Найти тему

Брат за брата. Изысканные картины художников Сведомских

Павел Сведомский "Поцелуй" частное собрание
Павел Сведомский "Поцелуй" частное собрание

Два брата и два верных товарища, Александр и Павел Сведомские рано потеряли отца. Денег в семье не хватало, поэтому мать увезла их из столицы в родовое имение Михайловский завод, что в Осинском уезде Пермской губернии, глушь по тем временам. Братья, которые в шутку называли друг друга Барон и Попа, буквально сводили строгую мать с ума постоянными проказами. Однажды они нашли книгу о пиротехнике и не на шутку увлеклись экспериментами с порохом, да так, что как-то раз чуть не спалили дом. В другой раз юные хулиганы украли у саракульского лавочника краски. Мать узнала об этом только дома. Тогда она посадила их в тарантас и заставила ехать назад, за 30 вёрст, чтобы извиниться и вернуть украденное. Пожилой лавочник мальчиков простил и подарил им кисти и краски. Так у братьев появилось новое увлечение – рисование. Спустя много лет Александр и Павел Сведомские стали успешными художниками.

Александр Александрович Сведомский родился в 1848 году в Петербурге, Павел Александрович родился на год позже. Отец был по одним источникам сотрудником лесничества в Пермской губернии, по другим – инженером. После его ранней смерти семья постоянно проживала в скромном имении Михайловский завод. Мать мечтала, что сыновья закончат Горный институт. Они действительно поступили в это учебное заведение, но волею судьбы проучились там недолго и инженерами так и не стали. Мать снова вышла замуж и переехала с детьми к мужу в Германию в Дюссельдорф. Братья недолго учились в Дюссельдорфской Академии художеств, затем в Мюнхене в студии знаменитого Михая Мункачи. Мункачи - уроженец Австро-Венгрии, считается самым известным венгерским художником. Немецкая школа живописи была хорошо известна. Так как художники учились в Европе, их работы заметно отличаются от творений большинства русских художников. Они работали в жанре позднего классицизма, который в России изрядно потеснил суровый реализм передвижников. У Павла всё-таки встречаются работы на тему русской истории или быта.

В общей мастерской в Риме (1880)
В общей мастерской в Риме (1880)

В 1875 году братья осели в Риме, где и жили большую часть времени, но регулярно наведывались в Петербург и свое пермское имение. И в Риме, и на родине у них были оборудованы совместные мастерские. Свои картины они регулярно посылали на выставки в Россию, а также в страны западной Европы. Часть картин сейчас находится в российских музеях, еще больше в частных коллекциях по всему миру. Наиболее известная работа на территории Российской империи – роспись Владимирского собора в Киеве, к которой организатор работ знаменитый искусствовед Прахов привлёк «звёздный состав»: Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского, Михаила Врубеля и не только. Коллеги в шутку называли братьев «глухашами». В 1879 году за картину «Юлия в ссылке» Павел был награждён Академией художеств большой поощрительной медалью, а за картины «Москва горит» и «Дочь Камелия» – звание почётного вольного общника и большую серебряную медаль. В 1889 году Павел Сведомский был удостоен золотой медали на Всемирной выставке в Париже за картину «1793 год. Жакерия». Судьба братьев во многом схожа, но было и отличие. Павел, который считается более известным, в 1904 году умер бездетным холостяком, по одним сведениям в Риме, по другим в швейцарском Давосе, где лечился от чахотки. Александр в зрелом возрасте женился и у него была дочь. Он умер в 1911 году в Риме.

Работы П. А. Сведомского

Фульвия с головой Цицерона
Фульвия с головой Цицерона

Фульвия успела побывать замужем за тремя видными политиками: Публием Клодием Пульхром (погиб в 52 году до н. э.), Гаем Скрибонием Курионом (погиб в сентябре 49 года до н. э.) и Марком Антонием. Женщина, в отличие от многих современниц, не хотела довольствоваться лишь ролью жены известного человека. Она принимала активное участие в самых разных политических интригах. Своим злейшим врагом считала выдающегося политического и общественного деятеля Цицерона. Цицерон боролся за сохранение республики и против диктатуры, что привело к конфликту сначала с ее первым мужем, затем с Марком Антонием. В итоге Цицерона убили, отрубили голову и руки, а Фульвия развлекалась тем, что втыкала в язык булавки. При жизни Цицерон считался прекрасным оратором.

Погребение в цветах гостей Гелиогабала
Погребение в цветах гостей Гелиогабала

Гелиогабал - печально известный римский император, славившийся своим распутством. В основе сюжета картины рассказ из «Истории августов», согласно которому пригласивший во дворец своих недоброжелателей Гелиогабал приказал рассыпать с потолка розы в таком количестве, что пирующие задохнулись. Современные историки склонны считать эту историю вымыслом.

Две римлянки с бубном и флейтой, 1880-е
Две римлянки с бубном и флейтой, 1880-е
Мария Гамильтон перед казнью (1904)
Мария Гамильтон перед казнью (1904)

Мария Гамильтон была любовницей Петра I, затем его денщика Орлова. Женщину уличили в том, что она убила своего новорожденного ребёнка, рождённого вне брака. Также она подозревалась в том, что дважды вызывала выкидыши. За это, а также предполагаемые кражи (а воровала она, чтобы делать дорогие подарки своему легкомысленному любовнику Орлову) и критику императора, ей отрубили голову.

"В гареме"
"В гареме"

Картины, изображавшие сцены в гаремах, были очень популярны ещё с 18 века. С одной стороны - дань увлечению Востоком, с другой - возможность использовать пикантные сюжеты. К тому же европейцы не знали, как на самом деле выглядит гарем изнутри. Это давало возможность художникам проявить фантазию.

"Мессалина" (1900) Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань
"Мессалина" (1900) Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань

Мессалина - жена римского императора Клавдия, которая славилась распутным поведением. Ее имя стало нарицательным.

Медуза, 1882
Медуза, 1882
"Римлянка у водоема" (1888) Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
"Римлянка у водоема" (1888) Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля
Странствующие музыканты
Странствующие музыканты
"В мастерской масок" (1894) Государственная Третьяковская галерея
"В мастерской масок" (1894) Государственная Третьяковская галерея
В мастерской художника
В мастерской художника
"Юродивый"
"Юродивый"

Эта картина явно в духе передвижников.

*****

Богородица. Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Богородица. Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Голова женщины (1880-е - 1890-е) Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Голова женщины (1880-е - 1890-е) Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
"Ухаживание" (1896) Частное собрание
"Ухаживание" (1896) Частное собрание
"Прибой" Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
"Прибой" Сарапульский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
"Шествие Христа на распятие" Пермская государственная художественная галерея
"Шествие Христа на распятие" Пермская государственная художественная галерея

*******************

Работы А. А. Сведомского

На дворе гостиницы в Риме
На дворе гостиницы в Риме
Ворота в городе Вольтерра, Этрурия
Ворота в городе Вольтерра, Этрурия
Улица в древней Помпее (1878)
Улица в древней Помпее (1878)
На берегу Тибра (1886)
На берегу Тибра (1886)
Цыганский табор (1884)
Цыганский табор (1884)

этот материал также можно увидеть на моём канале тут

#картина #живопись #искусство #художник #биография #рим