Битва на Курской Дуге - одно из важнейших танковых сражений Великой Отечественной войны, в задачи которой, помимо обороны Курска, входило освобождение Белгорода, Орла и Харькова.
Целью проекта является сохранение и осмыслениеважности и ценности всех тех событий, мужества и героизма советских солдат. Особенно это становится важным в юбилейный год, 80-ю годовщину битвы.
Задачами проекта являются:
- осуществить поиск земляков, уроженцев Тамбовской губернии, которые принимали участие в наступательной операции на Курск, Белгород, Орел и Харьков;
- на основе исторических документов, изучить опыт проведения боевых операций.
Битва за Курск стала ключевым событием Великой Отечественной войны. Успех Красной армии открывал путь к освобождению Украины и остальной территории Советского Союза. Курская область была оккупирована в конце сентября 1941-го и освобождена через 15 месяцев. В курской операции отличились уроженцы Тамбовской губернии С.Н. Перекальский и С.В. Ачкачов.
Степан Николаевич Перекальский 5 февраля, в разгар наступления войск Воронежского фронта на Курском направлении, был назначен командиром 322-й стрелковой дивизии. Действуя на правом фланге 60-й армии, на стыке с войсками Брянского фронта, дивизия совершила за трое суток 120-километровый переход по занесённым снегом дорогам, вступила с хода в бой севернее железной дороги Касторное -Курск и с боями двигалась на запад. Перед дивизией Перекальского была поставлена задача стремительным ударом захватить Курск. Комдив решил атаковать Курск с двух сторон: двумя полками с севера, а третьим – с северо-запада. Это давало возможность рассечь оборону немцев и создать угрозу их окружения. Ночь с 7 на 8 февраля была решающей. Полки 322-й стрелковой дивизии и 248-й отдельной стрелковой бригады начали штурм города. В критический момент штурма С.Н. Перекальскийприехал на самый решающий участок, рассчитывая, что, находясь в передовом батальоне, сможет оперативнее принимать решения в быстро изменяющейся обстановке боя, воодушевлять бойцов и командиров атакующих подразделений.Однако пуля оборвала жизнь Степана Николаевича Перекальского.
В наградном листе, представленном Военным советом 60-й армии, сказано: «За умелое руководство частями дивизии, инициативу и решительность, за личную до последней минуты храбрость и геройство исполняющий должность командира 322-й стрелковой дивизии подполковник Перекальский достоин высшей правительственной награды – присвоения звания Героя Советского Союза». К этому времени Перекальскому было присвоено очередное военное звание – полковник.Его память увековечена. В Тамбове в Парке Победы установлен памятник Степану Николаевичу Перекальскому [6].
Сергей Васильевич Ачкасов — лейтенант, командир звена 176-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт). Его эскадрилья готовилась к боям за Курск. 4 февраля 1943 года лейтенанту Ачкасову было присвоено звание Героя Советского Союза, а 14 марта 1943 года командир эскадрильи лейтенант С. В. Ачкасов погиб при налёте вражеской авиации на аэродром в районе Курска. Похоронен в братской могиле в селе ХалиноКурского района. Приказом Министра Обороны СССР навечно зачислен в списки воинской части, в комнате боевой славы которой установлен бюст Героя [8].
После освобождения Курска 8 февраля 1943 г. основные боевые действия первого этапа сражения планировалось развернуть на северном и южном фронтах Курского выступа; операция проводилась с целью срыва летнего наступления немецких войск. Противник, в свою очередь, ставил своей целью захват всей Курской области по плану с названием "Цитадель".
Маршал СССР Жуков Георгий Константинович отмечал: «… до 12 апреля в Ставке ещё не было выработано конкретное решение о способах действий наших войск в весенне-летний период 1943 года в районе Курской дуги» [3].
Сразу после этого заявления, а именно 12 апреля, состоялось совещание Иосифа Сталина с заместителями, маршалом Георгием Жуковым, маршалом Александром Василевским и генералом-полковником Алексеем Антоновым. В ходе совещания был сделан вывод, что вермахт после распутицы (начало мая) начнёт наступление с целью ликвидации Курского выступа. Поэтому было принято предварительное решение о переходе к стратегической обороне. Именно благодаря выполнению дальновидных решений от 12 апреля 1943 года, уже к концу первой декады мая советская сторона была в основном готова к ведению успешных оборонительных боёв под Курском с теми силами, которыми в этот момент располагал здесь вермахт. А к началу июня по численности войск Красная Армия достигнет показателей, которые они будут иметь в июле, перед Курской битвой.
