Буллинг (травля) - это форма агрессивного поведения, которая проявляется в систематическом запугивании, унижении, преследовании или насмешках над другими людьми, особенно в школьной среде. Он может проявляться физически, вербально или эмоционально. Буллинг может иметь серьезные последствия для жертвы, включая психологические проблемы, низкую самооценку, тревожность и депрессию.
Отметим, что буллинг - это форма систематических, но не однократных действий. Разовые действия буллингом не считаются, но они могут перерасти в буллинг, если не предотвратить их на стадии зарождения.
Буллинг может совершаться индивидуально или коллективно. У каждой формы есть свои особенности и способы противодействия им, о которых будет рассказано в настоящей статье.
Буллинг чаще всего происходит в отношении конкретного человека, но бывает и буллинг в отношении группы лиц, например, по национальному или религиозному признаку. С таким боулингом сложнее всего справиться, так как не все рычаги воздействия при таком поведении могут быть эффективно использованы, а действия лиц, совершающих противоправные действия в группе, размываются. Индивидуализация же и работа с каждым участником становится затруднительной и растянутой во времени.
Психология тех, кто совершает буллинг, примерно схожа в своих доминантах. Обычно внутренние побуждения сводятся к следующему:
1. Власть и контроль: одной из основных целей многих злоумышленников, совершающих буллинг, является установление власти и контроля над другими людьми. Они стремятся подчинять и унижать своих жертв, чтобы чувствовать себя мощными и важными. В таких случаях проявляется не утолённая «жажда власти», уходящая корнями в травматический опыт детства, о котором написано множество книг со времен психоанализа Фрейда, поэтому её мы не будем анализировать. Следует отметить, что такая категория буллеров (позволю себе применять такой термин) является самой сложной для работы, но она является и самой редкой. Такие буллеры во взрослой жизни становятся лидерами социальных систем, основанных на иерархии и подчинении: лидеры тоталитарных сект, «воры в законе», организаторы неформальных групп (фан-клубов, группировок), лидеры ОПГ и т.д. В любом случае, жажду власти, сформированную у подростка к 10 годам жизни, уже не «вылечить», и с этой своей психологической особенностью стремление к адаптации приводит его в перечисленные выше сферы приложения своих способностей. Вместе с тем, имеется техника противодействия и таким буллерам, о которой расскажем ниже.
2. Укрепление своего статуса: некоторые люди могут совершать буллинг для того, чтобы поднять свой социальный статус или укрепить свое превосходство в группе. Они используют буллинг как способ выделиться и привлечь внимание других людей. Такие буллеры, как правило, в приоритет ставят мнение о себе других людей, в том числе лидеров из первой группы буллеров (буллеров с жаждой власти). Это обстоятельство помогает в борьбе с ними, так как, зачастую, буллинг со стороны этих лиц является вторичным, производным от первичного буллера с жаждой власти. Это самый распространенный вид буллинга, и средства для его подавления имеются, о чем будет дальше рассказано в статье.
3. Перенос своих проблем и стресса: иногда люди, испытывающие свои собственные проблемы и стресс, могут переносить их на других через буллинг. Они находят облегчение, разрушая и унижая других людей. Иногда это спонтанные буллеры, которые разово совершают буллинговые акции (позволю себе так выразиться), не причиняя системного вреда. Но чаще всего такие люди переходят к системному буллингу, когда обнаруживают, что перекладывание эмоционального стресса на другого человека снижает тревожность у них самих. Такие личности являются эмоционально и психически неустойчивыми в своей основе, поэтому они всегда ищут, к кому бы можно приклеиться, чтобы сбросить накопившийся стресс. Таким буллерам вполне можно эффективно противодействовать при должной осмотрительности и проявлении воли. Сложностью является непредсказуемость в поведении таких людей, низкий уровень их нормативной конформности. Если первые две группы буллеров в целом прислушиваются к правилам, когда правила имеют под собой достаточную силовую поддержку, то этот – третий – тип буллеров абсолютно невосприимчив к любым системным нормативным действиям, поскольку иррационален в своей природе.
