Найти тему
Tim Stellar

Культорология по Кармину

изображение из Интернета
изображение из Интернета

Анатолий Соломонович Кармин в своей книге пытается максимально
подробно и конкретно, но в то же время интересно, понятно и доступно
рассказать что представляет из себя понятие “культорологии” в целом, а
также само понятие “культура” и его составляющие, историю появления и
становления этого понятия в разных странах, а также наиболее видных
деятелей истории, которые внесли значимый вклад в культуру тем или
иным способом.

изображение из Интернета
изображение из Интернета

В предисловии автор говорит о том, что понятие “культорология”
очень молодо и было введено в начале 1930-хх годов, хотя истоки
формирования отслеживаются еще в 18 веке.
Начинает книгу Кармин с того, что в первой части пытается раскрыть
морфологию слова “культура”. В первой главе первой части он говорит о
том, что понятие “культура” очень многообразно и в обществе до сих пор
является спорным однозначность и всеобщая корректность этого
определения. Вопрос какое определение наиболее лучше подходит
является дискуссионным и сейчас, в 21 веке, при том, что само
определение стало зарождаться еще в далеком 18 веке.
Автор пытается описать разные подходы к изучению “культуры” ее
составляющие и т.д. Он указывает в третьем параграфе первой главы этой
книги, что ее можно понимать и рассматривать совершенно в разных
контекстах. Например, с точки зрения “артефактов”, т.е. вещей и
предметов, или с точки зрения, смыслов, т.е. понимания и восприятия.
Также он рассказывает о функциях культуры, иначе говоря её
предназначение, для чего она необходима и чем обусловлено её состояние.
В четвертом параграфе говорится о функциях культуры. Автор
выделяет 4 таких функции: адаптивную, интегративную,
коммуникативную и функцию социализации. При этом он подробно
расписывает каждую из них.

В заключение первой главы приводится несколько слов о том, как
используется слово «культура» в научных текстах.
Во второй главе автор рассказывает нам о семиотике культуры,
иначе говоря пытается поведать о её знаковой системе. В первом
параграфе он перечисляет и описывает основные виды этих знаков.
функциональные; иконические; конвенциональные; вербальные
(естественные языки); знаковые системы записи, а в последующих
параграфах этой главы он довольно емко, но при этом подробно и четко
описывает каждый из этих видов знаков. При этом главное внимание он
старается уделять вербальным знаковым системам — естественным,
национальным языкам, которые образуют семиотический базис культуры.
С седьмого по двенадцатый параграф второй главы автор подробно
рассказывает о языковых функциях культуры, подробно рассказывает и
объясняет для чего это необходимо и каким образом можно выражать ту
или иную информацию, свои мысли и чувства. В седьмом и восьмом
параграфе используются многие научные понятия, такие, например, как
“фонетика” и “лексика”.
В девятом параграфе говорится о функциях языка в культуре,
показываются соотношения понятий “язык и мышление” “язык и
общение” “язык и речь”, описывается коммуникативная функция языка.
В последних параграфах главы говорится о текстах и видах их
интерпретации, а также примеры этого.
В третьей главе говорится о культурах разных народов.
Раскрываются и соотносятся понятия этноса, нации, народа.
Перечисляются основные критерии различия признаков национальных
культур. Говорится о том, насколько они многогранны и непохожи друг на
друга.

