Британская промышленная революция

167 прочитали

Британская промышленная революция (1760-1840 гг.) принесла инновационную механизацию и глубокие социальные изменения. В ходе этого процесса были изобретены паровые машины, которые использовались на фабриках в постоянно растущих городских центрах. Сельское хозяйство оставалось важным, но хлопчатобумажные ткани стали основным экспортным товаром Великобритании, капитал заменил землю как показатель богатства, а рабочая сила диверсифицировалась, включив в нее гораздо больше женщин и детей.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

А с. 1896 г. Картина на холсте, масло, Сталелитейный завод, Кардифф, ночью, Лайонел Уолден (1862-1933). (Amgueddfa Cymru – Музей Уэльса)
А с. 1896 г. Картина на холсте, масло, Сталелитейный завод, Кардифф, ночью, Лайонел Уолден (1862-1933). (Amgueddfa Cymru – Музей Уэльса)


Определение «революции»

Датировать точное начало и конец промышленной революции в Великобритании проблематично. Историки не все согласны с точными датами, поскольку «революция» была не одним драматическим событием и даже не серией их, а, скорее, длительным и постепенным процессом механизации промышленности и сельского хозяйства, который, в свою очередь, вызвал ряд важных и длительные социальные изменения, главным из которых является ускоренная урбанизация по всей Великобритании. Общепринятый диапазон от середины 18-го века до середины 19-го века полезен, но упускает важные, даже необходимые достижения заранее (например, повышение эффективности в сельском хозяйстве) и продолжение изобретений машин (таких как телефон) впоследствии.

Термин «промышленная революция», введенный историком Арнольдом Тойнби в 1884 году, вводит в заблуждение, поскольку этот процесс перемен не был ни быстрым, ни вызванным народными восстаниями. Кроме того, слово «индустриальный» отрицает важность существенных изменений в сельской жизни в этот период. Что более достоверно, так это то, что несовершенный ярлык «Промышленная революция» действительно отражает идею о том, что произошли огромные изменения, так что сельская местность, города и трудовая жизнь конца 19 века показались бы посетителю конца 16 века невероятными. Писатель Томас Харди (1840-1928) отмечал, что сами по себе паровые железные дороги, вероятно, наиболее заметный элемент «революции» для большинства людей, принесли больше изменений, чем любое другое развитие со времен норманнского завоевания Англии в 1066 году.

Промышленная революция впервые произошла в Великобритании, и поэтому, когда речь идет только об этой стране, ее часто называют Первой промышленной революцией. Там, где эта механизация и урбанизация распространились на другие страны, ее называют Второй промышленной революцией, например, во Франции с 1830 г., в Германии с 1850 г. и в Соединенных Штатах с 1865 г.

Иллюстрация, изображающая Первую промышленную революцию — время технологических и научных инноваций, которые привели к быстрой индустриализации и урбанизации сельскохозяйственной экономики Европы и Северной Америки (термин «Промышленная революция» первоначально был придуман во французском языке, но стал популярным благодаря трудам английского историка Арнольд Тойнби, описывающий британское экономическое развитие между 1760 и 1840 годами). Когда-то изготавливаемые вручную, товары производились массово на механизированных фабриках благодаря внедрению новых машин и технологий, особенно в текстильной, металлургической и с использованием энергии пара. На рубеже 1840-х годов, когда созрели ранние инновации, экономический спад замедлил темпы прогресса. Однако изобретения, разработанные в конце периода, такие как улучшенный транспорт, выплавка железа, электричество и связь (телеграф), заложили основу для будущего промышленного и общественного развития.
Иллюстрация, изображающая Первую промышленную революцию — время технологических и научных инноваций, которые привели к быстрой индустриализации и урбанизации сельскохозяйственной экономики Европы и Северной Америки (термин «Промышленная революция» первоначально был придуман во французском языке, но стал популярным благодаря трудам английского историка Арнольд Тойнби, описывающий британское экономическое развитие между 1760 и 1840 годами). Когда-то изготавливаемые вручную, товары производились массово на механизированных фабриках благодаря внедрению новых машин и технологий, особенно в текстильной, металлургической и с использованием энергии пара. На рубеже 1840-х годов, когда созрели ранние инновации, экономический спад замедлил темпы прогресса. Однако изобретения, разработанные в конце периода, такие как улучшенный транспорт, выплавка железа, электричество и связь (телеграф), заложили основу для будущего промышленного и общественного развития.

Причины промышленной революции

Промышленная революция началась в Великобритании по ряду причин. Существовала эффективная сельскохозяйственная система, которая могла прокормить растущее население. Благодаря своим угольным месторождениям Британия имела в изобилии дешевое топливо и в 1700 году уже имела навыки добычи полезных ископаемых, производя 80% угля в Европе. Еще одним преимуществом знаний для Британии было использование кокса в качестве топлива для производства высококачественного железа. Кокс производится из обожженного угля в печи, чтобы удалить как можно больше примесей. Первая действующая доменная печь, использующая кокс, была использована в 1709 году на заводе Coalbrookdale в Шропшире, принадлежавшем Абрахаму Дарби (1678-1717). Таким образом, Британия располагала как материалом для изготовления машин, так и топливом для их питания еще до того, как началась настоящая промышленная революция.

Рабочая сила в Британии была относительно дорогой из-за расширяющейся сельскохозяйственной системы, которая теперь использовала все больше и больше закрытых земель (земли, реквизированной для ведения сельского хозяйства из общей земли). Фермы нуждались в большем количестве рабочих, но по мере развития урбанизации их стало меньше, и поэтому заработная плата росла. Этот факт означал, что изобретатели стремились получить прибыль для разработки машин, которые могли бы сократить трудозатраты. Правительство предоставило капиталистам благоприятные условия для инвестирования в эти изобретения, и британская торговая империя, особенно созданная Ост-Индской компанией, могла использоваться для использования таких инноваций, обеспечивая рынки для промышленных товаров. Также существовала тенденция уезжать из сельской местности в поисках работы, и это использовалось и ускорялось владельцами бизнеса, способными создавать фабрики на основе машин, особенно текстильные фабрики. Как только шар урбанизации покатился с определенной скоростью, изобретения ускорили «революцию», так как было изобретено больше машин, чтобы сделать их еще лучше, и поэтому механизация росла. Железные дороги продолжили этот процесс, создав еще больший спрос на уголь, железо и сталь. Темпы урбанизации еще больше ускорились, и был создан новый потребительский рынок среднего класса, который стимулировал спрос на больше инноваций и больше продуктов. В то время как некоторые из этих причинных факторов существовали в некоторых других странах, ни в одной из них их не было так много, как в Великобритании.

Паровой двигатель Watt & Boulton, одно из ключевых нововведений промышленной революции. Этот образец, датируемый 1788 годом, является старейшей оригинальной вращающейся паровой машиной в мире. Спроектированный и построенный Джеймсом Уаттом (1736–1819) и Мэтью Бултоном (1728–1809), двигатель потреблял гораздо меньше топлива, чем более ранние модели, созданные другими изобретателями, и поэтому его можно было использовать практически где угодно для приведения в действие фабричных и сельскохозяйственных машин всех видов.
Паровой двигатель Watt & Boulton, одно из ключевых нововведений промышленной революции. Этот образец, датируемый 1788 годом, является старейшей оригинальной вращающейся паровой машиной в мире. Спроектированный и построенный Джеймсом Уаттом (1736–1819) и Мэтью Бултоном (1728–1809), двигатель потреблял гораздо меньше топлива, чем более ранние модели, созданные другими изобретателями, и поэтому его можно было использовать практически где угодно для приведения в действие фабричных и сельскохозяйственных машин всех видов.

