэропорта где мы располагались.
Расходились по комнатам, мы жили в помещении ресторана, там даже сохранилась барная стойка и пара привинченных высоких стульев. В ресторане размещались шестнадцать молодых лейтенантов правых летчиков Ми-8 и летчиков- операторов Ми-24. Кровати стояли в два ряда, все были пронумерованы. Над входом в помещение сохранилось название «RESTORAN».
Посыльному вечером так и писали: «разбудить в 4.30 летчиков с 5 и 6 койки из ресторана». После ужина постановка задач на следующий день подготовка карт прокладка маршрутов. После свободное время в 21.30 общее построение и отбой. Подъем для вылетающих экипажей был 4.30. В 5.30 мы должны были быть на стоянке и ждать команды на вылет.
Чаще всего летали без обеда, правда в любой части нас с удовольствием кормили, но надо было знать , где можно есть, а где нет, в некоторых подразделениях на заставах самим то есть нечего было, а тут шесть здоровых мужиков. Продукты, почту , боеприпасы все это мы им привозили. Забирали раненых убитых, заболевших. Кто уезжал на дембель. Привозили пополнение.
Нас всегда ждали, встречали с радостью, благодаря нам эти подразделения имели связь с родными и близкими. За почту отвечал правый летчик (правак). Иногда штурманский портфель раздувался до невероятных размеров, но что делать, письма нужно было в первую очередь отправить родственникам. Хорошо, что машина полевой почты всегда была на стоянке, праваку не надо было далеко идти. По прилету он сдавал письма в машину и шел вместе с экипажем в баню.
Кроме перевозок приходилось высаживать десант, летать на удары (уничтожение опорных пунктов противника), минирование местности, сопровождение колон. Много чего умели делать экипажи вертолетов Ми-8. Воздушные извозчики войны.
https://proza.ru/2012/10/10/1173
Продолжение:https://m.dzen.ru/media/id/5ef6c9e66624e262c74c40eb/o-pitanii-i-vospitanii-64d6f1b19e590127fb638c12