Вы когда-нибудь слышали такие истории успеха? «Я пошел на курс по продажам и через месяц увеличил свой доход в три раза»
Или «Я прочитал книгу о личностном росте и стал более уверенным в себе и своих возможностях»
Или даже так: «Я начал заниматься йогой и избавился от хронических болей в спине»
Кажется, что все просто и логично: человек сделал что-то, и получил результат. После этого – значит, по причине этого. Но на самом деле это не всегда так.
Меня зовут Аделя Хайдарова. Я занимаюсь стратегическим консалтингом, упаковкой личного бренда и его монетизацией в социальных сетях, делаю запуски под ключ. Во всех проектах беру на себя полную ответственность за результат, с нуля выстраиваю весь цикл продаж (чаще всего на холодном трафике). И в конце этой статьи я тоже буду продавать, так что будьте готовы 😉
В этой статье я разберу, как мы подвергаемся логической ошибке под названием ПОСТ ХОК ЭРГОН ПРОХОК (лат. post hoc, ergo propter hoc - после этого, следовательно из-за этого), как она влияет на нашу жизнь и бизнес, и как ее избегать.
Что такое ПОСТ ХОК ЭРГОН ПРОХОК?
Это логическая ошибка, когда мы приписываем причинно-следственную связь двум событиям, которые произошли одно за другим, но не обязательно имеют между собой прямую зависимость.
Например:
- «Я носил красный свитер и выиграл в лотерею. Значит, красный свитер приносит удачу»
- «Я съел сырой картофель и заболел. Значит, сырой картофель вызывает болезнь»
- «Я посмотрел фильм ужасов и не смог уснуть. Значит, фильм ужасов мешает засыпать»
В этих примерах мы игнорируем другие факторы, которые могли повлиять на результат, такие как случайность, совпадение, внешние обстоятельства или другие причины.
Почему мы совершаем эту ошибку?
ПОСТ ХОК ЭРГОН ПРОХОК – это одна из форм когнитивного искажения, то есть способа мышления, который не соответствует реальности, но помогает нам справляться с неопределенностью, сложностью или стрессом.
Мы делаем эту ошибку по нескольким причинам:
- Мы стремимся к упорядочиванию окружающего мира и поиску закономерностей. Это помогает нам понимать причины и следствия, делать прогнозы и принимать решения.
- Мы склонны к подтверждению гипотез. Это значит, что мы выбираем ту информацию, которая поддерживает наши убеждения или ожидания, и игнорируем ту, которая им противоречит.
- Мы подвержены эффекту самовыполняющегося пророчества. Это значит, что мы действуем так, чтобы сделать реальностью то, что мы считаем вероятным или желательным, даже если это не основано на фактах.
- Мы поддаются влиянию авторитетов. Это значит, что мы склонны верить тому, что говорят нам люди, которые имеют больше знаний, опыта или власти, чем мы.
Как это влияет на инфобизнесменов и кейсы их учеников?
Инфобизнес – это бизнес, основанный на продаже информации, знаний или навыков в виде курсов, тренингов, книг, вебинаров и т.д.. Инфобизнесмены – это люди, которые создают и продвигают такие продукты.
Один из способов продвижения инфопродуктов – это использование кейсов или историй успеха учеников. Грубо говоря, это рассказы о том, как человек решил свою проблему или достиг своей цели с помощью инфопродукта.
Кейсы учеников могут быть очень эффективным инструментом маркетинга, потому что они:
- Демонстрируют результаты и пользу от инфопродукта
- Создают доверие и симпатию к инфобизнесмену и его продукту
- Вдохновляют желание и мотивацию к покупке и обучению
- Показывают социальное доказательство и принадлежность к сообществу успешных людей
Однако кейсы учеников также могут быть источником ошибки ПОСТ ХОК ЭРГОН ПРОХОК. Почему?
Во-первых, инфобизнесмены могут подбирать только те кейсы, которые подтверждают эффективность их продукта, и игнорировать те, которые не дают желаемого результата или связаны с другими факторами.
Например:
- Предприниматель может выбрать кейс ученика, который пошел на его курс по фотографии и стал известным фотографом, но не упомянуть о том, что у этого ученика был большой опыт в фотографии до курса или что он использовал другие ресурсы для обучения.
- Предприниматель может выбрать кейс ученика, который прочитал его книгу о здоровом питании и похудел на 10 кг, но не упомянуть о том, что этот ученик также занимался спортом, соблюдал режим сна и пил много воды.
- Предприниматель может выбрать кейс ученика, который начал слушать его подкаст о личностном росте и получил повышение по работе, но не упомянуть о том, что этот ученик также работал над своими профессиональными навыками, сетевал с коллегами и боссами и был готов к новым возможностям.
Во-вторых, ученики могут приписывать свой успех только инфопродукту, а не другим факторам, которые могли на него повлиять. Это может быть связано с эффектом самовыполняющегося пророчества, когда ученик верит в то, что инфопродукт ему поможет, и поэтому действует так, чтобы это подтвердить. Или с влиянием авторитетов, когда ученик доверяет тому, что говорит наставник, и не ищет альтернативных источников информации.
Как избежать этой ошибки?
ПОСТ ХОК ЭРГОН ПРОХОК – это опасная ошибка, которая может привести к ложным выводам, плохим решениям и потере времени и денег. Как же ее избежать?
Вот несколько рекомендаций:
- Будьте критичны к информации, которую вы получаете от инфобизнесменов или других источников. Не верьте всему на слово, проверяйте факты, ищите доказательства и контраргументы.
- Будьте скептичны к своим собственным убеждениям и ожиданиям. Не поддавайтесь эмоциям, предубеждениям или авторитетам. Поставьте себя под сомнение и задавайте себе вопросы: «А не могло ли быть по-другому?», «А не было ли других факторов?», «А не случайно ли это?»
- Будьте научны в своем подходе к изучению причин и следствий. Используйте эксперименты, статистику, логику и здравый смысл. Сравнивайте разные группы, контролируйте переменные, измеряйте результаты и делайте выводы на основе данных.
ПОСТ ХОК ЭРГОН ПРОХОК – это частая и опасная логическая ошибка, которая может ввести вас в заблуждение и помешать вам достичь своих целей.
Она особенно распространена в инфобизнесе, где многие инфобизнесмены и ученики приписывают причинно-следственную связь тому, что не имеет ее. Встречали ли вы её в своей жизни? - делитесь в комментариях.
Специально для тех, кто дочитал эту статью до конца, у меня есть подарок: бесплатный доступ на три дня к мини-курсу по продажам на сверхвысокий чек через консультации “NEW MONEY”: https://t.me/adele_salebot
Программа рассчитана на интенсивный формат работы. Всего три дня активной практики помогут вам сформировать понимание целой индустрии продаж. Каждый день вы будете получать новую порцию полезной информации и практических заданий. Вас ждёт:
— Анализ рынка фриланса в 2023 году и рекомендации по дальнейшей стратегии развития для экспертов.
— Пошаговый сценарий продающей консультации, позволяющий переходить к презентации своих предложений без страха озвучить ценник или получить отказ;
— Разбор затыков и белых пятен, из-за которых вы теряете деньги каждый год.
Количество мест ограничено! Переходите по ссылке прямо сейчас и вступайте в новую эру своей жизни – эпоху NEW MONEY: