Судья в Вашингтоне отклонил запрос прокуратуры об ограничении публикации бывшим президентом США Дональдом Трампом документов по делу о штурме Капитолия. Ранее экс-президент США заявил, что подобные ограничения стали бы нарушением его свободы слова. Тем не менее Трампу запретили публиковать «чувствительную» информацию по делу о попытке изменить итоги выборов 2020 года.
11 августа в Вашингтоне прошло досудебное слушание. Прокурор настаивал на том, чтобы ограничить Трампу возможности делиться фактами о деле, в частности в соцсетях. Судья Таня Чуткан не стала удовлетворять это требование. По ее мнению, доводы прокурора не были убедительными.
Также Чуткан подчеркнула, что не будет политизировать процесс в отношении Трампа. Кроме того, она отметила, что хоть экс-президент и имеет право на свободу слова, оно не является абсолютным.
Комментирует профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси Андрей Коробков:
Андрей Коробков профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси, доктор экономических наук «Это большая победа для Трампа, поскольку он может продолжать обсуждать ход дела и атаковать в том числе прокурора, что для него всегда хорошо — он харизматичная и публичная фигура, он будет это активно делать, все время проводя свою основную логическую линию о том, что это в реальности не уголовное дело, а политический процесс с попыткой в долгосрочной перспективе лишить его возможности участвовать в выборах, отнять у него время и деньги на судебные тяжбы. Он будет продолжать это говорить, что особенно важно, учитывая то, что другие дела также будут возбуждены против него, в том числе о финансовых махинациях и о подсчете голосов в штате Джорджия и ряде других. Трамп в этот же день также получил фактически второй подарок — это решение генпрокурора о повышении статуса прокурора, который расследует дело Хантера Байдена. Естественно, вокруг этого будет много шума: республиканцы будут говорить о том, что это подтверждает те обвинения, которые они высказывали против не только Хантера Байдена, но и других членов семьи Джо Байдена и самого президента. Реакция республиканских элит на то, что в этот день произошло, довольно сдержанная и смешанная. Если изменение положения Трампа в его расследовании рассматривается в качестве большой победы, то изменение статуса прокурора в деле Хантера Байдена рассматривается, с одной стороны, в качестве признания скандальности всей этой истории, а с другой стороны, как очередная попытка Белого дома и генерального прокурора Меррика Гарленда замять скандал в интересах президента Джо Байдена».
Определение «чувствительной» информации в деле Трампа слишком широкое, и решение судьи будет трактоваться в зависимости от того, что посчитать «чувствительным», утверждает судебный обозреватель CBS News Джессика Левинсон:
«Выглядит так, будто решение судьи означает, что Трамп сможет говорить больше о своем деле и публично разглашать все больше подробностей, которые он узнает от правительства. Однако я думаю, что здесь нужно быть аккуратнее. Нужно понимать, что все дело — не о том, накладывать ли на Трампа ограничения, а о том, насколько широким вообще может быть такое ограничение. Что, говорит судья, означает, что она понимает, что в этом есть необходимость. Для подобных дел это типично. Но правительство, по ее мнению, настаивает на слишком широких санкциях. И сейчас они говорят, по сути, кто может видеть материалы этого дела, может ли бывший президент иметь к ним доступ, а главное — что квалифицируется в качестве «чувствительной» информации, которую нельзя разглашать публике. Ведь дьявол всегда кроется в деталях определения».
В понедельник, 14 августа, начнется слушание жюри присяжных по другому делу против Трампа. На этот раз о незаконном хранении секретных документов. Слушание продлится две недели. Против Трампа и его помощника Уолта Науты предъявлены обвинения по 38 пунктам. Экс-президент признавать вину отказался.
Суд ранее отпустил его без каких-либо условий и ограничений. По всем пунктам обвинения Трампу может грозить тюремный срок до 400 лет.