Речь пойдёт не об участии этих двух актёров в одном фильме. Я имею в виду Бориса Андреева и Олега Янковского.
Вы не замечали схожести между ними?
Действительно, они совершенно разных амплуа. Борису Андрееву на роду написано играть брутальных героев. Фактурная внешность циркового борца располагает к этому. Напротив, тщедушный Янковский со своим нервным лицом естественно смотрится в роли интеллигентных неврастеников.
Пути двух актёров не могли пересечься - таков закон кинематографической эстетики.
Тем не менее, парадоксальным образом они напоминают мне друг друга. Вероятно, это моё субъективное ощущение, но я попробую его объяснить.
Есть два фильма, в которых каждый из упомянутых актёров предъявил зрителю весь свой актёрский арсенал. Их игра оказалась столь художественно насыщенной, что до сих пор вызывает во мне радостный шок. Речь идёт об "Острове сокровищ" (1971) и "Обыкновенном чуде" (1978).
Борис Андреев в своём немолодом возрасте играет матёрого пирата. Массивная фигура, крупное лицо, хриплый голос идеально подходят для роли. В кадре часто возникает его фас, где контрастным светом высвечивается каждая морщина, и мимика этого лица просто завораживает. Малейшее движение губ, любой его взгляд предельно аффектированы. Он или смеётся, или ненавидит. Здесь Андреев полностью погружён в образ тех легендарных людей прошлого, которые все необходимое добывали собственными руками, не утруждая себя соображениями этики.
Взгляните на кадры:
Жаль, что они не передают голоса актёра. Это отдельная тема. Меня его рыкающие интонации приводят буквально в телячий восторг.
Олег Янковский оказался столь же выразительным. Это рефлексирующий актёр, и в "Обыкновенном чуде" он использовал свои приёмы в полном объёме.
Что только он не делал!
- Выразительный прищур ...
- Глубокая задумчивость ...
- Драматическая пауза ...
- Взъерошивание волос ...
- Протяжные междометия ...
- Удручённый минор ...
- Пафосный мажор ...
- И, главное, его фирменные причмокивания-прицыкивания на разные лады, всеми возможными способами.
Театральная насыщенность игры Янковского резонирует со сказочно сложной моралью пьесы, стократно усиливая эффект восприятия сюжета.
Вот кадры из фильма:
Как мне показалось, и Андреев и Янковский вышли на ту границу актёрской выразительности, которая разделяет драму от фарса. И нигде они не переступили её.
Вот мастера!
Российскому советскому кинематографу есть чем гордиться.
А мне воспоминания о таких людях доставляют бескорыстную радость. Спасибо им.