Изобретатели и машины

Паровой двигатель


Вода, ветер и мышечная сила уже давно используются для тяжелых машин, таких как ветряные мельницы и водяные колеса. Эти ранние машины позволили владельцам бизнеса заменить старую модель надомного производства, когда, например, квалифицированные ткачи работали в собственных домах, фабричной системой, при которой несколько неквалифицированных рабочих жили в помещении и управляли машинами. Катализатором еще больших перемен стало изобретение паровой машины. Сначала была разработана паровая энергия, чтобы насосы могли осушать шахтные стволы и обеспечивать более глубокую добычу. Паровой насос был запатентован в 1698 году Томасом Савери (ок. 1650-1715). В 1710 году Томас Ньюкомен (1664-1729) усовершенствовал конструкцию Савери и сделал машину более эффективной. Машина Ньюкомена могла высасывать 5000 галлонов (22,7 тыс. литров) каждый час из шахты глубиной 153 фута (46,6 метра). Проблема заключалась в количестве топлива, необходимого для машины. В 1769 году паровая машина Уатта, разработанная Джеймсом Уаттом (1736–1819) с разработками, добавленными Мэтью Боултоном (1728–1809), удовлетворила потребность рынка в мощном двигателе, который можно было бы использовать где угодно. К 1800 году в Британии насчитывалось более 2500 паровых машин, большинство из которых использовалось на шахтах, хлопчатобумажных фабриках и фабриках. Это сопоставимо с 200 двигателями во Франции и менее 10 в США. Появились и другие изобретатели, которые увеличили мощность парового двигателя, так что к 1830-м годам его можно было использовать для привода поездов и пароходов.

Транспорт


Паровые железные дороги произвели революцию в путешествиях и в самой Британии. 27 сентября 1825 года поезд Locomotion 1, изобретенный Джорджем Стефенсоном (1781–1848), доставил первых железнодорожных пассажиров из Стоктона в Дарлингтон на северо-востоке Англии. В 1829 году сын Джорджа Стефенсона, Роберт Стефенсон (1803–1859), создал ракету и участвовал в испытаниях Рейнхилла. Испытания были соревнованиями, призванными найти лучший локомотив для использования на железнодорожной линии, соединяющей Манчестер и Ливерпуль, которая открылась в 1830 году. В 1838 году Бирмингем был соединен с Лондоном; в 1841 году пассажиры могли воспользоваться линией Великой Западной железной дороги из столицы в Бристоль. К 1845 году из Манчестера в Лондон существовала линия, путь по которой занимал восемь часов (старым дилижансам потребовалось бы 80 часов). Железные дороги процветали. К 1870-м годам насчитывалось более 15 000 миль (24 000 км) железнодорожных линий, по которым поезда перевозили более 300 миллионов пассажиров и более 150 миллионов тонн товаров каждый год.

Пароходы следовали за поездами. Инженер Изамбард Кингдом Брюнель (1806–1859) использовал паровую машину для приведения в движение своих гигантских кораблей SS Great Western (1838 г.), новаторского винтового SS Great Britain (1843 г.) и SS Great Eastern (1858 г.), крупнейшего корабль в мире длиной 692 фута (211 м). Эти и другие корабли пересекли Атлантику быстрее, чем когда-либо прежде (10 дней по сравнению с 32 днями на парусах), и вскоре были проложены новые амбициозные маршруты в Индию и Австралию.

Рабочая копия паровозов класса локомотивов Iron Duke. разработан для использования на линиях Великой Западной железной дороги с середины 19 века. ( Железнодорожный центр Дидкота Великого западного общества )
Рабочая копия паровозов класса локомотивов Iron Duke. разработан для использования на линиях Великой Западной железной дороги с середины 19 века. ( Железнодорожный центр Дидкота Великого западного общества )

Заводы


С 1790-х годов паровые машины с таким успехом использовались в текстильной промышленности, что к 1835 году около 75% хлопчатобумажных фабрик использовали паровую энергию. Был изобретен ряд машин, которые произвели революцию в очистке, прядении и ткачестве хлопка. Этими устройствами были летающий челнок (Джон Кей, 1733 г.), прядильная Дженни (Джеймс Харгривз, 1764 г.), водяная рама (Ричард Аркрайт, 1769 г.), прядильный мул (Сэмюэл Кромптон, 1779 г.), механический ткацкий станок (Эдмунд Картрайт, 1785 г.), хлопкоочиститель. (Эли Уитни, 1794 г.), а также ткацкий станок и самодействующий мул Роберта (Ричард Робертс, 1822–1825 гг.). Из-за механизированной фабричной системы британская «хлопчатобумажная фабрика 1836 года была настолько эффективной, что могла конкурировать с ручным прядением в любой точке мира» (Аллен, 187).

Некоторые люди протестовали против возрастающей механизации. Период между 1811 и 1816 годами был особенно проблематичным для фабрикантов. Луддиты ворвались на фабрики и разбили машины, отнявшие у них средства к существованию. Однако в долгосрочной перспективе на фабриках было создано гораздо больше рабочих мест, чем было доступно в старых надомных производствах. К 1830 году каждый 80-й британец работал на текстильной фабрике.


Сельское хозяйство

Промышленную революцию часто описывают как переход от аграрного общества к индустриальному, но сельское хозяйство оставалось важным сектором британской экономики. Сельское хозяйство расширилось, чтобы удовлетворить растущее население за счет процесса огораживания. За 55 лет, с 1760 по 1815 год, было огорожено более 7 миллионов акров (28 300 км²) британских общинных земель. Более качественные удобрения повысили урожайность. Новые методы селекции улучшили поголовье.

Мобильность и топливная экономичность паровой машины Уатта означали, что фермеры могли использовать различные машины где угодно и именно тогда, когда они были необходимы. Эндрю Роджерс изобрел веялку в 1737 году (которая отделяла пшеницу от плевел). В 1787 году Эндрю Мейкл (1719-1811) изобрел первую паровую молотилку (которая отделяла зерно от шелухи). Паровые машины могли выкорчевывать деревья, которые блокировали поля, и осушать заболоченные участки, чтобы сделать их пригодными для возделывания. Машинные инструменты были дешевле, имели лучшие режущие кромки и служили дольше, чем раньше. Массовое производство позволило фермерам ремонтировать свои машины запасными частями, а не заменять их полностью.

Гравюра Дж. Тингла 1835 г. (с иллюстрации Т. Аллома) с изображением механических ткацких станков на текстильной фабрике во время промышленной революции. Ткацкий станок с механическим ткацким станком был изобретен Эдмундом Картрайтом (1743-1823) в 1785 году. Станок удвоил скорость производства ткани и означал, что квалифицированные ручные ткачи больше не нужны. Ткацкий станок получил дальнейшее развитие благодаря таким изобретателям, как Ричард Робертс (1789-1864). К 1835 году в Британии использовалось 50 000 ткацких станков. 
Страница 229 в «Истории хлопкового производства в Великобритании» сэра Эдварда Бейнса, Лондон, Х. Фишер, Р. Фишер и П. Джексон, 1835 г. Библиотеки Калифорнийского университета.
Гравюра Дж. Тингла 1835 г. (с иллюстрации Т. Аллома) с изображением механических ткацких станков на текстильной фабрике во время промышленной революции. Ткацкий станок с механическим ткацким станком был изобретен Эдмундом Картрайтом (1743-1823) в 1785 году. Станок удвоил скорость производства ткани и означал, что квалифицированные ручные ткачи больше не нужны. Ткацкий станок получил дальнейшее развитие благодаря таким изобретателям, как Ричард Робертс (1789-1864). К 1835 году в Британии использовалось 50 000 ткацких станков. Страница 229 в «Истории хлопкового производства в Великобритании» сэра Эдварда Бейнса, Лондон, Х. Фишер, Р. Фишер и П. Джексон, 1835 г. Библиотеки Калифорнийского университета.

Все эти факторы сделали продукты питания дешевле для всех. Британская сельскохозяйственная продукция, наряду с импортом, смогла прокормить население, которое увеличилось с 6 миллионов в 1750 году до 21 миллиона в 1851 году. Обратной стороной было то, что по мере того, как сельское хозяйство становилось более продуктивным, рента резко возрастала, что означало, что многие мелкие фермеры были вынуждены переехать в другое место или попробовать другую профессию. Как и луддиты, некоторые яростно протестовали против механизации. Беспорядки свинга 1830–1832 годов ознаменовались недолгим всплеском разрушения машин в сельской местности. Хотя верно то, что люди покидали сельские районы, чтобы найти новую работу и новую жизнь в городах, многие остались. В 1841 году «чуть более 1 из 5, 22 процента рабочей силы страны, работали на земле» (Шелли, 44 года).