В Курской операции были задействованы войскаБрянского, Западного, Центрального, Воронежского и Степного фронтов.
Одним из командиров Степного фронта был уроженец Тамбовской губернии, генерал-майор Стенин Владимир Филиппович [10]
В июне 1943 г. генерал-майор В. Ф. Стенин по личной просьбе был переведен на командную должность и назначен командиром 8-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, которая в составе 4-й гвардейской армии Степного фронта вела ожесточенные бои под Ахтыркой по ликвидации прорыва вражеской танковой группы, а в середине августа дивизия участвовала в Белгородско-Харьковской наступательной операции.
За период обороны Курска самым важным событием стала Битва под Прохоровкой - всего в ней участвовало больше 1200 единиц бронетехники. Красная Армия располагала несколькими оборонительными бригадами, в которой находились как советские, так и иностранные танки, поставленные по ленд-лизу. После победы под Прохоровкой Красная Армия продолжила освобождение области, перейдя в контрнаступление, пока не дошла до укреплённых немецких позиций близ города Орла.
Орловская стратегическая наступательная операцияносила название "Кутузов" и представляла собой огромную танковую армию, которую поддерживала пехота, авиация и самоходная артиллерия. Вот что пишут об этом историки, читая донесения Г. К. Жукову: "Разделившись на три фронта, Северный, Брянский (Восточный) и Южный, Красная армия начала медленно, но уверенно пробивать себе путь к городу. Не обошлось и без потерь, однако Южный фронт при поддержке Брянского в первые два дня наступления прорвал тактическую зону обороны противника на Орловско-Курской дуге, и наступление развернулось в широкой полосе, что позволило Центральному фронту нанести удар. 29 июля был освобождён город Болхов, а к утру 5 августа — Орёл» [4].
Во время операции "Кутузов" советские войска впервые встретились с немецкими Pz., Kpfw., VI "Tiger" - живучими тяжёлыми танками с 88-миллиметровыми орудиями, пробить броню которых было сложно. Эта проблема была решена поддержкой авиации и противотанковых артиллерийских установок.
В числе летчиков, отличившихся в боях на Курской дуге был уроженец Тамбовской губернии Полунин Александр Иванович [2].
На фронтах Великой Отечественной войныАлександр Иванович находился с января 1943г. Боевое крещение принял под Воронежем и Орлом, находясь в составе 118-го гвардейского штурмового авиационного полка 225-й штурмовой авиационной дивизии. Сначала был командиром звена, а через некоторое время - заместителем, а затем и командиром эскадрильи.
4 августа 1943 года, в разгар Курской битвы, при штурме вражеских танков самолет Александра Полунина был сбит зенитным огнем противника. Его машина, объятая огнем, с малой высоты упала юго-западнее города Орла, на боевые позициипротивника. Раненный в голову летчик попал в плен, а 2 сентября 1943 года его и других летчиковотправили в Германию. В районе станции Борисов Александр Полунин совершили побег, прорезав финским ножом стену вагона и выпрыгнув на ходу из поезда. Свой боевой путь Александр Полунин продолжил в составе партизанского отряда им. Щорса пока в декабре 1943 его не вывезли на «Большую землю» и возвратили в свой авиаполк.
После освобождения Орла немецкие войска отступили к Белгороду, а часть из них направилась ещё дальше на запад, в сторону Харькова.
3 августа Маршал Жуков объявил о начале Белгородско-Харьковской наступательная операции, присвоив ей кодовое название "Полководец Румянцев". Стратегической задачей Красной Армии являлось стремление освободить эти два немаловажных города. Вторым по важности стратегическим вопросом стал вопрос о методе прорыва обороны противника: сокрушение или окружение. Этот вопрос решался на Ставке ВКГ. В очередном донесении Георгию Жукову, который не смог принять участие в совете, о решении этого вопроса было указано следующее:
«...Операция на окружение требует большего времени на проведение, что позволяло противнику создать деблокирующую группу и навязать тяжелые бои на внешнем фронте. Даже в успешной Сталинградской Битве целостность кольца с трудом удалось сохранить, а окруженная группировка фельдмаршала Паулюса сопротивлялась более 2 месяцев. Окружение Харькова с его развитой аэродромной и дорожной сетью могло стать ошибкой, хотя генерал И. С. Конев неоднократно намекал на окружение города. При окружном штурме Харькова генерал Конев не смог бы перерезать два пути отхода из города (по которым немцы впоследствии отступили в ночь с 22 на 23 августа - прим. автора). Задумка Конева добить отступающих в поле кажется неосуществимой. Поэтому мы отдаём приказ о сокрушительном наступлении на город...» [3].
В ходе самого сражения вскрывались определенные проблемы как в обороне, так и в процессе наступления Красной армии. Об этом свидетельствуют рассекреченные документы Министерства обороны РФ и воспоминания Маршала Г.К. Жукова. Тактика применения артиллерии корректировалась несколько раз во время битвы. Вся артиллерия была поделена напротивотанковые опорные группы, каждое из которых включало от двух до трёх десятков экземпляров техники. Они действовали по особой тактике: привлекали вражескую технику небольшим, но заметным скоплением станковых пулемётов и орудий малого калибра, а затем наносили залповый удал из засады. Жуков требовал организовывать артиллерийский прорыв создав 150-170 стволов на 1 км фронта [11]. Противник не имел средств против этой тактики, и она не теряла актуальности вплоть до конца войны.
Свой вклад в победу на Курской дуге внес артиллерист Василий Фёдорович Нефёдов, уроженец Тамбовской губернии. К июлю 1943 года лейтенант Василий Нефёдов командовал огневым взводом 611-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 6-й гвардейской армии Воронежского фронта. 5 июля 1943 года взвод Нефёдова в районе села Черкасское Яковлевскогорайона Белгородской области отразил крупную немецкую танковую контратаку. На взвод Нефёдовашло около 25 танков, в том числе восемь «тигров». За ними широкими цепями двигалась пехота противника. Многократное превосходство гитлеровцев не смутило советских артиллеристов: подпустив поближе, наши воины встретили врага прицельным огнём. Когда был ранен наводчик, Нефедов лично стал к орудию и подбил шесть танков противника. 20 августа 1943 года у села Колонтаево того же района Нефёдов, приняв на себя командование батареей, отразил немецкую контратаку, уничтожив 6 танков и 1 самоходное артиллерийское орудие противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 сентября 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» лейтенант Василий Нефёдов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» [5].
В сражении на Курской дуге особую роль сыграли инженерные войска. Подвижные отряды заграждения выбрасывались на танковые направления, где, взаимодействуя с частями, ведущими бой, устанавливали минно-подрывные заграждения в непосредственной близости от противника. Это значительно снижало общий темп наступления противника. В составе инженерных войск воевал Жемчужников Иван Иванович. Он был командиром 47-го отдельного инженерно-саперного батальона (60-я инженерно-саперная бригада, 7-я гвардейская армия, Степной фронт) [1].
В процессе проведения инженерно-саперных работ часто вскрывались недочеты, что усложняло работу инженерных войск. Боевые действия подвижных отрядов не всегда согласовывались с войсковыми, артиллерийскими и танковыми командирами. Недостаточно прикрывались минно-подрывными заграждениями стыки дивизий и полков. Отсутствовала непрерывная инженерная разведка тактики преодоления противником наших заграждений. Слабо контролировался расход средств заграждения. Устройство ложных заграждений не нашло широкого применения. Все эти недостатки приказывалось устранить за счет увеличения количества подвижных отрядов, обучения личного состава активным методам борьбы инженерными средствами при взаимодействии с пехотой, артиллерией и танками. А также необходимо было организовать ежедневный осмотр минных полей, находящихся в зоне минометного обстрела противника, непрерывно проводить разведку и широко применять тактику ложных заграждений [7].
Победа на Курской дуге показала, что в целом тактика, выбранная советскими командирами,оказалась верной. Благодаря данным военной разведки, своевременным донесениям командиров и тщательной оценке боевой обстановки, возникающие проблемы удавалось решать и производить своевременно корректировку.Документально подтверждена огромная роль артиллерии, авиации, танковых и инженерных войск в достижении успеха на пути к победе. В Курской битве советские воины проявили мужество, стойкость, отвагу и массовый героизм.Свой вклад в победу в битве за Курск внесли наши земляки, тамбовчане. Многие из них удостоены звания Героя Советского Союза, а их имена навечно увековечена в памяти народа.