Во втором параграфе третьей главы говорится об этнокультурных
стереотипах, то есть об обобщенном представлении о типичных чертах,
характеризующих какой-либо народ.
Существуют автостереотипы, отражающие то, что думают люди
о своем собственном народе, и гетеростереотипы, относящиеся к другому
народу. Оба эти вида этнокультурных стереотипов складываются и
укореняются в обществе в качестве общеизвестных традиционных
взглядов.
Далее, в последующих параграфах этой главы подробно
описываются национальные особенности некоторых наций. За образец
приняты англичане, французы, испанцы, американцы, китайцы, японцы и
русские.
В последнем, восьмом параграфе этой главы автор пытается
ответить на вопрос существует ли национальный характер и что под ним
следует понимать.
В четвертой главе говорится о социокультурных мирах,
исторических типах культуры и о современных типах культуры и
цивилизации. Подчеркивается, что есть региональные виды культуры и
современные типы цивилизаций.
Часть 2 нашей книги, которая включает в себя 6 глав, говорит
об анатомии культуры, то есть об основных ее составляющих, а таковыми
являются: пространство культуры, ее основные направления и области их
функционирования.
Во втором параграфе первой части представлена трехмерная
модель культуры, которая включает в себя три измерения — в
соответствии с основными типами смыслов, содержащихся в социальной
информации. Этими типами смыслов являются: 1) знания, 2) ценности, 3)
регулятивы. Также эта схема имеет наглядное представление в виде
схематичного рисунка.

В третьем параграфе говорится о культурных формах, а в
четвертом параграфе о свойствах этих культурных форм. Уточняется, что
каждая культурная форма занимает в пространстве культуры некоторую
«нишу», т. е. место, где создаются и функционируют феномены культуры,
относящиеся к этой форме, где протекает деятельность людей с этими
феноменами. Такая «ниша» характеризуется специфическими
сочетаниями «координат», определяющих ее положение по отношению к
«смысловым осям» культурного пространства. Иначе говоря, в каждой
культурной форме воплощаются какие-то специфические смыслы —
знания, ценности, регулятивы. Культурная форма деятельности возникает
и существует потому, что она удовлетворяет потребности людей в этих
смыслах.
В пятом параграфе говорится о понятии “ментальность” и
ментальном поле культуры. Также говорится о ментальном поле,
ментальных комплексах и ментальных связах.
Далее говорится о вопросах мистики и ее мистического сознания
и современного места всего мистического в современном мире. Также в
этом параграфе говорится о рациональном и иррациональном типе
мышления и приводятся исторические примеры.
Во втором параграфе второй главы говорится о ценностях, видах
и системах ценностей и о ценностных парадигма
В третьем параграфе говорится о регулятивах и подробно
описываются виды и способы применения.
Третья глава книги посвящена такому понятию как “духовная
культура” и всем ее составляющим.
Сначала в этой главе говорится о мифологии и её современном
состоянии, затем о религии, дается её определение и перечисляются
основные виды религий.

В четвертом параграфе говорится об искусстве, его видах,
формах и основных предназначениях. Подчеркивается, что искусство - это
зеркало культуры и описываются основные исторические художественные
стили.
В пятом параграфе описывается понятие “философии”, основные
направления философии, её функции и место философии в контексте
культуры.
В четвертом главе рассказывается о таком разделе культуры как
“социальная культура” её особенности и подвиды, говорится о
взаимодействии социальной культуры с духовной.
Так во втором параграфе этой главы описывается нравственная
культура, в третьем - правовая культура, в четвертом - политическая
культура.
В пятой главе автор описывает технологическую культуру и её
основные составляющие - технику, науку и инженерию.
В шестой главе говорится о культурных сценариях деятельности
и их разновидности.
В третьей части нашей книги говорится о динамике культуры.
Уже в первых строчках этой главы подчеркивается, что “культура
изменяется во времени вместе с обществом, которое ее создает. Динамика
культуры включена в динамику всей общественной жизни в целом и
зависит от множества социальных факторов и обстоятельств — как
внутри-, так и внекультурных.” Во всех четырех главах этой части
поднимаются такие вопросы как влияние общества на культуру и
наоборот, перечислены факторы развития культуры, а также механизмы
развития культурной динамики и перспективы такого развития в будущем,
а также то, насколько сильно будущее в культуре может быть сильно и
тесно связано с прошлым и настоящим.

В четвертой главе создан подробный анализ исторического аспекта
культуры, периодизация ее развития в разное время и у разных народов, а
также основные деятели, благодаря которым культура развивалась и
совершенствовалась как явление в те или иные периоды и у тех или иных
народов.