Найти в Дзене

Как научить ребёнка следовать плану?

Здравствуйте, дорогие подписчики Яндекс.Дзена!
Делимся с вами данной статьей из нашего марафона "Готовимся к учебному году", который проходит сейчас у нас
на платформе в Вконтакте. Присоединяйтесь!

Тема обучения ребенка планированию звучит почти на каждой консультации с нейропсихологом. Ведь основное, чему родители хотят научить своих детей – самостоятельности и независимости. А навык планирования играет в этом важнейшую роль. Недостаточность сформированности этого качества является причиной:

  • трудностей в соблюдении режима, распорядка дня;
  • сложностей с выполнением учебных заданий, которые состоят из нескольких компонентов, действий;
  • проблем с работой над длительными проектами, требующих предварительной подготовки;
  • трудностей с выполнением бытовых задач и домашних обязанностей.

Сами собой навыки планирования у ребёнка, к сожалению, не появятся. Их нужно систематически развивать.

Рецепт самый банальный: составляйте планы вместе с ребёнком. На самые разные темы: план дня, уроков, уборки игрушек, решения математической задачки и т.д. На самом деле практически любую деятельность можно «разбить» на составные части, а последовательный подход в её выполнении как раз и будет развивать нужный нам навык планирования и связанные с ним лобные доли мозга.

Но есть 10 важных правил, которые необходимо соблюдать:

  1. План должен быть написан/ нарисован, то есть быть НАГЛЯДНЫМ и ПОНЯТНЫМ ребенку. Например, детям, которым еще сложно читать, целесообразнее иллюстрировать план картинками.
  2. План должен быть НА ВИДУ у ребёнка. Если это план выполнения уроков – то лучше положить его на рабочем столе. Если это план дня, то он должен быть там, где ребёнок часто бывает (а не на холодильнике, который часто удобен родителям, но не ребёнку).
  3. Чем хуже у ребёнка с планированием, тем более ПРОСТЫМ и ПОДРОБНЫМ должен быть план. Например, если ваш ребёнок испытывает трудности с решением задач по математике (постоянно упускает что-то, не может понять условие задачи), то лучше сделать такой план, где будет учтена данная трудность ребёнка:
прочти текст задания
перескажи текст задания вслух:
· О чем задача?
· Что нам известно?
· Что неизвестно, но мы можем узнать?
· Что нужно узнать?
запиши краткую запись задачи
выполни действия
запиши ответ
проверь

Обратите внимание, насколько подробно расписана работа с условием. Данный план поможет ребёнку не хаотично, а последовательно знакомиться с задачей, не упуская важных деталей.

4. Просите ребёнка ПРОГОВАРИВАТЬ ВСЛУХ каждый пункт плана, прежде чем приступать к его выполнению («сейчас мы будем читать задачу»), а после выполнения – СТАВИТЬ ГАЛОЧКУ (или любое другое обозначение), что действие завершено. План ведь нужен нам, чтобы им пользоваться, верно?

5. Если ваш план посвящен какой-то длительной деятельности (выполнение домашнего задания; распорядок дня и т.д.), включайте в него НЕ ТОЛЬКО ДЕЛА, но и ОТДЫХ или приятные для ребёнка занятия (игру, развлечение). Например, будет прекрасно поставить ребёнку в план выполнения уроков после сделанной математики законный перерыв в 5-10 минут.

6. План можно и нужно делать визуально ИНТЕРЕСНЫМ и ПРИЯТНЫМ. Пусть ребёнок, если хочет, записывает пункты цветными карандашами или ручками, а вместо того, чтобы ставить скучные галочки - клеит наклейки. Сделайте иллюстрации или используйте уже готовый красочный планер, если он нравится ребёнку. Фантазии в этом вопросе нет предела.

7. На начальных этапах вовлеченность взрослого очень большая. Родитель и составляет план, и проговаривает его. Иногда на первых этапах даже выполняет все действия совместно с ребёнком, если в этом есть необходимость. ПОСТЕПЕННО передавайте ребёнку инициативу по мере того, как он начинает справляться с отдельными элементами. При этом опять же, важно, чтобы ребёнок всё проговаривал.

8. Передача инициативы ребёнку касается не только того, чтобы ребёнок сам выполнял план, который вы ему составите, но и участвовал в его составлении. ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ИНИЦИАТИВУ: обсуждайте с ребёнком вместе пункты плана, позволяйте ему самому принимать решения о том какие там будут указаны пункты и в какой последовательности (разумеется, в рамках допустимого).

9. Следить, чтобы план выполнялся СИСТЕМАТИЧЕСКИ – тоже, к сожалению, задача родителя. Особенно на первых этапах, когда вырабатывается привычка. Не ждите, что ребёнок сам проявит сознательность с первых дней (но если такое случится, мы только за вас порадуемся).

10. ПООЩРЯЙТЕ ребёнка, если он справляется с выполнением плана, проявил больше самостоятельности, чем обычно и т.д. Отмечайте его успехи, замечайте их. Для повышения мотивации также можно использовать специальные средства – достигаторы. Про них подробнее поговорим завтра на основной страничке марафона "Готовимся к учебному году". Подписывайтесь на ваше сообщество в Вконтакте и присоединяйтесь к марафону!

Обязательно задавайте вопросы и делитесь своим опытом в комментариях!