4. Зависть и ревность, низкая самооценка и неуверенность: некоторые личности могут совершать буллинг из-за чувства зависти и ревности по отношению к жертве, своей низкой самооценки и неуверенности. Они могут чувствовать неудовлетворенность своей собственной жизнью и стремиться причинить вред или унизить других – тех, кто, по их мнению, имеет больше успеха или лучшую жизнь.
Это латентные, скрытые буллеры. Они могут даже не осознавать, что совершают буллинг. Их средства – это манипулятивные механизмы и пассивная агрессия. Такой буллинг неизлечим, и способов противодействия ему не существует, поскольку буллер будет отрицать, что он совершает буллинговые действия, а терапия без согласия лица будет невозможной. Единственное, что можно сделать в таком случае – это эмоционально подготавливать детей к встрече с такими людьми, рассказав им, что такие «личности» просто есть и это надо иметь в виду. «Такие личности» вроде бы ничего такого не говорят и не делают, за что их можно было бы привлечь к ответу и ответственности, но на самом деле говорят и делают, просто совершают это на границе этической дозволенности.
Вместе с тем, когда этот тип буллеров начинает чувствовать безнаказанность, он примыкает к первым двум разновидностям буллеров, что создает дополнительные сложности для системной работы.
Важно отметить, что любые ситуации буллинга не уникальны, и различаются лишь в деталях.
Для начала рассмотрим 8 типичных форм буллинга, которые встречаются в школе:
1. Вербальное оскорбление: использование унизительных слов или прозвищ, оскорбительных комментариев в отношении личности (во внимание берётся внешность и особенности человека) и поступков.
2. Физическое насилие: физическая агрессия, нападение, избиение или причинение телесных повреждений.
3. Социальная изоляция: исключение из группы, игнорирование, отвержение или распространение слухов.
4. Эмоциональное насилие: использование манипулятивных тактик, чтобы контролировать или унижать жертву, использование клеветы и шантажа, сексуального подтекста.
6. Финансовое или материальное насилие: вымогательство денег или ценных вещей.
7. Религиозное или расовое унижение: оскорбления или преследования на основе религиозных убеждений или расовых признаков.
8. Эксплуатация: использование жертвы для личной выгоды, принуждение к выполнению неприемлемых действий.
Противодействие буллингу в школе требует усилий со стороны, главным образом, родителей и учеников.
А теперь перейдём к советам по противодействию буллингу, которые не работаю:
1. Обучение и осведомленность: проводите тренинги и уроки о буллинге, его последствиях. Важно, чтобы все участники образовательного процесса были осведомлены о проблеме и знали, как ей противостоять.
На этом совете из методички построена вся политика учебных заведений и департаментов образования, но она не работает. Если бы беседы и тренинги были хоть сколько-нибудь эффективными, то от проблемы буллинга уже бы давно избавились. Знать о проблеме и решить её не одно и то же. Ошибочно полагать, что разговоры о проблеме будут помогать её решению или станут хотя бы первой стадией. Наоборот, постоянное муссирование проблемы создаст напряженность в смежных сферах, создаст новые проблемы из-за особенностей человеческой психологии, а именно:
1) будут возникать психологические подмены и подстановки, границы понятия по принципу «глухого телефона» станут размываться при прохождении информации от пользователя к пользователю, понятие разрастётся, и буллином начнут считать даже то, что в принципе таковым не является (как в ситуации с домашним насилием, когда изначально на стадии создания законодательной базы планировали одно, а вышло совсем другое; в итоге и базовую проблему не решили, и новых проблем создали себе);
2) сразу начнётся поиск виновных и тех, кто за буллинг должен отвечать, по мнению потерпевшей стороны; как правило, это будет простым перекладыванием ответственности; это всегда будут необъективные выводы и неэффективные решения; приведёт всё это к усложнению образовательной системы, когда учителя будут бояться лишний раз чихнуть, чтобы не дай бог их никто не обвинил в буллинге или в том, что стали под буллингом понимать.
Проблема должна решаться не на уровне социальной системы, в которой она существует (школьное образование), а на смежном (параллельном) уровне (психология малой группы), иначе есть риск сломать систему или увеличить её энтропию, не добившись никаких результатов в решении проблемы. Это две разные системы, которые смешивать нельзя. Аналогичным образом обстоит дело с борьбой с дедовщиной в армии: дедовщина происходит не в социальной системе под названием армия, а в малой группе, состоящей из самостоятельных психологических единиц (личностей), и работать необходимо здесь не на социальном уровне, а на психологическом. Выбор уровня работы с проблемой – это основа её решения. Стрелять из пушек по облакам, из которых идёт дождь, бесполезно. Это базовые принципы, которые необходимо усвоить разработчикам методичек по борьбе с «дедовщинами», «буллингами» и другими схожими явлениями.
2. Создание безопасной и поддерживающей обстановки: учите детей и подростков быть доброжелательными и внимательными друг к другу. Содействуйте развитию уважительного отношения и эмоциональной поддержке.
Такие фразы в некоторых муниципальных программах развития школьного образования уже выглядят смешно. Комментарии здесь излишни – см. предыдущий пункт. Если бы проблема могла быть решена таким образом, то она была бы уже решена.
3. Постоянное наблюдение и реагирование: педагоги и администрация школы должны активно наблюдать за происходящим и быстро реагировать на инциденты буллинга. Важно, чтобы жертвы и свидетели буллинга знали, что они могут обратиться за помощью.
Здесь мы сталкиваемся с тем, что на педагогов налагается обязанность, которая изначально в их должностную инструкцию не входит. Следить за детьми – это обязанность родителей. Обязанность педагога – обучать. Чем меньше его отвлекают от этого, тем более эффективным будет процесс обучения. Педагог и так уже перегружен различного рода «нормативкой» и бюрократией, и не обязан решать психологические проблемы учеников и их родителей.
Этот «Совет номер три» (о постоянном наблюдении и реагировании) разработан теми, кто никогда не работал в школе и не знает, как происходит процесс организации обучения и понятия не имеет, где там возможен реальный, а не «протокольный» контроль буллинга со стороны педагогов.
4. Создание поддерживающей среды: активное вовлечение родителей помогает создать поддерживающую среду. Родители могут общаться с детьми о буллинге, обучать их эмоциональным навыкам и помогать школе в борьбе с этой проблемой.
Снова приходим к тому, о чём уже говорили: если бы это работало, то проблемы уже бы давно не существовало. Родители буллеров чаще всего имеют схожие программы поведения, поэтому они никак не смогут повлиять на своих детей. Более того, они могут негласно поддерживать своих детей, не видя в их поведении ничего плохого.
5. Правильное наказание нарушителей: меры ответственности должны быть применены к нарушителям буллинга, чтобы они осознали свои действия и не повторяли их. При этом необходимо учесть возраст и потребности нарушителя, чтобы помочь ему изменить свое поведение.
Только всё дело в том, что возраст наступления уголовной и административной ответственности зачастую не позволяет привлечь буллеров ни к каком из видов юридической ответственности, поэтому ощущение безнаказанности и осознание беспомощности правоохранительной системы только лишь усиливают буллинг.
6. Поддержка жертв: жертвам буллинга нужна эмоциональная поддержка и помощь. Обеспечьте им безопасную среду, позитивные ролевые модели и доступ к помощи со стороны социальных работников или психологов.
При реализации это модели мы придём лишь к следующему: ребёнка буллили за цвет кожи, а теперь будут буллить ещё и за то, что он ходит к психологу. Эмоциональная поддержка, безусловно, нужна и важна, но она не устраняет буллинг, она лишь может смягчить эмоциональный стресс от переживания его последствий, но может и не смягчить, а может и усилить (при неправильной работе психологов и лиц, их замещающих – родителей, например). К тому же, помним, что не так просто взрослых-то заманить к психологу, а тут советуют детей «принудительно поддерживать».
Если предыдущие советы разрабатывались теми, кто не имеет отношения к школьному образованию, то этот совет в методички вписан теми, кто никогда не сталкивался с работой психолога.
Итак, а теперь перейдём к работающей модели противодействия буллингу.
Да, она не настолько поэтична и возвышенна, как рассмотренные выше рекомендации из методичек, но она единственная, которая работает.
Модель первая «Крыша»
Модель больше подходит для родителей жертвы.
За основу модели взяты особенности психологии людей в малых группах.
Жертва буллера самостоятельно или его родители выявляют лидера в буллинге (это первый или второй тип буллеров из тех, что рассмотрены вначале статьи) и договариваются с ним о прекращении буллинга. Именно так: не ругаются, не оскорбляют, не требуют прекращения, не пугают никем и ничем, а именно спокойно договариваются в процессе «диалога на равных». Как правило, буллеры к этому не готовы. Они имеют сформированные схемы защиты против агрессии, но если агрессия к ним не применяется, а применяются переговоры на равных, то они сразу теряются, и способность внушения у них возрастает. Внушаемость у современных подростков работает очень мобильно и легко.
В такой ситуации, когда оппонент растеряется от отсутствия опыта подобного общения, у вас есть все шансы получить дипломатические преимущества и победить в переговорах, выторговав себе выгодные условия. Речь идёт именно о торге, выгоде и взаимовыгоде. Переговоры должны происходить лично, в отсутствие посторонних, чтобы буллера никто потом не смог упрекнуть в потере авторитета. Необходимо подготовить и создать правильную обстановку, деловую.
При этом вы должны иметь в запасе что-то, чтобы предложить взамен своего спокойствия или спокойствия вашего ребенка: эксклюзивное право на списывание по предметам, помощь в каком-то предмете, оказание содействия в каком-либо внеучебном и внешкольном вопросе (договориться по поводу спортивной секции, например, или что-то помочь организовать буллеру, всё, что угодно, кроме прямых денежных выплат, так как прямой подкуп обесценивает все переговоры). Для этого вы должны заранее проанализировать нужды буллера и понять, что ему требуется. Тогда на переговорах вы сможете предложить буллеру правильную «оплату» за «крышу». Да, метод «крыши» работает и в школе, причём работает отлично, если всё сделано правильно и переговоры состоялись результативно. Общение на равных означает проявление уважения к буллеру, соответственно, по своим внутренним понятиям и законам буллер не сможет нарушить данное вам слово прекратить посягательства на личность вашего ребенка. В процессе переговоров стороны «бьют по рукам» и договариваются о содействии друг другу – это важно. Содействие и уважение – вот что буллер должен будет начать к вам испытывать, если вы человек, идущий на сделку, тогда буллинг прекратится, потому что буллер будет испытывать к вам уважение. Более того, если вы выявили лидера с «жаждой власти», то можно договориться с ним, чтобы он осуществлял общее покровительство над вашим ребенком в школе и не допускал буллинга в его адрес со стороны иных лиц.
Звучит концепция «крыши» не очень поэтично, но она проста и удобна и, самое главное, на деле реализовать эту концепцию еще проще, чем кажется.
Договориться с буллером – это первое и единственное, что я советую, когда возникает запрос.
Теоретически, сама жертва может попробовать договориться о «крыше», но это будет сложнее, нежели чем в переговоры вступят родители.
Главное – продумать предстоящие переговоры. Но вы же взрослый человек? Вы же сможете подготовиться к переговорам? У вас будет преимущество – оппонент не ждёт этого, поэтому фактор вашей продуманности будет способствовать вашей победе.
Договориться можно всегда, если понять, что надо оппоненту. И вы сможете, я верю в вас.
