Найти тему

После этого – значит, по причине этого: как мы обманываем себя и других (инфобизнес)

Оглавление

Вы когда-нибудь слышали такие истории успеха? «Я пошел на курс по продажам и через месяц увеличил свой доход в три раза»

Или «Я прочитал книгу о личностном росте и стал более уверенным в себе и своих возможностях»

Или даже так: «Я начал заниматься йогой и избавился от хронических болей в спине»

Кажется, что все просто и логично: человек сделал что-то, и получил результат. После этого – значит, по причине этого. Но на самом деле это не всегда так.

Меня зовут Аделя Хайдарова. Я занимаюсь стратегическим консалтингом, упаковкой личного бренда и его монетизацией в социальных сетях, делаю запуски под ключ. Во всех проектах беру на себя полную ответственность за результат, с нуля выстраиваю весь цикл продаж (чаще всего на холодном трафике). И в конце этой статьи я тоже буду продавать, так что будьте готовы 😉

В этой статье я разберу, как мы подвергаемся логической ошибке под названием ПОСТ ХОК ЭРГОН ПРОХОК (лат. post hoc, ergo propter hoc - после этого, следовательно из-за этого), как она влияет на нашу жизнь и бизнес, и как ее избегать.

Что такое ПОСТ ХОК ЭРГОН ПРОХОК?

Это логическая ошибка, когда мы приписываем причинно-следственную связь двум событиям, которые произошли одно за другим, но не обязательно имеют между собой прямую зависимость.

Например:

  • «Я носил красный свитер и выиграл в лотерею. Значит, красный свитер приносит удачу»
  • «Я съел сырой картофель и заболел. Значит, сырой картофель вызывает болезнь»
  • «Я посмотрел фильм ужасов и не смог уснуть. Значит, фильм ужасов мешает засыпать»

В этих примерах мы игнорируем другие факторы, которые могли повлиять на результат, такие как случайность, совпадение, внешние обстоятельства или другие причины.

Почему мы совершаем эту ошибку?

ПОСТ ХОК ЭРГОН ПРОХОК – это одна из форм когнитивного искажения, то есть способа мышления, который не соответствует реальности, но помогает нам справляться с неопределенностью, сложностью или стрессом.

Мы делаем эту ошибку по нескольким причинам:

  • Мы стремимся к упорядочиванию окружающего мира и поиску закономерностей. Это помогает нам понимать причины и следствия, делать прогнозы и принимать решения.
  • Мы склонны к подтверждению гипотез. Это значит, что мы выбираем ту информацию, которая поддерживает наши убеждения или ожидания, и игнорируем ту, которая им противоречит.
  • Мы подвержены эффекту самовыполняющегося пророчества. Это значит, что мы действуем так, чтобы сделать реальностью то, что мы считаем вероятным или желательным, даже если это не основано на фактах.
  • Мы поддаются влиянию авторитетов. Это значит, что мы склонны верить тому, что говорят нам люди, которые имеют больше знаний, опыта или власти, чем мы.

Как это влияет на инфобизнесменов и кейсы их учеников?

Инфобизнес – это бизнес, основанный на продаже информации, знаний или навыков в виде курсов, тренингов, книг, вебинаров и т.д.. Инфобизнесмены – это люди, которые создают и продвигают такие продукты.

Один из способов продвижения инфопродуктов – это использование кейсов или историй успеха учеников. Грубо говоря, это рассказы о том, как человек решил свою проблему или достиг своей цели с помощью инфопродукта.

Кейсы учеников могут быть очень эффективным инструментом маркетинга, потому что они:

  • Демонстрируют результаты и пользу от инфопродукта
  • Создают доверие и симпатию к инфобизнесмену и его продукту
  • Вдохновляют желание и мотивацию к покупке и обучению
  • Показывают социальное доказательство и принадлежность к сообществу успешных людей

Однако кейсы учеников также могут быть источником ошибки ПОСТ ХОК ЭРГОН ПРОХОК. Почему?

Во-первых, инфобизнесмены могут подбирать только те кейсы, которые подтверждают эффективность их продукта, и игнорировать те, которые не дают желаемого результата или связаны с другими факторами.

Например:

  • Предприниматель может выбрать кейс ученика, который пошел на его курс по фотографии и стал известным фотографом, но не упомянуть о том, что у этого ученика был большой опыт в фотографии до курса или что он использовал другие ресурсы для обучения.
  • Предприниматель может выбрать кейс ученика, который прочитал его книгу о здоровом питании и похудел на 10 кг, но не упомянуть о том, что этот ученик также занимался спортом, соблюдал режим сна и пил много воды.
  • Предприниматель может выбрать кейс ученика, который начал слушать его подкаст о личностном росте и получил повышение по работе, но не упомянуть о том, что этот ученик также работал над своими профессиональными навыками, сетевал с коллегами и боссами и был готов к новым возможностям.

Во-вторых, ученики могут приписывать свой успех только инфопродукту, а не другим факторам, которые могли на него повлиять. Это может быть связано с эффектом самовыполняющегося пророчества, когда ученик верит в то, что инфопродукт ему поможет, и поэтому действует так, чтобы это подтвердить. Или с влиянием авторитетов, когда ученик доверяет тому, что говорит наставник, и не ищет альтернативных источников информации.

Как избежать этой ошибки?

ПОСТ ХОК ЭРГОН ПРОХОК – это опасная ошибка, которая может привести к ложным выводам, плохим решениям и потере времени и денег. Как же ее избежать?

Вот несколько рекомендаций:

  • Будьте критичны к информации, которую вы получаете от инфобизнесменов или других источников. Не верьте всему на слово, проверяйте факты, ищите доказательства и контраргументы.
  • Будьте скептичны к своим собственным убеждениям и ожиданиям. Не поддавайтесь эмоциям, предубеждениям или авторитетам. Поставьте себя под сомнение и задавайте себе вопросы: «А не могло ли быть по-другому?», «А не было ли других факторов?», «А не случайно ли это?»
  • Будьте научны в своем подходе к изучению причин и следствий. Используйте эксперименты, статистику, логику и здравый смысл. Сравнивайте разные группы, контролируйте переменные, измеряйте результаты и делайте выводы на основе данных.

ПОСТ ХОК ЭРГОН ПРОХОК – это частая и опасная логическая ошибка, которая может ввести вас в заблуждение и помешать вам достичь своих целей.

Она особенно распространена в инфобизнесе, где многие инфобизнесмены и ученики приписывают причинно-следственную связь тому, что не имеет ее. Встречали ли вы её в своей жизни? - делитесь в комментариях.

Специально для тех, кто дочитал эту статью до конца, у меня есть подарок: бесплатный доступ на три дня к мини-курсу по продажам на сверхвысокий чек через консультации “NEW MONEY”: https://t.me/adele_salebot

Аделя Хайдарова, NEW MONEY

Программа рассчитана на интенсивный формат работы. Всего три дня активной практики помогут вам сформировать понимание целой индустрии продаж. Каждый день вы будете получать новую порцию полезной информации и практических заданий. Вас ждёт:

— Анализ рынка фриланса в 2023 году и рекомендации по дальнейшей стратегии развития для экспертов.

— Пошаговый сценарий продающей консультации, позволяющий переходить к презентации своих предложений без страха озвучить ценник или получить отказ;

— Разбор затыков и белых пятен, из-за которых вы теряете деньги каждый год.

Количество мест ограничено! Переходите по ссылке прямо сейчас и вступайте в новую эру своей жизни – эпоху NEW MONEY:

https://t.me/adele_salebot