Два брата и два верных товарища, Александр и Павел Сведомские рано потеряли отца. Денег в семье не хватало, поэтому мать увезла их из столицы в родовое имение Михайловский завод, что в Осинском уезде Пермской губернии, глушь по тем временам. Братья, которые в шутку называли друг друга Барон и Попа, буквально сводили строгую мать с ума постоянными проказами. Однажды они нашли книгу о пиротехнике и не на шутку увлеклись экспериментами с порохом, да так, что как-то раз чуть не спалили дом. В другой раз юные хулиганы украли у саракульского лавочника краски. Мать узнала об этом только дома. Тогда она посадила их в тарантас и заставила ехать назад, за 30 вёрст, чтобы извиниться и вернуть украденное. Пожилой лавочник мальчиков простил и подарил им кисти и краски. Так у братьев появилось новое увлечение – рисование. Спустя много лет Александр и Павел Сведомские стали успешными художниками.
Александр Александрович Сведомский родился в 1848 году в Петербурге, Павел Александрович родился на год позже. Отец был по одним источникам сотрудником лесничества в Пермской губернии, по другим – инженером. После его ранней смерти семья постоянно проживала в скромном имении Михайловский завод. Мать мечтала, что сыновья закончат Горный институт. Они действительно поступили в это учебное заведение, но волею судьбы проучились там недолго и инженерами так и не стали. Мать снова вышла замуж и переехала с детьми к мужу в Германию в Дюссельдорф. Братья недолго учились в Дюссельдорфской Академии художеств, затем в Мюнхене в студии знаменитого Михая Мункачи. Мункачи - уроженец Австро-Венгрии, считается самым известным венгерским художником. Немецкая школа живописи была хорошо известна. Так как художники учились в Европе, их работы заметно отличаются от творений большинства русских художников. Они работали в жанре позднего классицизма, который в России изрядно потеснил суровый реализм передвижников. У Павла всё-таки встречаются работы на тему русской истории или быта.
В 1875 году братья осели в Риме, где и жили большую часть времени, но регулярно наведывались в Петербург и свое пермское имение. И в Риме, и на родине у них были оборудованы совместные мастерские. Свои картины они регулярно посылали на выставки в Россию, а также в страны западной Европы. Часть картин сейчас находится в российских музеях, еще больше в частных коллекциях по всему миру. Наиболее известная работа на территории Российской империи – роспись Владимирского собора в Киеве, к которой организатор работ знаменитый искусствовед Прахов привлёк «звёздный состав»: Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского, Михаила Врубеля и не только. Коллеги в шутку называли братьев «глухашами». В 1879 году за картину «Юлия в ссылке» Павел был награждён Академией художеств большой поощрительной медалью, а за картины «Москва горит» и «Дочь Камелия» – звание почётного вольного общника и большую серебряную медаль. В 1889 году Павел Сведомский был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже за картину «1793 год. Жакерия». Судьба братьев во многом схожа, но было и отличие. Павел, который считается более известным, в 1904 году умер бездетным холостяком, по одним сведениям в Риме, по другим в швейцарском Давосе, где лечился от чахотки. Александр в зрелом возрасте женился и у него была дочь. Он умер в 1911 году в Риме.
Работы П. А. Сведомского
Фульвия успела побывать замужем за тремя видными политиками: Публием Клодием Пульхром (погиб в 52 году до н. э.), Гаем Скрибонием Курионом (погиб в сентябре 49 года до н. э.) и Марком Антонием. Женщина, в отличие от многих современниц, не хотела довольствоваться лишь ролью жены известного человека. Она принимала активное участие в самых разных политических интригах. Своим злейшим врагом считала выдающегося политического и общественного деятеля Цицерона. Цицерон боролся за сохранение республики и против диктатуры, что привело к конфликту сначала с ее первым мужем, затем с Марком Антонием. В итоге Цицерона убили, отрубили голову и руки, а Фульвия развлекалась тем, что втыкала в язык булавки. При жизни Цицерон считался прекрасным оратором.
Гелиогабал - печально известный римский император, славившийся своим распутством. В основе сюжета картины рассказ из «Истории августов», согласно которому пригласивший во дворец своих недоброжелателей Гелиогабал приказал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что пирующие задохнулись. Современные историки склонны считать эту историю вымыслом.
Мария Гамильтон была любовницей Петра I, затем его денщика Орлова. Женщину уличили в том, что она убила своего новорожденного ребёнка, рождённого вне брака. Также она подозревалась в том, что дважды вызывала выкидыши. За это, а также предполагаемые кражи (а воровала она, чтобы делать дорогие подарки своему легкомысленному любовнику Орлову) и критику императора, ей отрубили голову.
Картины, изображавшие сцены в гаремах, были очень популярны ещё с 18 века. С одной стороны - дань увлечению Востоком, с другой - возможность использовать пикантные сюжеты. К тому же европейцы не знали, как на самом деле выглядит гарем изнутри. Это давало возможность художникам проявить фантазию.
Мессалина - жена римского императора Клавдия, которая славилась распутным поведением. Ее имя стало нарицательным.
Эта картина явно в духе передвижников.
*****
*******************
Работы А. А. Сведомского
этот материал также можно увидеть на моём канале тут
#картина #живопись #искусство #художник #биография #рим