Другие изобретения

Другие важные изобретения во время промышленной революции включали морской хронометр Харрисона, изобретенный Джоном Харрисоном (1693-1776) в 1770 году, который позволял мореплавателям точно измерять долготу. Первый в мире чугунный мост был построен через реку Северн в графстве Шропшир Авраамом Дарби III (1750-89) и открыт для публики в 1781 году. Фредерик Альберт Винзор (1763-1830) продемонстрировал в Лондоне в 1807 году свое новое изобретение уличных фонарей. в котором использовался угольный газ, чрезвычайно полезное вещество, которое также использовалось для отопления дома и приготовления пищи. Фрезерный станок был изобретен примерно в 1818 году, но, что типично для многих изобретений того периода, когда идеи распространялись, заимствовались и воровались, трудно точно определить, кто его изобрел. Машина вырезала такие куски металла, как болты и гайки, которые было бы практически невозможно сделать вручную. Портландцемент был быстросхватывающимся цементом, изобретенным в 1824 году Джозефом Аспдином (1778-1859). Телеграф был изобретен в 1837 году Уильямом Фотергиллом Куком (1806–1879) и Чарльзом Уитстоном (1802–1875) и произвел революцию в средствах связи. Паровой молот был разработан в 1839 году Джеймсом Нэсмитом (1808-1890) и позволял равномерно сгибать огромные металлические детали, необходимые для больших паровых машин, мостов и кораблей. Наконец, конвертер Бессемера, изобретенный Генри Бессемером (1813-1898) в 1856 году, позволил значительно удешевить производство стали, которая прочнее и легче железа.

Положительное влияние промышленной революции

Влияние британской промышленной революции было драматичным. Паровые машины снизили себестоимость производства, увеличили прибыль и позволили удешевить товары народного потребления. Транспортная революция продолжила эту тенденцию, потому что один поезд мог перевозить в 20 раз больше груза, чем судно по каналам, и достигать пункта назначения в восемь раз быстрее. Механизация и железные дороги вызвали бум в угольной, металлургической и сталелитейной промышленности. Появился целый ряд новых рабочих мест, например, на вокзалах, на стройках и на заводах. Женщины получили больше финансовой независимости; женщины составляли более половины рабочей силы на текстильных фабриках. Большинство людей могли позволить себе поездку на поезде к морю раз в год. Телеграф означал, что скорость связи значительно увеличилась.

Ключ Морзе для электрического телеграфа. Из британского почтового отделения и использовавшегося в 19-20 веках. (Музей науки, Лондон)
Ключ Морзе для электрического телеграфа. Из британского почтового отделения и использовавшегося в 19-20 веках. (Музей науки, Лондон)

Грамотность улучшилась благодаря расширению возможностей для получения базового образования, а книги стали дешевле благодаря бумагоделательным и печатным машинам. Люди в городах женились раньше и имели больше детей. Ожидаемая продолжительность жизни выросла из-за улучшения питания и новых прививок, но многое зависело от работы человека, и в некоторые периоды уровень детской смертности мог быть высоким.

К 1800 году городской средний класс увеличился примерно до 25% населения, и они часто могли жить в более приятных зеленых пригородах городов. Средний класс мог посещать постоянно растущее число магазинов, в которых продавался все более широкий ассортимент товаров со всей Британии и ее империи. Их соблазнили потратить свой располагаемый доход с помощью новых маркетинговых стратегий, таких как массовая реклама и элегантные выставочные залы, как у гончара Джосайи Веджвуда (1730–1795). Средний класс мог нанимать слуг и отправлять своих детей в лучшие школы или к частным репетиторам. Уровень жизни большинства людей вырос во время промышленной революции в среднем примерно на 30%, но только с 1830-х годов это стало опытом низших классов.


Негативное влияние промышленной революции

Преимущества «революции» дорого обошлись. Традиционные отрасли промышленности, такие как ручное ткачество и дилижансы, были практически уничтожены появлением паровой энергии. Спрос на дешевую рабочую силу был ненасытным, поскольку мотив прибыли стал более важным для большего числа владельцев бизнеса. С 1800 по 1850 год дети составляли от 20 до 50% рабочей силы в горнодобывающей промышленности, работая в среднем с восьмилетнего возраста. Детский труд использовался с более низкой оплатой, но с теми же 12-часовыми сменами, что и взрослые, во всех отраслях промышленности. Комиссия 1851 г. установила, что «треть детей в возрасте до 15 лет работали вне дома» (Хорн, 57). Эти дети слишком часто жили короткой и необразованной жизнью.