Модель вторая «Страх неизвестности»
Модель работает против буллеров второго, третьего типов. Эту модель сможет эффективно реализовать только сама жертва, но для этого необходимо иметь немного воли и капельку интеллекта, чтобы продумать эффективный план действий.
Реализуется модель также в переговорном порядке, в отсутствие посторонних и вообще кого бы то ни было, чтобы сам факт переговоров был секретом. Обнародование факта переговоров может причинить репутационный вред буллеру, и он может вновь взяться за буллинг или усилить его.
Как мы помним, второй тип буллеров держится за свою статусность, поэтому у него будет велик страх свой высокий статус потерять или претерпеть репутационные издержки. На этом и можно сыграть. Надо найти слабое место буллера, где он более всего уязвим или где у него есть свои секреты, которые он хотел бы держать в тайне, и применить тактику шантажа, пообещав «что-то» рассказать всем, тем более что вам терять нечего. Когда буллер поймёт, что вы можете несиловым способом пошатнуть его авторитет, то он скорее пойдёт на сделку с вами, чем поставит себя в ситуацию утраты статуса среди своей группы, пуст даже гипотетическую. Можно пообещать буллеру, что если он не прекратит агрессию, то: 1) в портфеле (в одежде, на одежде и т.д. – зависит от фантазии) у него окажется кое-что, что может пошатнуть его авторитет; 2) вы сделаете что-то такое, чего он не ожидает, и что вы даже от себя не ожидаете (важна абстрактная формулировка); 3) сделаете неадекватный поступок и т.д.
Важно напугать буллера неопределенностью, решимостью идти до конца и исполнить задуманное.
Диалог должен проходить максимально спокойно и дипломатично, без резких и категоричных заявлений, чтобы оппонент не пошел в отказ, в защиту и отрицание. Важно, чтобы буллер сам для себя не выглядел проигравшей стороной, чтобы о чувствовал, что происходят равные переговоры, которые учитывают его интересы.
Далее, пока он не успел придумать доводы, пожать руки и договориться о взаимной абстрактной помощи. Ничто так не примиряет стороны, как открытость и желание прийти к согласию, соединённые с угрозами неизвестности.
Модель работает. После переговоров буллинг моментально не прекращается, но он сходит на нет в течение 2-3 дней. В нужный момент надо будет только лишь пересечься взглядами и тем самым напомнить о договорённости.
Но ни в коем случае нельзя применять эту модель бля буллеров первой категории (с жаждой власти).
Из неработающих моделей следует назвать следующие: модель избегания и модель открытой агрессии.
Избегание приведёт только к усилению буллинга, потому что оно сразу будет считано и принято за слабость.
Модель открытой агрессии в отношении посягательства работает только в теории, на примере «батиных советов» и штампов в кино и современной литературе. Если попробовать дать сдачи в реальности, то вероятность положительного исхода для жертвы буллинга будет минимальна, к тому же тем самым будет закрыта дорога для всех остальных способов урегулирования конфликта, и буллинг перерастёт в более грубые формы. Почему вероятность положительного исхода в методе «дать сдачи» будет минимальна? Потому что если бы жертва была хорошим бойцом, то буллинга скорее всего бы не было и проблемы бы не было. Над сильными физически, как правило, не издеваются, потому что они сразу агрессивно прерывают буллинг. К тому же вероятность именно честной драки в ситуациях буллинга стремится к нулю, что усложняет победу и прекращение буллинга. Драка и силовой способ решения, как способ противодействия буллингу, могут быть эффективны только на самой первой стадии буллинга, когда только обнаруживаются мотивы противоправного поведения. Если же время упущено, то такой метод разрешения уже с большей долей вероятности не принесёт результата.
В заключении отметим: буллингом занимаются, как правило, не особо интеллектуальные и умные личности, поэтому противодействие буллингу надо выстраивать на уровне интеллекта и ума – побеждать умом, а не силой. Силой буллинг не победить. Именно поэтому только переговоры и дипломатия на равных приведут вас к результату и победе над буллингом.