Фабрики предлагали много новых рабочих мест, но большая часть работы была неквалифицированной, скучной и однообразной. Зарплата была регулярной, но рабочий день регулировался по часам. Отсутствовала минимальная заработная плата, заработная плата не зависела от инфляции, а работникам грозила постоянная угроза мгновенного увольнения. У фабричных рабочих было мало передаваемых навыков, поэтому они застряли на своем уровне работы. Кроме того, для открытия бизнеса теперь требовался значительный капитал для инвестирования в оборудование, чтобы продукт мог иметь конкурентоспособную цену. Кроме того, в фабричной системе, где рабочие концентрировались только на определенной части производственного процесса, у рабочих было мало чувства достижения в готовом изделии, что они могли бы делать в старой домашней системе, когда рабочий работал один на одном месте. элемент.

Для мужчин, женщин и детей фабрики были опасными и вредными для здоровья местами. Хлопчатобумажные фабрики всегда держали в темноте и сырости, чтобы защитить хлопчатобумажные нити, что вредно для легких рабочих. Аналогичную опасность имели мины и другие. Машины были опасны и могли привести к серьезным травмам, когда части отламывались или когда быстро движущиеся части защемляли пальцы и конечности. На заводах было шумно, и рабочие часто страдали от слабого слуха. Еще одной опасностью для здоровья было широкое использование токсичных веществ, таких как свинец и ртуть. Менеджеры ввели строгие правила и наложили штрафы. Попытки создать профсоюзы столкнулись с полным запретом правительства с 1799 по 1824 год. Постепенно с 1830-х годов проводились реформы, и условия труда и права рабочих действительно улучшились, поскольку рабочий день был ограничен 10 часами, а работодатели были обязаны платить уделять больше внимания гигиене и безопасности на рабочем месте.

Урбанизация значительно ускорилась во время промышленной революции. Перепись 1851 г. показала, что впервые в городах проживало больше людей, чем в сельской местности. Эта тенденция вызвала уникальные проблемы. В городах стало тесно, и рабочие часто жили в дешевом жилье, а семьи делили собственность. Улицы были загрязнены отсутствием санитарии. В 1837, 1839 и 1847 годах были эпидемии сыпного тифа. В 1831 и 1849 годах были эпидемии холеры. Воздух тоже был загрязнен, так как многие фабрики извергали дым из своих угольных печей. Преступность росла, хотя в основном это была мелкая преступность, по мере того, как росла городская беднота, и в анонимности больших городов становилось легче избежать правосудия. Государство предприняло вялую попытку помочь безработным, предложив работный дом, учреждение, которое намеренно предлагало худшую жизнь, чем мог бы получить даже самый низкооплачиваемый рабочий, если бы он стал привлекательной альтернативой занятости. Несмотря на все проблемы, урбанизация продолжалась, так что к 1880 году только 20% населения Британии проживало в сельской местности, а владение землей было сосредоточено всего у 5% населения.


Распространение промышленной революции

Другие страны догнали Великобританию. Идеи в области технологий, промышленности и сельского хозяйства легко пересекали границы. Некоторым странам с очень дешевой рабочей силой или дорогим топливом пришлось ждать, пока машины не станут дешевле и эффективнее. Распространение железных дорог было хорошим индикатором этого процесса. В Соединенных Штатах первая действующая железная дорога была построена в 1833 году (от Нью-Йорка до Филадельфии). Первая железнодорожная линия в континентальной Европе была построена в Бельгии в 1835 году (от Брюсселя до Малина). К 1870 году к железнодорожной мании присоединились Канада, Австралия, Индия и большая часть Европы. Так было и с другими новшествами. К 20 веку, прямо или косвенно, лишь немногие государства в мире остались незатронутыми щупальцами «прогресса», порожденными промышленной революцией.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Источник